Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Семейноцентричный бизнес и поддержка отцовства — основа сильной экономики

Эксперт ОКЦ «Умная страна» — о практической поддержке отцов в компаниях и перспективах развития семейноцентричной экономики в России.
Семейноцентричный бизнес и поддержка отцовства — основа сильной экономики
Источник изображения: Архив экспертного клуба «Семья и корпоративная среда»
Ольга Ручьева
Ольга Ручьева
Соучредитель образовательно-консалтингового центра «Умная страна», сооснователь хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0»

Идеолог и сооснователь экспертного клуба «Семья и корпоративная среда», член экспертного совета АНО «Национальные приоритеты», член экспертного совета по семье и детству Народного фронта

Подробнее про эксперта

На прошедшем заседании Совета при Президенте по национальным проектам была обозначена стратегическая важность поддержки отцовства для укрепления института семьи и, как следствие, для развития общества. Этот акцент задает новый вектор для бизнеса и напрямую коррелирует с возрастающим значением семейноцентричного подхода в корпоративной среде, который становится ключевым фактором устойчивого развития бизнеса в современных условиях. 

Сооснователь экспертного клуба «Семья и корпоративная среда» Ольга Ручьева — идеолог и сооснователь хаба семейных проектов «Семья 3.0», соучредитель образовательно-консалтингового центра «Умная страна», член экспертного совета АНО «Национальные приоритеты» и экспертного совета по семье и детству Народного фронта поделилась своим взглядом на практическую поддержку отцов в компаниях, концепцию семейноцентричности 360° и перспективы развития семейноцентричной экономики в России.

Ольга, в ваших докладах и выступлениях часто звучит мысль, что отцовство сегодня недооценено, и это оказывает значительное влияние не только на социальную сферу, но и на экономику страны. Расскажите, пожалуйста, почему отцовство — это не просто личное дело каждого, а ключевой фактор для создания сильных, устойчивых компаний и общества в целом?

Действительно, роль отца в современном обществе зачастую недооценена, и это отражается не только на уровне семейных отношений, но и на уровне бизнеса и экономики в целом. Отцовство — это не просто биологическая функция, а процесс формирования зрелой личности мужчины, способной нести ответственность за семью, за будущее своих детей, а значит, и за будущее общества.

Сегодня многие мужчины воспринимают свою идентичность через призму карьерных достижений и финансового успеха. Это приводит к тому, что они становятся так называемыми «добытчиками на расстоянии» — физически присутствуют дома, но эмоционально и психологически отстранены от семьи. Такая модель поведения создает серьезные проблемы: эмоциональное выгорание, потеря мотивации, снижение лояльности к работодателю и обществу.

В бизнесе это проявляется в высокой текучести кадров, низкой вовлеченности и отсутствии долгосрочного видения. Но когда мужчина реализует себя как отец — он становится лидером с развитым эмоциональным интеллектом, способным вдохновлять и вести за собой команду. Компании, которые инвестируют в поддержку отцовства и семьи в целом, создают корпоративные программы, направленные на развитие мужской зрелости, получают зрелых руководителей, способных строить долгосрочные успешные команды. Это не социальная нагрузка — это инвестиция в человеческий капитал и устойчивое развитие бизнеса.

При этом исторический анализ показывает, что ни либеральная экономика 1990-х, ни государственный капитализм 2000-х не смогли решить демографические и социальные проблемы, усугубившие спад населения и ограничившие экономический потенциал. В то же время семейноцентричная экономика ставит семью в центр социально-экономического развития государства — как базовый институт устойчивости и драйвер этого развития. И мы видим, как компании, интегрирующие семейные ценности в корпоративную культуру, получают реальное конкурентное преимущество — в первую очередь на рынке труда. Они привлекают и удерживают таланты, укрепляют командный дух и создают эмоциональную связь с клиентами.

Особенно это актуально для молодежи, многие из которых выросли в неполных семьях или в условиях социальной нестабильности. Семейные программы в компаниях помогают формировать у сотрудников навыки работы в команде, ответственность и взаимопомощь. Это, в свою очередь, способствует решению демографических проблем — таких как снижение рождаемости и рост числа неполных семей — что является критически важным для России. Для бизнеса это означает не только социальную ответственность, но и повышение эффективности через укрепление корпоративной культуры и создание устойчивых команд.

Мы видим, как сегодня семейноцентричность активно интегрируется в HR-практики. Корпоративные детские сады, гибкий график работы, компенсации на семейные нужды становятся стандартом. Но гораздо важнее — это изменение корпоративной культуры, когда семья сотрудников становится частью миссии компании. И это действительно происходит: в нашем экспертном клубе его участники делятся опытом реализации успешных кейсов, показывающих, что инвестиции в семейные программы окупаются через повышение производительности и снижение затрат на найм и обучение новых сотрудников. 

В настоящее время в России внедряется множество эффективных инструментов решения демографических проблем, включая Национальные проекты, которые, в том числе, создают возможности для интеграции семейных стратегий в корпоративную среду. И это открывает перед бизнесом широчайшие перспективы для долгосрочного развития и решения демографических задач нашей страны. 

В своих выступлениях эксперты ОКЦ «Умная страна» часто акцентируют внимание на проблемах мужской идентичности и ценностных ориентаций. Как именно эти проблемы отражаются на бизнесе и какие практические шаги можно предпринять для их решения?

Одна из главных проблем заключается в том, что в современном обществе мужчина часто ассоциирует свою ценность исключительно с профессиональными достижениями и материальным успехом, но при этом теряет связь с другими важными аспектами своей идентичности — ролью отца, мужа и гражданина. 

Такая «диффузия идентичности», о которой писал еще Эриксон, приводит к внутреннему конфликту, эмоциональному истощению и снижению качества жизни. В бизнесе это проявляется в виде «самцов-доминантов», ориентированных на конкуренцию и индивидуальные достижения, а не на сотрудничество и командную работу. Это ведет к высокой текучести кадров, конфликтам и снижению эффективности работы.

Для решения этих проблем необходима переоценка ценностей, которая включает развитие заботы, ответственности и эмоциональной зрелости. Практически это реализуется через корпоративные программы поддержки отцовства: тренинги по развитию эмоционального интеллекта, создание клубов отцов, менторские программы, где зрелые лидеры делятся опытом баланса между работой и семьей.

Например, опросы показывают, что около 48% отцов испытывают чувство вины за недостаток времени, проведенного со своими семьями, с детьми. Компании могут помочь отцам-сотрудникам, создавая гибкие графики, организуя совместные мероприятия для семей, а также поддерживая сообщества отцов. Это не только улучшает качество жизни сотрудников, но и повышает их лояльность и вовлеченность.

Добавлю, что не только для отцов, но и для каждого сотрудника, имеющего семью, для всего общества соблюдение баланса между эффективностью, контролем, деньгами и творчеством, гармонией, семьей становится ключевым вызовом. И когда компании ориентируются лишь на эффективность и результат, они рискуют потерять человеческий аспект, что ведет к выгоранию и демотивации сотрудников. В то же время семейноцентричность предлагает взглянуть на сотрудника не просто как на человека, а как на часть системы «семья», где ценности заботы и поддержки не менее важны, чем его профессиональные достижения. 

Можно ли напрямую связывать отцовство с эффективным менеджментом? Расскажите подробнее о том, что такое «отцовская модель управления» и как компании могут внедрять эти подходы на практике

Отцовство — это своего рода тренинг лидерства. Управление семьей требует стратегического мышления, умения мотивировать, наставлять и создавать эмоциональную безопасность. Отцы учатся балансировать между авторитетом и поддержкой, что очень важно и в управлении командами.

В своей работе мы выделяем четыре ключевых «отцовских долга»: моральный авторитет, формирование идентичности, обеспечение эмоциональной безопасности и развитие потенциала. Эти принципы легко трансформируются в корпоративные практики: лидер должен быть примером, вдохновлять команду, создавать безопасную среду для развития и помогать раскрывать таланты.

На практике это реализуется через тренинги по коммуникации, развитию эмоционального интеллекта, клубы отцов для обмена опытом, совместные семейные мероприятия. Например, мы организуем встречи, где мужчины обсуждают вызовы и радости отцовства, учатся слушать и поддерживать друг друга. Компании, которые поддерживают такие инициативы, получают более вовлеченных и лояльных сотрудников. Руководитель, который проявляет искренний интерес к семье сотрудника, повышает уровень доверия и мотивации. Это создает атмосферу, в которой люди хотят работать и развиваться.

Вы упомянули экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», расскажите подробнее о его деятельности и как он связан с семейноцентричными практиками, которые вы продвигаете

Наш экспертный клуб был создан в 2024 году по инициативе хаба семейных проектов «Семья 3.0», клуба устойчивого развития и экологии бизнес-школы «Сколково» и образовательно-консалтингового центра «Умная страна». Сегодня клуб — это профессиональная платформа семейноцентричных практик российского бизнеса, объединяющая более 70 экспертов и лидеров рынка из более чем 50 ведущих компаний страны. Это эксперты в сферах HR, ESG, PR, КСО, маркетинга и бизнес-стратегии, и их неоценимый опыт и практические навыки позволяют комплексно подходить к интеграции семейных ценностей в корпоративную среду.

Концепция семейноцентричности 360°, которую продвигает экспертный клуб «Семья и корпоративная среда», смещает акцент на семью как на ядро общества и бизнеса. Мы убеждены, что эффективное взаимодействие с семьями — это стратегический фактор устойчивого развития компаний, повышения их социального капитала и конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе. Миссия клуба — выступать инициатором, архитектором и фасилитатором трансформационных процессов, направленных на создание стандартов и лучших практик. 

Наша деятельность напрямую связана с семейноцентричными программами, которые реализуются компаниями, в том числе с теми, которые разрабатываются образовательно-консалтинговым центром «Умная страна». Одна из таких программ была в этом году представлена на конкурс идей форума «Сильные идеи для нового времени». Она так и называется: «Сильные отцы — сильные компании». 

В ее основе — идея, что отцы, активно участвующие в семейной жизни, развивают навыки эмоционального интеллекта, ответственности и стратегического мышления, которые напрямую переносятся в бизнес-среду. Мы активно интегрируем эту программу в наши инициативы, фокусируя внимание бизнеса на том, на том, как реализация отцовства способствует формированию сильных лидеров и устойчивых компаний. А устойчивые компании — это основа устойчивой и сильной экономики.

Сегодня нереализованный мужской потенциал — это один из факторов, который тормозит экономический рост и развитие общества. Реализованные отцы — это сильные лидеры, способные вести за собой не только семьи, но и компании, и целые сообщества. Наша общая задача — изменить парадигму, сделать отцовство и семейноцентричность стратегическими факторами развития. Это путь к сильным компаниям, сильному обществу и сильной стране.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Семья и корпоративная средаПо инициативе центра в России создан экспертный клуб «Семья и корпоративная среда»
Модель вдохновляющего лидерстваНа основе ДНК России и 17 ключевых ценностей создана модель ценностно-вдохновляющего лидерства
Семейноцентричность бизнеса 360Создана научно-практическая концепция интеграции семейноцентричности в бизнес-функции компаний
Сильные отцы — сильные компанииСоздана и внедряется интегральная программа развития мужского кадрового потенциала компаний

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия