Протоколы рабочих совещаний по налоговым рискам: как действовать
2025 год показал: после предпроверок налогоплательщиками уплачено в 2 раза больше налогов, чем после выездных проверок. Как быть компаниям — даем рекомендации

Имеет значительный опыт разрешения налоговых споров, начиная от стадии предпроверочных мероприятий и до разрешения спора в арбитражных судах различных инстанций
Каждый год, многие компании сталкиваются с вызовами на рабочие комиссии, где им могут вручить протокол о выявленных рисках по налогам. Подобные документы носят информационный характер и лишь фиксируют результаты предпроверочного анализа, не обязывая к доплате налогов. Но учитывая результативность выездных проверок, получение протокола — это тревожный звонок для бизнеса.
Вызовы на рабочие комиссии являются частью предпроверочных мероприятий, когда налоговые решают, кого им проверять в следующем году. В настоящее время получение подобного протокола означает для компании высокий риск назначения выездной проверки, поскольку зачастую является следствием качественного анализа.
По статистике ФНС России, в 2024 году средний размер доначислений на одну выездную проверку составил 101 млн. рублей по Москве и 65 млн. рублей по России в целом, результативность проверок достигает 97% — то есть, доначисления практически гарантированы. Именно поэтому при получении протокола, мы рекомендуем уделить ему внимание.
Значение протоколов рабочих совещаний
Статус протоколов рабочих совещаний такой: подобные документы носят информационный характер и лишь фиксируют результаты предпроверочного анализа. Они не обязывают компанию к немедленной доплате налогов, поскольку обязать налоговая может лишь, когда проведет выездную проверку и задокументирует нарушения актом.
Протокол не может служить основанием для принудительного взыскания налогов или привлечения компании к ответственности.
Цели предпроверочного анализа
Протокол вручается по итогам предпроверочного анализа. Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий для сбора и оценки информации перед проведением выездных налоговых проверок. Цель: принять обоснованное решение о целесообразности проведения проверки — выбрать тех, кого будут проверять.
ФНС России использует автоматизированные системы, которые анализируют доступную информацию о налогоплательщике и выявляют признаки совершения им нарушений. И затем вызывает компанию и сообщает о рисках, вручая протокол.
Поскольку проводился анализ перед проверкой, в протоколе могут быть отражены ряд фактических обстоятельств (анализ положений договоров, описание сделки, показания допрошенных сотрудников), которая помогут компании провести собственный анализ ситуации для принятия решения. Вместе с тем, в последние годы мы также часто сталкиваемся с «пустыми» протоколами, содержащими лишь указание на то, о какой операции речь, с копированием многочисленных общих положений Налогового кодекса.
Какие компании попадают в зону внимания налоговых органов
Для отбора кандидатов на выездную проверку, налоговые используют 12 критериев оценки рисков, закрепленных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
К основным критериям относятся:
- низкая налоговая нагрузка;
- высокая доля вычетов;
- неоднократное приближение к предельным значениям для спецрежимов;
- построение «цепочек посредников» при отсутствии деловой цели;
- непредставление пояснений и документов налоговому органу;
- «миграция» между налоговыми органами.
Помимо этого, налоговые анализируют имущественное положение компании и ее бенефициаров, чтобы оценить возможности компании оплатить потенциальные доначисления, оценить возможности привлечения учредителей или руководителей к субсидиарной ответственности, если организации доначисления не оплатит.
Как реагировать на вызовы на рабочие комиссии и вручение протоколов
Если налоговый орган направил вызов на заседание рабочей комиссии, рекомендуем отнестись серьезно: идти вместе с внутренним или внешним юристом (представителем) командой из нескольких человек.
Неявка руководителя или представителя компании на рабочую комиссию может повлечь административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц от 2 000 до 4 000 рублей, но важно не это.
Игнорирование вызова увеличивает риск назначения выездной проверки, лишая компанию возможности проанализировать ситуацию и принять решение на основе результатов такого анализа, если риск упущен действительно критический высокого уровня. Кроме того, неявка оставляет налоговый орган с подозрением недобросовестности организации, которая не является для бесед.
Как уже было указано ранее, протокол может быть вручен несодержательный («пустой»), по сути, не содержащий обоснования риска. Невзирая на это, мы рекомендуем не игнорировать протокол, проанализировать ситуацию, прежде чем принять решение.
Игнорирование протокола без анализа его содержания и сути операций под риском может привести к проверке, по итогам которой доначисления будут значительно выше: до проверки по протоколу можно уплатить только налоги и пени, после проверки придется заплатить также штраф и существенно возросшие пени, поскольку они считаются за каждый день, пока налог не окажется в бюджете. Кроме того, при выездной проверке налоговая может обратить внимание и на иные рисковые операции и предъявить претензии и по ним.
Игнорируя получение протокола, компания может оказаться попросту неподготовленной к серьезной проверке.
При получении протокола в первую очередь следует провести его анализ и изучить претензии налоговой, на каких фактах и сведениях они основаны, проанализировать документы по хозяйственным операциям под риском, иные источники сведений, пояснения сотрудников, имевших отношение к их совершению, понять насколько обоснованы претензии с точки зрения налогового законодательства и судебной практики.
Далее рекомендуется подготовить и направить в налоговую мотивированный письменный ответ. Хотя Налоговый кодекс не устанавливает такой обязанности, компании выгодно сообщить то, что убедительным образом доказывает отсутствие / ошибочность выявления рисков проверяющими.
Подача уточненной декларации
Один из ключевых вопросов при реагировании на протокол: компании надо решить, подавать ли уточненные декларации. Без проверки, если риск действительно высокий, достаточно уплатить в бюджет только налог и пени, после проверки также штраф и пени, которые будут начислены за весь период проверки в дополнение к тем, что уже были на дату протокола.
Если компания не согласна с наличием риска, все равно рекомендуется представить об этом мотивированные пояснения, содержащие обоснованную позицию по существу рисков с приложением подтверждающих документов. Иной подход сохраняет риск, что проверка будет назначена «автоматически» — в отсутствие ответа и реакции компании.
Как минимизировать риски
Нельзя знать наверняка, будет ли позиция компании принята налоговой. Поэтому рекомендуется помимо подготовки ответа на протокол в тот короткий срок, что предоставлен компании, продолжить анализ операций под риском, обеспечив ему должную глубину: собрать / восстановить все документы и информацию, опросить сотрудников и собрать информацию (бизнес-планы, рабочие (производственные) планы, презентационные материалы, рабочая переписка и др.), чтобы максимально укрепить позиции на случай проверки и спора — позицией и документами.
Если проверка не будет инициирована, в любом случае будут проанализированы сложившиеся в компании подходы, собраны документы, сформирована позиция на все будущие периоды, пока операции повторяются и могут вновь стать предметом ежегодной предпроверки, пока не приведут к выездной проверке.
Проявление должного внимания к протоколам рабочих комиссий — рискам, выявляемым налоговыми при анализе до проверки, — позволит компании избежать ситуаций внезапной реализации высоких рисков. Принятие конструктивной проактивной позиции в подобных случаях гораздо ценнее для компании, поскольку позволяет лучше прогнозировать возможный отток денежных средств в результате доплаты налогов.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



