РБК Компании
Главная SPEAKER COMMUNITY 19 апреля 2024

Как подготовить бизнес к масштабированию

Бизнес начинается с идеи. А успешный еще и с проектирования и управления. Выжить и вырасти в реалиях рынка и колесе операционки не удастся без стратегий
Как подготовить бизнес к масштабированию
Татьяна Спурнова
Татьяна Спурнова
Эксперт сообщества SPEAKER COMMUNITY

Независимый директор, бизнес советник. Модератор стратегических сессий, автор образовательных программ для предпринимателей. Основатель Бюро трансформаций бизнеса Татьяны Спурновой

Подробнее про эксперта

Развитие любого бизнеса основано на грамотной проектной деятельности и управлении. Вектор успешности — прибыльный и устойчивый рост. Как подготовиться к масштабированию: когда стоит сделать чек-ап и начать перестраивать предприятие. Татьяна Спурнова, бизнес-наставник и ментор с 20-ти летним предпринимательским опытом и сотней успешных кейсов трансформации корпоративных и частных бизнесов, делится ключевыми аспектами и алгоритмами  решений для старта преобразований в компаниях. 

Подготовка к росту

Первое что стоит сделать — рассмотреть себя и свой запрос на изменения: зачем вам необходим рост и каким образом он решает актуальные задачи. В чем ваша мотивация? Перестройка потребует инвестирования времени, усилий команды, ресурсов и запуска новых процессов. Ведь бизнес — это инструмент для решения ваших задач и реализации ваших целей. И стоит быть в комфорте с ними и избежать выгорания.

Синхронизированность
Важно убедиться в том, что все партнеры синхронизированы в своем стремлении к росту и масштабу, готовы к большим компетенциям и ответственности. Необходимо соразмерить личные цели всех.

Оценка актива
Сделайте чек-ап. Бизнес-актив включает в себя и экспертизу, и бренд предприятия, личный бренд, команду. Все то, чем вы обладаете в точке А. Нередко встречается ситуация при которой в цели поставлена точка B, при этом стартовая точка А обесценена. При этом важно обеспечить безопасной контракцией какой-то период нашего роста. 

Воля к изменениям
Путь в масштабирование  —  это огромный стресс, соразмерный жесткому кризису. Важны осознанные решения, четкое понимание, что мысли и идеи о развитии отличны от конкретного пути действий, инвестиций, договоренностей и нового уровня обязательств с которыми это сопряжено. Необходима не только готовность к изменениям, но и к ответам по планам и обязательствам, к которым осуществляется движение.

Штаб прорыва
Стоит оценить наличие в команде людей на которых вы можете положиться. Рост бизнеса требует синергии, ведь с командой только исполнителей далеко не продвинуться. Движение в одиночестве вызовет выгорание, а возможно негатив или даже саботаж среди сотрудников.

Формула прорыва
Если первоначально сложно оформить точную цель, важно четко сфокусироваться на желании и воли к изменениям. Осознать, что прорывы не совершаются из точки А. Не получится вырасти из текущей системы — необходимо переизобрести себя заново, создать новую модель. С точки зрения процесса изменений — отсечь стартовую точку А, удержав только актив и экспертизу, клиента и его потребности. Таким образом, начинается планирование движения от цели, горизонта, от точки В, словно отматывается клубок в настоящее. Но все действия совершаются от этого нового горизонта точки В. 

Сегодня задача любого бизнеса — существовать, принося прибыль, оставаясь  востребованным клиентом. Глобально же, цель предприятия —  его жизнь за пределами жизни собственника. Ведь жизненный цикл продукта/бизнеса существенно изменился и составляет от 1,5 до 7 лет, в то время как, в 90-х годах он составлял 20 лет.

Капканы, которые мешают пробивать потолок

Ограничения в нашем мышлении и системе 
Потолком масштаба предприятия являетесь вы сами. На что способны вы —  на то и способен ваш бизнес. На уровне ответственности собственника предприятия закладывается система и нужные операционные циклы, приводящие к результатам.

Непонимание точки А или неправильная ее оценка
Для оценки можно применить эффективный инструмент —  жизненный цикл организации (И. Адизес). Он поможет проанализировать ступень, на которой находится бизнес и предпринять дальнейшие шаги.

Непонимание своих ролей в бизнесе и в процессе изменений 
Я собственник, генеральный, операционный/исполнительный директор, директор по продажам, маркетингу, развитию, реализации, персоналу, производству, складу…  Обязанности собственника, это, прежде всего, стратегия (видеть препятствия и выстраивать развитие), распределять приоритеты и выделять ресурсы (деньги, людей, время), выстраивать структуру и культуру компании. Все остальное делегируется, при наличии стратегии, обеспеченной ресурсами, правильно выстроенной организационно и приправленной культурным ДНК.

Слабая компетенция управления в команде
Эффективный инструмент в этом случае —  карта дефицитных компетенций через стратегию, целевую оргструктуру и план действий. Выделение тех компетенций, которые необходимы для реализации стратегии. 

Неготовность или неспособность делегировать 
Существует риск: если не делегируем полномочия внутри команды, то не будет лидеров, останутся одни исполнители, а это препятствие для роста. Необходимо проанализировать, где вы мешаете бизнесу, где являетесь слабым звеном. Разложить бизнес-процессы и выстроить грамотную матрицу полномочий — систему делегирования.

Ретроспективный учет, некачественное планирование  
Необходимо применять такие инструменты, как метрики, настройка дашборда,   управленческое и финансовое планирование.  

Отсутствие инструментов и системы обратной связи 
Важно внедрить инструменты для сбора и работы с обратной связью от клиентов.

Неэффективное управление рисками или его отсутствие
Клиент в бизнесе должен быть на вершине пирамиды.  Под развитие любой стратегии необходимо создать хотя бы базовую карту риска. Иметь систему координат и инструменты для принятия решений и оценки.

Неэффективное управление персоналом
Необходимо осознанно выстроить управление персоналом. Если у вас нет HR, то этот функционал лежит на каком-то другом звене.

Недостаток энергии в команде и веры в цели
Команда не понимает цели, стратегию, свое влияние на бизнес-процессы. Сотрудники могут не видеть причинно-следственной связи между своими действиями и общим успехом. Результаты, успешные стратегии побед или причины не выполнения целей качественно не обсуждаются — это порождает слабый уровень стратегического мышления в команде и выгорание сотрудников. 

Алгоритм подготовки бизнеса к масштабированию

Ключевые шаги их последовательность

  1. Видение и стратегия развития бизнеса — куда идем и образ будущего
  2. Миссия и ценности — через миссию возможен кратный масштаб, как масштабируем нашу пользу
  3. Цели и стратегические фокусы — финансовые, репутационные и лидерские метрики к ним
  4. Бизнес-модель
  5. Целевая оргструктура с функционалом, ключевыми метриками успеха
  6. Определение «дефицитов» для реализации стратегии (экспертиза, ресурсы)
  7. Дорожная карта прорыва

Аудит текущей операционной системы на готовность к росту

  1. Анализ текущего состояния бизнеса и его потенциала
  2. Аудит: команды, продуктов, оргмодели, системы управления, мотивации, уровня и качества автоматизации, финансового и управленческого учета
  3. Аудит и настройка системы планирования, постановки и контроля целей и дашбордов
  4. Аудит и оценка оргмодели и план действий, как закрываем недостающие для реализации стратегии компетенции и экспертизу
  5. Аудит качества и эффективности коммуникаций в команде: готовность команды к изменениями вера в цель.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Федеральный экспертОрганизовано более 300 мероприятий федерального и регионального уровней

Профиль

Дата регистрации26.02.2020
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес Карачаево-Черкесская Республика ЧЕРКЕССКИЙ ГОРОД ЧЕРКЕССК УЛ ПУШКИНСКАЯ 92 ОФИС 1
ОГРН 1200900000498
ИНН / КПП 0917038661 091701001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Социальные сети