Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку
Главная ИнфоХит 25 декабря 2025

Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025

О том, как изменился спрос на онлайн-курсы в 2025 году, какие направления и ценовые сегменты стали наиболее востребованы
Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025
Источник изображения: Freepik.com
Ринат Нигматулин
Ринат Нигматулин
Генеральный директор «ИнфоХит»

Специалист по SEO и маркетингу в онлайн-образовании

Подробнее про эксперта

В уходящем году российский рынок онлайн-образования переживал непростой этап: привычные правила игры изменились, рост замедлился, а потребители стали инвестировать в обучение более осознанно. Читайте о ключевых цифрах и трендах года.

Ситуация на рынке EdTech-рынка в России 2025

На панельной дискуссии в рамках EdTech Expo-2025 подвели итоги года для онлайн-образования. Эксперты отметили, что рынок продолжает расти, но медленно — всего на 12% за год. Главной задачей компаний стало удержать свои позиции и пережить непростое время. Спикеры выделяют несколько причин такого положения дел:

  1. Государство ужесточило правила рекламы, а это один из главных каналов привлечения учеников. Добраться до своей аудитории стало дороже и труднее.
  2. Из-за выросших процентов по кредитам люди стали осторожнее тратить деньги.
  3. В регионах появились сложности с мобильным интернетом.

Рассмотрим, какая ситуация в разных сегментах. 

Детский сегмент. Крупные игроки вроде «Фоксфорда» отмечают, что рост отрасли оказался ниже ожиданий. Для самого «Фоксфорда» драйвером стала домашняя школа и индивидуальные занятия с репетиторами.

Взрослый сегмент. Год стал временем «приведения в порядок того, что есть», а не попытки охватить новые ниши. Крупные компании делали ставку на проверенные направления. Особенно хорошо показали себя:

  • Высшее и среднее профессиональное образование. Так, лидер рынка, «Синергия», за счет этого сильно вырос.
  • Обучение нейросетям. Спрос на такие курсы подстегивает и развитие смежных областей — дизайна и программирования.
  • Корпоративное обучение.

Агентство Smart Ranking обновило рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке.  

Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025

Лидером традиционно остается «Синергия», которая опережает остальных игроков больше чем в три раза.

На втором месте Skillbox, который активно развивает программы среднего профессионального образования и курсы для работы и по нейросетям.

Тройку лидеров замыкает Skyeng, который инвестирует в офлайн-образование и параллельно запускает новые языковые программы.

Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025

А еще в ТОП-10 вошли:

  • «Яндекс Практикум»;
  • «Фоксфорд»;
  • GetCourse;
  • «Умскул»; 
  • «Учи.ру»;
  • «Актион Университет»;
  • MAXIMUM Education.

Какие курсы выбирают россияне

Россияне стали подходить к выбору онлайн-курсов с осторожностью. В основном, их интересуют программы по повышению квалификации и те, на которых можно получить практические навыки для смены карьеры или более высокого заработка.

Аналитики GetCourse говорят, что россияне выбирают направления:

  • «Финансовая грамотность» — криптотрейдинг и инвестиции.
  • «Заработок» — монетизация знаний, в том числе в e-commerce.
  • «Профессия» — дизайн, IT, бухгалтер, коуч.
  • Обучение иностранным языкам — в первую очередь английскому и китайскому.

Самые популярные программы — с индивидуальным сопровождением или наставничеством. При этом формат обучения теперь предпочитают курсы длительностью до трех месяцев и интенсивы.

Сколько россияне тратили на онлайн-курсы в последний год

Средние затраты на обучение составили 32 190 ₽ — они выросли почти на 6000 ₽ по сравнению с прошлым годом. Как распределяются траты:

  1. Направления, благодаря которым можно сменить профессию — 44 000 ₽.
  2. «Обязательные» программы от работодателя — 27 000 ₽.
  3. Курсы по саморазвитию и хобби — 24 000 ₽. 

GetCourse выделяет три уровня курсов, которые составили основу выручки компаний в 2025 году. 

Премиальные программы от 100 000 ₽. Курсы с индивидуальным сопровождением, доступом к профессиональным сообществам и офлайн-мероприятиями выбирают чаще других, но покупают реже, чем раньше. 

Курсы от 10 000 ₽ до 100 000 ₽. Их стали оплачивать чаще на 5–10%.

Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025

Недорогие клубы и сообщества по подписке. Более 90% клиентов оплачивают их из месяца в месяц. Увеличивается количество подписчиков: в начале года было 90 000 человек, а к осени эта цифра выросла до 118 000.

Центральный университет совместно с редакцией «Бизнес-секретов» и T-Data выяснили, что 75% россиян предпочитают платить без рассрочки за недорогие услуги до 15 000 ₽. Но чем выше стоимость программы, тем больше россиян предпочитают воспользоваться банковскими продуктами. Так:

  • ИТ-курсы стоимостью до 24 305 ₽ оплачивают из своих средств, а до 113 706 ₽ — в рассрочку;
  • программы в сегменте «Спорт» 10 223 ₽ и 132 813 ₽ соответственно. 
Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025

Онлайн-курсы популярны и в городах-миллионниках, и в регионах: на последние приходится 35–70% трансакций. Больше всегда тратятся на обучение детей, получение профессий, изучение ИТ и языков.

Что ждет рынок дальше

Эксперты считают, что в 2026 году рынок онлайн-образования будет продолжать расти. Потребители готовы вкладывать в свое развитие — в среднем они планируют тратить на обучение около 52 000 ₽. Компаниям предстоит сфокусироваться на трендах: 

  1. Всплеск спроса на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Государство активно направляет выпускников 9 классов в колледжи, а поступать в вузы становится сложнее. Значит, спрос на качественную подготовку к единому экзамену будет расти.
  2. Чтобы занимать устойчивую позицию, онлайн-школам нужно разрабатывать предложения и для детей, и для взрослых в разных нишах. Тогда если один сегмент будет проседать, можно вырасти за счет других.
  3. Раз привычная реклама не работает, предстоит пробовать новые ходы, к примеру, коллаборации с маркетплейсами.

Коротко: итоги 2025 года в онлайн-образовании

Рост замедлился. Главное для компаний — удержать клиентов и расширить сферу влияния. 

Люди выбирают курсы для карьеры и заработка: нейросети, профессии, финансы. Популярны короткие форматы, которые длятся до 3 месяцев.

Есть три популярных уровня стоимости продуктов:

  • премиум — основа выручки, но его доля постепенно снижается;
  • средний — растущий сегмент;
  • подписка и клубы— стабильный доход за счет того, что растет число лояльных подписчиков.

Рассрочка — двигатель продаж. Без нее дорогие курсы почти не покупают.

В следующем году компаниям стоит сфокусироваться на развитии нескольких направлений одновременно и искать клиентов на онлайн-агрегаторах курсов вместо привычной рекламы.

Источники изображений:

Smartranking.ru, Getcourse.ru, Secrets.tbank.ru,

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Участие в конференциях2016–2018 года — спикер, информационный партнер «Инфоконференции» и «Питеринфобиз»
«Лучший агрегатор года» 2023Лауреат номинации «Лучший агрегатор года» ежегодной премии Master Vision
«Онлайн-платформа года» 2024Лауреат номинации «Лидерство и управление в образовании» ежегодной премии «Эффективное образование»

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия