Китай: следует трендам или задает их
Китай представил проекты стандартов устойчивого развития на базе двойной существенности. Разбираем ключевые изменения и их влияние на бизнес

Партнер, руководитель практики устойчивого развития и корпоративного управления (ESG) компании «Технологии Доверия» в России
Запрос к раскрытию нефинансовой отчетности об устойчивом развитии со стороны инвесторов, партнеров и регуляторов растет с каждым годом. Если ранее форма нефинансовой отчетности не была строго закреплена и на национальном уровне страны сами определяли объем раскрытия, то в последнее время ситуация стремительно меняется. Сейчас растет потребность в стандартизации, унификации форматов раскрытия нефинансовой отчетности и выравнивании с международными требованиями.
В 2024 году в Китае на государственном уровне были внедрены сразу несколько инструментов, которые способствуют развитию и расширению как добровольного, так и обязательного раскрытия компаниями нефинансовой информации об устойчивом развитии.
В феврале 2024 года под руководством Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Китая (CSRC) три фондовые биржи КНР выпустили руководящие принципы по ESG-отчетности, обязывающие компании, которые входят в индексы SSE 180, STAR 50, SZSE 100 и ChiNext, а также компании, акции которых котируются как на внутренних, так и на зарубежных биржах, раскрывать свои данные в области устойчивого развития. Инициатива направлена на создание единой, сопоставимой структуры отчетности, которая позволит инвесторам и регуляторам оценивать устойчивость китайских компаний.
К 2030 году планируется, что все крупные публичные компании Китая будут охвачены системой обязательного раскрытия нефинансовой информации и национальных стандартов ESG-отчетности.
Комиссия также призывает компании, не подпадающие под эти критерии, публиковать ESG-отчеты на добровольной основе.
Принципы CSRC требуют от компаний раскрывать информацию по всем трем аспектам: E, S и G. По E части требуется раскрытие следующих направлений:
- Оценка влияния изменения климата на стратегию компании, а также кратко-, средне- и долгосрочные стратегии адаптации;
- Общий объем выбросов парниковых газов, включая объем выбросов Scope 1 и Scope 2, принятые меры по сокращению выбросов и возможности, связанные с достижением углеродной нейтральности. При этом раскрытие Scope 3 пока что является опциональным;
- Предотвращение загрязнения окружающей среды и защита экосистем, включая внедрение системы управления окружающей средой, воздействие и меры по сохранению биоразнообразия, информацию об обращении с отходами и механизм реагирования на чрезвычайные экологические ситуации;
- Особенности экономики замкнутого цикла, включая цели и планы, достигнутый прогресс в области утилизации отходов, а также информацию, связанную с потреблением энергии и воды;
- Нарушения в области охраны окружающей среды и административные штрафы или уголовная ответственность, наложенные соответствующими органами.
Биржи также требуют раскрытия основных показателей по S и G частям, таких как гендерное равенство, охрана труда и промышленная безопасность, защита прав человека, структура управления компании, независимость совета директоров и другие.
Тренды в области ESG-отчетности стремительно меняются, отражая переход от формального раскрытия нефинансовой информации к оценке и управлению воздействиями бизнеса. Национальное регулирование естественным образом адаптируется к этим изменениям, вводя новые требования к качеству и сопоставимости нефинансовых данных. В ближайшем будущем такие национальные меры способны вдохновить компании на усиление интеграции ESG-показателей в систему корпоративного управления и стратегического планирования.
В декабре прошлого года Министерство финансов КНР опубликовало проект «Основные принципы раскрытия информации об устойчивом развитии корпораций» для общественного обсуждения, в которых изложены общие требования к раскрытию информации об устойчивом развитии китайскими предприятиями. В основном они соответствуют принципам раскрытия информации Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB), которые требуют от компаний раскрывать информацию, касающуюся управления, стратегии, рисков и другого.
Также 30 апреля 2025 Министерство финансов КНР выпустило проект климатического стандарта для консультаций, в 2027 году планируется введение руководства по климатическому стандарту, а уже к 2030 году — полный пакет климатического стандарта.
Стоит отметить, что несмотря на схожие принципы раскрытия информации с ISSB, Китай ближе к европейской модели раскрытия (CSRD/ESRS). В отличие от стандарта ISSB, который, в первую очередь, ориентирован на финансовую существенность, руководящие принципы Министерства финансов КНР следуют принципу двойной существенности, который предполагает оценку как влияния ESG-факторов на финансовые результаты компании, так и воздействия самой компании на общество и окружающую среду. Выпуск этих руководящих принципов рассматривается как важный шаг в развитии культуры раскрытия информации в Китае. Он знаменует собой начало реализации плана Министерства финансов КНР по выпуску как общего стандарта раскрытия информации об устойчивом развитии корпораций (на основе МСФО S1), так и стандарта раскрытия информации, связанной с климатом (на основе МСФО S2). Выпуск руководящих принципов заложит основу для создания национальной системы раскрытия информации об устойчивом развитии к 2030 году.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



