Ecom и складские рынки: прогноз развития от Владислава Бакальчука
Аналитики прогнозируют ежегодный рост ecom-рынка страны на 25%. Однако при сложившихся условиях достичь таких показателей сложно. На то есть несколько причинРоссийский предприниматель, сооснователь маркетплейса Wildberries. Руководил операционной деятельностью компании, занимался вопросами продаж, маркетинга и закупок Wildberries
С интересом прочитал новое исследование рынка ecom от Альфа-Банка. Согласен со многими выводами, к которым пришли авторы, но есть несколько уточнений.
Долгосрочные тренды развития маркетплейсов никак не затрагивают ситуацию со складскими и логистическими центрами в России. Уже сейчас их дефицит создает глобальные проблемы для селлеров и заставляет площадки терять объемы и доли рынка. Предположу, что именно сложности с логистикой и хранением товара в ближайшие 2 года подстегнут селлеров к переходу от использования одной площадки к большей омниканальности.
В России действительно существенный дефицит складских площадей, вызванный трансформацией торговли в маркетплейсы. Производственно-складской недвижимости не хватает, и в будущем этот дефицит будет только усиливаться. По моим прогнозам, в ближайшие несколько лет ситуация будет только ухудшаться. Сейчас рынок ecom занимает приблизительно 15%. В перспективе нескольких лет данный показатель достигнет 50%, на этот тренд наложится рост объемов торговли, повышение продаж крупногабаритных товаров, экспортных товаров. Потребность в складской инфраструктуре будет огромной, и дефицит сохранится еще долго.
При этом на ситуацию на рынке будет накладывать отпечаток и экономическая ситуация, и действия крупных игроков. Плюс растут ставки — мы видим, как они уже продолжат расти.
Поэтому в ближайшие несколько лет нас ждет ситуация жесткого дефицита производственно-складской недвижимости, что вызовет резкий рост цен на существующую.
Активный процесс выстраивания логистической инфраструктуры маркетплейсами еще продолжится. В России этот процесс будет долгим — минимум 5 лет будет длиться активная фаза, еще 5 — в чуть менее интенсивном режиме. На ближайшие 10 лет, я думаю, можно довольно уверенно прогнозировать стабильный рост.
При этом и сама инфраструктура будет трансформироваться. Если сейчас это, условно говоря, А-класс 15–16-метровой высоты, то в будущем, при наличии роботизации, возможно, это будут многоэтажные складские строения высотой по 20–40 метров. Такие склады будут, по моим прогнозам, интегрированы в городскую среду для ускорения доставки. Нас ждет интересный процесс замены классических магазинов на маркетплейсы с развитыми операционно-складскими площадями.
В России совокупно построено около 40 млн кв. метров складской недвижимости. Необходимо, как я думаю, увеличение темпов строительства в 2–3 раза, а лучше — кратное. Это та перспектива, которую я вижу исходя из собственных прогнозов развития рынка. Опять же, с учетом дальнейших трансформаций рынка будет происходить изменение и принципа строительства производственно-складских помещений. Вероятно, в ближайшем будущем мы увидим появление площадей не А-класса, а нового, измененного формата.
Могу также прокомментировать данную диаграмму. В целом да, слайд отражает реальное положение дел на начало 2024 года. Так как вся доставка шла через ПВЗ, обработка на складах и в сортировочных центрах стоила где-то 50–53%. Магистральная доставка, которая осуществлялась на грузовиках, фурами, полибоксами, — 13%. Последние мили, развоз из сортировочных центров до ПВЗ — 8%, затраты на сами ПВЗ — соответственно 27%. Могу ошибаться на пару процентов, но в целом цифры верные.
О многоэтажной современной производственно-складской недвижимости
Мы пока не дошли до строительства многоэтажной складской инфраструктуры. Это намного дороже стоит и сложнее технически. Нужно либо частокол колонн делать, либо мощные фермы ставить, перекрытия. Дешевле и эффективнее утрамбовать землю, кинуть на нее бетонную плиту и выставить колонны, которые удерживают крышу и защищают от снега и ветра. Многоэтажная застройка в полтора-два раза дороже. Однако я уверен, что перспективы за этим подходом есть, и мы тоже это будем пробовать, смотреть. Особенно это актуально в таких городах, как Москва и другие крупные мегаполисы, где земля стоит дорого.
Тема актуальная, но она связана со многими проблемами и техническими задачами. Чем больше этажей, тем острее встает вопрос, как на них поднимать товар, как спускать. Технически решить это можно — например, строительством эстакад, — но все это сильно удорожает внутрискладскую логистику.
Несмотря на это, я уверен, что в Москве будущее именно за автоматизированными многоэтажными складами.
Другие проблемы в развитии ecom
Авторы исследования серьезно недооценили критическую ситуацию с нехваткой грамотного и профессионального топ-менеджмента. Названный ими дефицит рядового персонала — только одна сторона медали. Нехватка рабочих рук сказывается в первую очередь на сроках доставки и других логистических процессах. Однако отсутствие квалифицированных руководителей среднего и высшего звена в длинной перспективе оказывает более выраженный негативный эффект на развитие компании и рынка в целом.
Что мы все, опять же, видим на примере команды управленцев, которая расходует миллиарды на неэффективную рекламу на билбордах в 2024 году.
В итоге можно сделать следующие выводы:
- Дефицит складских помещений приведет к глобальным проблемам всего рынка и экономики страны в частности.
- Будущее за автоматизированными многоэтажными складами.
- Дефицит рядового персонала — это краткосрочная проблема.
- Более критическая ситуация с нехваткой профессионального топ-менеджмента будет иметь долгосрочный негативный эффект.
- Неэффективное управление крупнейшим маркетплейсом страны приведет к замедлению всего ecom-рынка России.
- Рост ecom-рынка России обязательно будет, но в данных реалиях годовой рост на 25% пока выглядит маловероятным.
Источники изображений:
Admetrix / РБК
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль