Сколько россияне тратили на онлайн-образование в 2025
О том, как изменился спрос на онлайн-курсы в 2025 году, какие направления и ценовые сегменты стали наиболее востребованы

Специалист по SEO и маркетингу в онлайн-образовании
В уходящем году российский рынок онлайн-образования переживал непростой этап: привычные правила игры изменились, рост замедлился, а потребители стали инвестировать в обучение более осознанно. Читайте о ключевых цифрах и трендах года.
Ситуация на рынке EdTech-рынка в России 2025
На панельной дискуссии в рамках EdTech Expo-2025 подвели итоги года для онлайн-образования. Эксперты отметили, что рынок продолжает расти, но медленно — всего на 12% за год. Главной задачей компаний стало удержать свои позиции и пережить непростое время. Спикеры выделяют несколько причин такого положения дел:
- Государство ужесточило правила рекламы, а это один из главных каналов привлечения учеников. Добраться до своей аудитории стало дороже и труднее.
- Из-за выросших процентов по кредитам люди стали осторожнее тратить деньги.
- В регионах появились сложности с мобильным интернетом.
Рассмотрим, какая ситуация в разных сегментах.
Детский сегмент. Крупные игроки вроде «Фоксфорда» отмечают, что рост отрасли оказался ниже ожиданий. Для самого «Фоксфорда» драйвером стала домашняя школа и индивидуальные занятия с репетиторами.
Взрослый сегмент. Год стал временем «приведения в порядок того, что есть», а не попытки охватить новые ниши. Крупные компании делали ставку на проверенные направления. Особенно хорошо показали себя:
- Высшее и среднее профессиональное образование. Так, лидер рынка, «Синергия», за счет этого сильно вырос.
- Обучение нейросетям. Спрос на такие курсы подстегивает и развитие смежных областей — дизайна и программирования.
- Корпоративное обучение.
Агентство Smart Ranking обновило рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке.

Лидером традиционно остается «Синергия», которая опережает остальных игроков больше чем в три раза.
На втором месте Skillbox, который активно развивает программы среднего профессионального образования и курсы для работы и по нейросетям.
Тройку лидеров замыкает Skyeng, который инвестирует в офлайн-образование и параллельно запускает новые языковые программы.

А еще в ТОП-10 вошли:
- «Яндекс Практикум»;
- «Фоксфорд»;
- GetCourse;
- «Умскул»;
- «Учи.ру»;
- «Актион Университет»;
- MAXIMUM Education.
Какие курсы выбирают россияне
Россияне стали подходить к выбору онлайн-курсов с осторожностью. В основном, их интересуют программы по повышению квалификации и те, на которых можно получить практические навыки для смены карьеры или более высокого заработка.
Аналитики GetCourse говорят, что россияне выбирают направления:
- «Финансовая грамотность» — криптотрейдинг и инвестиции.
- «Заработок» — монетизация знаний, в том числе в e-commerce.
- «Профессия» — дизайн, IT, бухгалтер, коуч.
- Обучение иностранным языкам — в первую очередь английскому и китайскому.
Самые популярные программы — с индивидуальным сопровождением или наставничеством. При этом формат обучения теперь предпочитают курсы длительностью до трех месяцев и интенсивы.
Сколько россияне тратили на онлайн-курсы в последний год
Средние затраты на обучение составили 32 190 ₽ — они выросли почти на 6000 ₽ по сравнению с прошлым годом. Как распределяются траты:
- Направления, благодаря которым можно сменить профессию — 44 000 ₽.
- «Обязательные» программы от работодателя — 27 000 ₽.
- Курсы по саморазвитию и хобби — 24 000 ₽.
GetCourse выделяет три уровня курсов, которые составили основу выручки компаний в 2025 году.
Премиальные программы от 100 000 ₽. Курсы с индивидуальным сопровождением, доступом к профессиональным сообществам и офлайн-мероприятиями выбирают чаще других, но покупают реже, чем раньше.
Курсы от 10 000 ₽ до 100 000 ₽. Их стали оплачивать чаще на 5–10%.

Недорогие клубы и сообщества по подписке. Более 90% клиентов оплачивают их из месяца в месяц. Увеличивается количество подписчиков: в начале года было 90 000 человек, а к осени эта цифра выросла до 118 000.
Центральный университет совместно с редакцией «Бизнес-секретов» и T-Data выяснили, что 75% россиян предпочитают платить без рассрочки за недорогие услуги до 15 000 ₽. Но чем выше стоимость программы, тем больше россиян предпочитают воспользоваться банковскими продуктами. Так:
- ИТ-курсы стоимостью до 24 305 ₽ оплачивают из своих средств, а до 113 706 ₽ — в рассрочку;
- программы в сегменте «Спорт» 10 223 ₽ и 132 813 ₽ соответственно.

Онлайн-курсы популярны и в городах-миллионниках, и в регионах: на последние приходится 35–70% трансакций. Больше всегда тратятся на обучение детей, получение профессий, изучение ИТ и языков.
Что ждет рынок дальше
Эксперты считают, что в 2026 году рынок онлайн-образования будет продолжать расти. Потребители готовы вкладывать в свое развитие — в среднем они планируют тратить на обучение около 52 000 ₽. Компаниям предстоит сфокусироваться на трендах:
- Всплеск спроса на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Государство активно направляет выпускников 9 классов в колледжи, а поступать в вузы становится сложнее. Значит, спрос на качественную подготовку к единому экзамену будет расти.
- Чтобы занимать устойчивую позицию, онлайн-школам нужно разрабатывать предложения и для детей, и для взрослых в разных нишах. Тогда если один сегмент будет проседать, можно вырасти за счет других.
- Раз привычная реклама не работает, предстоит пробовать новые ходы, к примеру, коллаборации с маркетплейсами.
Коротко: итоги 2025 года в онлайн-образовании
Рост замедлился. Главное для компаний — удержать клиентов и расширить сферу влияния.
Люди выбирают курсы для карьеры и заработка: нейросети, профессии, финансы. Популярны короткие форматы, которые длятся до 3 месяцев.
Есть три популярных уровня стоимости продуктов:
- премиум — основа выручки, но его доля постепенно снижается;
- средний — растущий сегмент;
- подписка и клубы— стабильный доход за счет того, что растет число лояльных подписчиков.
Рассрочка — двигатель продаж. Без нее дорогие курсы почти не покупают.
В следующем году компаниям стоит сфокусироваться на развитии нескольких направлений одновременно и искать клиентов на онлайн-агрегаторах курсов вместо привычной рекламы.
Источники изображений:
Smartranking.ru, Getcourse.ru, Secrets.tbank.ru,
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети



