Сергей Васюк: «ИТ-импортозамещение любой ценой — это ошибка»
Директор по сервисной поддержке Сервер Молл Сергей Васюк — о кризисе рынка сервисного обслуживания, рисках импортозамещения и параллельном импорте

Специалист по управлению командами сервисной и технической поддержки, а также оптимизации процессов обслуживания серверов
Рынок сервисного обслуживания серверов переживает даже не тектонический сдвиг, а адаптацию после падения метеорита. Комплектующие подорожали, а вот требования бизнеса к надежности и уровню обслуживания (SLA, Service Level Agreement) остались на уровне 2021 года — если не выше. Компании балансируют между импортозамещением и привычными решениями по параллельному импорту.
Сергей Васюк, директор по сервисной и технической поддержке «Сервер Молл», поделился практическими советами и рассказал, что поможет ИТ-директорам поддерживать стабильную работу серверов и других систем.
Прошло больше трех лет с ухода крупных вендоров, которые занимали чуть ли не весь рынок ИТ-оборудования в России. По логике, предприятия уже должны были мигрировать на отечественные решения или китайские аналоги. Но мы видим, что бизнес держится за серверы Dell, HPE и других производителей до последнего. Это страх перемен или им нет альтернатив?
Это чистая математика. Да, официальная поддержка и поставки закончились — это факт. Но причины, по которым бизнес выбирал бренды первой величины (их еще называют Tier-1), никуда не делись: главный запрос — это надежность и предсказуемость.
Сейчас ИТ-директора выбирают из двух стульев — и оба неудобные. На первом — импортозамещение с заменой инфраструктуры, что увеличивает капитальные вложения в 2–3 раза, не считая рисков миграции. Поэтому отечественный бизнес долго и мучительно привыкает к импортозамещению, избегая до последнего. Да и по технологиям отставание тоже есть.
А на втором — продление жизненного цикла оборудования и закупка нового по параллельному импорту. Большой плюс в том, что привычное железо проще интегрировать: админы уже умеют работать с ним; в стойках стоят предыдущие поколения, готовые к интеграции; софт тот же (в новых версиях), поэтому переучиваться не надо.
С параллельным импортом все понятно. Но какая главная проблема с продлением жизни сервера — запчасти? И как вы решаете эту проблему?
Проблема доступности оригинальных запчастей колоссальная, и дефицит заметно взвинтил цены. Но главная беда даже не в цене, а в качестве того, что везут по неофициальным каналам. На рынке полно компонентов непонятного происхождения: вы можете купить довольно дорогой диск под видом нового, а это будет перемаркированный б/у из китайского дата-центра.
Поэтому сейчас борьбу за корпоративного заказчика выигрывает не тот, кто предложит цену ниже: сэкономил сегодня — получил сбой и простой завтра. Выигрывает тот, кто может гарантировать, что поставляемое оборудование и комплектующие не положат кластер, на котором работают критические бизнес-процессы.
Мы в «Сервер Молл» уже лет 20 восстанавливаем серверы, поэтому для нас решение оказалось простым: отбраковка через отлаженный контроль качества — входная проверка, сборочное тестирование, дефектоскопия и стресс-тесты. Мы, по сути, взяли на себя ответственность, которую раньше нес производитель.

Вы упомянули, что полная замена оборудования может стоить в разы дороже поддержки. Но есть мнение, что обслуживание с заменой комплектующих сейчас — это риск отстать по технологиям или получить деградацию инфраструктуры в будущем. Какие конкретные советы дадите?
Риск — это остаться без сервиса. Вчера был — сегодня нет. Так, например, поступила Cisco со своими клиентами 3 года назад. Российский бизнес успел привыкнуть к высоким стандартам SLA, которые задавали западные бренды. Сейчас задача рынка — импортозаместить не только железо, но и сервис.
Да, у ИТ-директоров есть любимые вендоры, но клиенту, по большому счету, все равно, какой шильдик на сервере и насколько свежий процессор внутри. Ему важно, чтобы система стабильно выполняла бизнес-задачи: завтра, через неделю, через год и так далее. А это можно сделать, если провести жесткий аудит и апгрейд того, что есть. Редко оказывается, что оборудование работает в максимальной комплектации.
Условный пример: вместо покупки нового сервера можно в старом заменить процессоры Xeon Silver на Platinum, нарастить объем памяти с большей частотой, заменить HDD на NVMe-накопители, а разницу в цене вложить в покупку сервисных контрактов на обслуживание — с выездом инженеров и гарантиями. Капитальные вложения будут ниже, а аптайм и производительность — выше.
То есть любое решение о закупке нужно пропускать через фильтр: «Можно ли обойтись текущим железом и софтом?»
Многие говорят только об оборудовании, но ПО тоже важно учитывать, так как в современных платформах виртуализации и контейнеризации можно настроить динамическое распределение нагрузки, чтобы не было простоев мощностей. Представьте, что у вас в офисе 20 кондиционеров, и летом в одном крыле здания всегда жарко, а в другом — холодно. Если раньше надо было покупать еще пять кондиционеров, то с динамическим распределением можно перенаправлять потоки холодного воздуха в горячие места.
Так можно выиграть время, пока рынок отечественного оборудования не стабилизируется по качеству и цене.

В условиях дефицита не проще ли отдать все в облако? Зачем мучиться с обслуживанием серверов?
Все случаи особенны, а универсальной таблетки никогда не будет. Возьмите банки. В силу законодательства (152-ФЗ, требования ЦБ, безопасность) они обязаны держать критичные данные у себя. Так что им нужны свои серверы и СХД. Малый бизнес? Вот им, наоборот, выгоднее уйти в облака, а не тратить время на поиск админов, развертывание оборудования, ПО и так далее. Лучше эти силы и деньги вложить в развитие бизнеса.
Мы запрос рынка видим, поэтому закрываем весь спектр потребностей. Клиент еще не спросил или не узнал, что ему нужно, а у нас ответ и решение уже есть — от инженерно-технических услуг до круглосуточного сопровождения критичных систем. Мы берем под ответственность оборудование, сетевую инфраструктуру, ПО и саму поддержку. Нам важно держать в живом состоянии весь контур ИТ-экосистемы заказчика.
Если у клиента работает критическая СХД и виртуальная сеть, мы комплексно следим за их состоянием. Наши инженеры проведут диагностику, заменят комплектующие, сделают тесты и ПО обновят. Что-то вроде сервисного центра на аутсорсе, который гарантирует бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры под ключ.
Раньше договор с вендором был как скала. Сейчас же поставщики подводят. Что нужно менять в контрактах (SLA), чтобы не остаться у разбитого сервера?
Я бы смотрел не столько на штрафы в договоре, сколько на физические возможности партнера. Да, цена может быть низкой — бюджет-то сходится, но что толку, если у вас B2C интернет-магазин перестанет работать в «черную пятницу» или в предновогодние распродажи? Потери будут титанические.
Локальные запасы оборудования и комплектующих — это, как мне кажется, лучший способ выйти на те уровни SLA, к которым привык бизнес до 2022 года. Поэтому главное изменение в нашей работе — это логистика и реальные активы. Мы создаем собственные склады и сборочные линии, держим штат инженеров с экспертизой. Это защищает заказчика от логистического коллапса и других проблем.
И финальный вопрос: если резюмировать ситуацию на 2025 год одной фразой, то какой она будет?
Ситуация сложная, но контролируемая: нужно быть гибким и не питать иллюзий.
Надежность теперь — это не бренд производителя, а сервисный партнер, который находит решение в условиях санкций. Выигрывает тот, кто инвестирует в поддержку того, что уже работает.
Источники изображений:
Freepik.com
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



