РБК Компании
Главная МФК «Саммит» 24 сентября 2024

Девять из десяти заемщиков МФО столкнулись с отказом в займе в этом году

Количество людей, столкнувшихся с отказами за последние три месяца, оказалось на 30% больше, чем за первые полгода
Девять из десяти заемщиков МФО столкнулись с отказом в займе в этом году
Источник изображения: Freepik/автор — jannoon028

Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» и МФК «Саммит» («ДоброЗайм») опросили потребителей финансовых услуг, сталкивались ли они с отказами в займах в МФО в 2024 г. По результатам исследования, 93% респондентов, обращавшихся за займами, хотя бы раз получили отказ, и только 7% ни разу не столкнулись с отказом в заявке на заемные средства.

Доли заемщиков, обращавшихся в 2024 г. в МФО за микрозаймом и получавших / не получавших отказ:

  • Не получали отказов — 7%;
  • Получали отказ/отказы в займе в январе-июне — 41%;
  • Получали отказ/отказы в займе в июле-сентябре — 52%.

При этом общее количество респондентов, кому отказали в заявке на заем в последние неполные три месяца этого года (в июле-сентябре 2024 г.), оказалось почти на 30% выше, чем тех, кому отказали в первые шесть месяцев (в январе-июне 2024 г.).

Такие результаты могут быть следствием как усиления продолжающейся консолидации отрасли (все бо́льшая часть выдач займов приходится на несколько десятков крупнейших компании, чей уровень одобрения ниже, чем средний по рынку), так и регуляторных изменений, произошедших в этом году. В частности, с 1 июля 2024 года Банк России вновь ужесточил макропруденциальные лимиты (МПЛ) для банков и МФО. 

Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики «Выберу.ру»:

«Мы, как маркетплейс, со стороны так или иначе видим весь рынок: у МФО достаточно широкая вариативность бизнес-моделей. Раньше это касалось и риск-аппетита. Говоря простыми словами, одномоментно кто-то из компаний мог одобрять 20%, а кто-то — 80%. Сейчас под действием регулирования риск-аппетиты, по-сути, унифицируются, разница «сжимается». Поэтому остающаяся разница скорее обусловлена разными клиентскими потоками «на входе» (аудиториями клиентов), чем самим подходом к оценке рисков. Таким образом, отказы чаще всего получают те клиенты, у кого итак высокая долговая нагрузка».

Примечательно, что одновременно данные опроса «Выберу.ру» и МФК «Саммит» подтвердили тот факт, что, несмотря на рост отказов, общая доля клиентов, обращающихся в МФО в общем количестве потребителей финансовых услуг в последние годы, в т.ч. в этом году стала больше. Из всех респондентов, принявших участие в опросе, обращались в МФО за займом в этом году 3 из 10 человек. Тогда как еще в 2020-2021 гг. соотношение было на уровне 1 к 9 ответивших.

Елена Малышева, коммерческий директор Summit Group:

«В МФК «Саммит» среднемесячный уровень одобрения (доля предодобренных заявок в общем количестве полученных — прим.) в июле-сентябре составляет порядка 39% против 42% в мае-июне. Вместе с тем, здесь скорее речь идет о возвращении к уровню прошлого года (среднемесячный показатель в 2023 г. как раз составлял 39%). Однако, это — скорее частный срез, не общерыночный, поскольку у нас изначально был и сохраняется умеренный риск-аппетит. Гораздо значительнее изменения могут происходить в тех сегментах, где риск-аппетиты были выше. На наличие тренда как раз и указывают результаты нашего исследования. И тренд этот, наверняка, будет усиливаться. Если смотреть глубже, — не на голые цифры, а на обратную связь от заемщиков, то мы действительно все чаще слышим от них про отказы на рынке. Более того, в разговорах с нами потенциальные и действующие заемщики все чаще стали сами проактивно говорить о долговой нагрузке, охотнее и более открыто обсуждают ее с менеджерами. Более того, косвенно это свидетельствует о росте осведомленности потребителей о том, какой она должна быть, и как ее используют кредиторы при оценке клиента. Некоторые клиенты после закрытия займа даже стали говорить: «Я хочу улучшить свою долговую нагрузку, чтобы повысить шансы на получение займа в будущем». В целом, диалог о том, как сделать нагрузку посильной, стал эффективнее. Например, клиенты ответственнее подходят в выбору срока займа, оценивая и «примеряя на себя» размер ежемесячных платежей. В частности, именно идя за потребностью клиентов в меньших ежемесячных платежах, мы ввели в линейку продуктов потребительские займы по срокам, максимально схожим с банковскими кредитами».

Исследование проводилось финансовым маркетплейсом «Выберу» и МФК «Саммит» в сентябре 2024 года. В опросе приняли участие более 1 тыс. потребителей финансовых услуг, проживающих на территории РФ.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Входим в топ рынка14-е место по объему выдач займов и 15-е место по размеру рабочего портфеля (рэнкинги Эксперт РА)
Рост показателей выше отраслиВ 2023 г.: выдачи +77%, выручка +65%, капитал +46%. За 12 лет выдано более 32 млрд руб
Рейтинг кредитоспособности ruBB-Присвоен «Эксперт РА» в конце 2023 г., прогноз «стабильный»
Топ-2 по клиентской открытостиВ I спецрейтинге МФО (Выберу.ру и СРО МиР). Победа в 2 из 3 субрейтингах, в т.ч. «Инфооткрытость»
ТОП-50 работодателей РФРейтинг HeadHunter. Лидер (топ-1) в субрейтинге по лояльности сотрудников в категории «финансы»

Профиль

Дата регистрации29.04.2011
Уставной капитал20 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, ш. Хорошёвское, д. 35 к. 1, кабинет 20
ОГРН 1117746346244
ИНН / КПП 7728771940 771401001

Контакты

Адрес 123007, Россия, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 1, к. 20

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия