РБК Компании
Главная ЭКОПСИ 27 декабря 2023

Путь самурая: как пройти успешную адаптацию на новом месте работы

Процесс адаптации к новой компании может проходить очень по-разному и во многом зависит от того, как построена программа адаптации
Путь самурая: как пройти успешную адаптацию на новом месте работы
Анна Тимофеева
Анна Тимофеева
Партнер, руководитель практики «Работа с талантами»

Является одним из авторов подхода GAIN — метода оценки и развития управленческих команд

Подробнее про эксперта

Эксперты «ЭКОПСИ» в конце 2022 года провели исследование программ адаптации в более чем 150 компаниях из 6 стран СНГ: России, Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Грузии и Таджикистана. Многие выводы, которые были сделаны по итогам этого исследования могут быть полезны не только HR-специалистам, но и широкому кругу читателей, которым хочется легче адаптироваться на новом месте, быстро выйти на свою максимальную эффективность и показывать отличные результаты. На основе данных исследования и модели адаптации «6П», разработанной экспертами «ЭКОПСИ» мы сформировали ряд советов для тех, кто вышел на новое место работы.

1. Найти «главного взрослого»

Первая неделя, а особенно первый день и сам момент прихода в компанию сильно влияют на адаптацию и на решение остаться в компании. Здесь опасны две крайности: эйфория на одном полюсе и страх не справиться — на другом. Самое важное в первые дни — найти «главного взрослого». Это может быть непосредственный руководитель, наставник или просто более опытный коллега, к которому можно подойти с любым вопросом, проблемой. Наличие такого проводника по компании значительно повышает вероятность успешной адаптации.

Новички и бизнес-руководители, участвовавшие в исследовании, отметили, что наиболее ценные инструменты адаптации — поддержка опытных коллег (наставничество во всех его проявлениях) и регулярные встречи с руководителем по предоставлению обратной связи. 

2. Сформировать социальные связи и поставить цели

Первое впечатление сложилось, и начинается более длительный период — проверка ожиданий. Эйфория или стресс первой недели прошли, включается аналитическое, рациональное мышление: постоянное сравнение обещаний компании и их реализации, прошлого опыта и текущего, своих ожиданий и реальности. Часто в этот момент возникает «синдром самозванца», который не зависит от того, насколько успешными вы были на предыдущем месте. Вам нужно зарекомендовать себя, держать марку, поэтому порой сложно признаться, что что-то не понятно, не получается. 

В этот период важно не только сформировать с вашим руководителем понятные цели на ближайшую перспективу, но и разобраться, как их достичь, где брать ресурсы. Поддержка в достижении целей необходима до тех пор, пока вы не будете уверены, что можете выполнить их сами.

На этом этапе вы начинаете развивать социальные связи, здесь бывает полезна практика бадди (от англ. Buddy — друг, приятель), чья задача поддерживать, мотивировать, неформально делиться информацией. Если в компании, где вы начали работать, используется такой инструмент, воспользуйтесь им. Но эту роль могут также выполнять наставник или непосредственный руководитель, реже — кто-то из HR. 

3. Не приравнивайте испытательный срок к периоду адаптации

Подходит к концу испытательный срок (и адаптационный период в большинстве компаний), пора принимать решение. На этом этапе сотрудника и работодателя в целом все может устраивать, а вот после завершения испытательного срока ситуация порой меняется. Происходит так потому, что процесс адаптации требует больше времени. Согласно разным исследованиям, срок выхода сотрудника на хороший уровень результативности составляет не менее 6 месяцев. При неэффективной адаптации этот процесс может занимать год или даже больше. Как правило, чем выше уровень позиции, тем длиннее может быть программа адаптации.

Исследование «ЭКОПСИ» подтвердило эти данные: с увеличением уровня позиции новичка продолжительность программы также увеличивается. Например, около 32% компаний адаптируют руководителей среднего и высшего звена в течение 6 месяцев, а 25% компаний адаптируют даже руководителей линейного звена в течение того же периода. Есть также компании, которые проводят программы адаптации продолжительностью до года для сотрудников разных категорий. Важно понимать это, чтобы не приравнивать период адаптации к испытательному сроку и, взвешивая «за» и «против» в конце испытательного срока, принимать решение с учетом того, что адаптация может быть еще не завершена, а значит и на максимальную эффективность вы еще не вышли.

4. Подготовьтесь к самостоятельному плаванию

С завершением испытательного срока период плотного сопровождения сотрудника завершается, он отправляется в самостоятельное плавание. Согласно исследованию «ЭКОПСИ» 75% и более сотрудников проходят испытательный срок в 89% компаниях с крайне эффективными программами адаптации. Как правило такие программы продолжаются и после завершения формального испытательного срока. Связь эффективной адаптации и текучести первого года очевидна: 100% компаний, где уровень увольнений в первый год составляет от 75% до 90%, считают свою программу адаптации неэффективной. С другой стороны, 79% компаний, где уровень увольнений первого года составляет менее 10%, считают свою программу адаптации эффективной. 

Большой процент увольнений в первый год работы может быть связан с большой разницей между тем, как происходила работа в течение испытательного срока и после его завершения (резко перестают оказывать поддержку, сильно меняются задачи, объем работы, требования), и не все сотрудники готовы с этим мириться. В то же время часто сами сотрудники расслабляются, ведь испытательный срок пройден, уволить теперь сложнее. 

Если компания перестает поддерживать сотрудников по завершении испытательного срока, то спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Чем деятельнее и активнее человек, тем больше шанс на успешное и быстрое завершение адаптации.

Если все предыдущие этапы пройдены успешно, то к концу первого года найма происходит полная интеграция сотрудника. Растет уверенность в своих силах, развиваются профессиональные навыки, приобретаются новые социальные связи. Сотрудник начинает ассоциировать себя с компанией, понимает и принимает ее культуру, возможности и ограничения в работе. 

5. Постоянно держите связь со своим непосредственным руководителем

Исследование «ЭКОПСИ» показало, что участие руководителя в процессе адаптации — критически важно для быстрого выхода на эффективность новых сотрудников. 

Данные говорят, что программы адаптации, в которых руководители активно участвуют и несут ответственность за определенные элементы в 71% случаев оцениваются участниками исследования как эффективные. С другой стороны, программы, в которых руководители не принимают участия в адаптации, либо не несут за нее ответственность в 83% случаев получали низкую оценку эффективности.

Любопытны также данные о том, как распределение ответственности связано с выходом новичка на эффективность. Наиболее распространенный период выхода сотрудника на уровень эффективности — 6-12 месяцев. Если руководитель не отвечает за адаптацию, этот срок увеличивается до года и более. Сотрудники в 2 раза чаще успешно проходят испытательный срок, если за их процесс адаптации частично или полностью отвечал руководитель.

Как бы ни был устроен процесс адаптации в вашей компании, чем больше вы сами будете привлекать к тебе внимание руководителя, встречаться для постановки целей, обсуждать результаты, просить обратную связь, тем эффективнее пройдет адаптация.

А если программы адаптации нет?

Если вы вышли на работу в государственную компанию или организацию со смешанной формой собственности, будьте готовы к тому, что программы адаптации там нет в принципе. Согласно результатам исследования, 41% государственных организаций не имеют программы адаптации. Это впечатляющая цифра, которая указывает на недостаток внимания к адаптации новых сотрудников, что является несомненным препятствием для успешного прохождения испытательного срока и снижения текучести кадров в госкомпаниях, развития вовлеченности и продуктивности сотрудников. Но в ваших силах даже при отсутствии общей программы адаптации успешно преодолеть этот этап: найдите себе неформального наставника или хотя бы бадди (того, кто окажет моральную поддержку и поможет в житейских вопросах), плотнее взаимодействуйте с непосредственным руководителем, простите давать вам обратную связь, корректируйте свою работу в соответствии с ней.

Каждый сам творец своего счастья

Какой бы хорошей и продуманной не была программа адаптации, больше всего заинтересованы в успешной адаптации мы сами. Не ждите, что кто-то сможет это сделать за нас. Мы взрослые, самостоятельные люди и только мы ответственны за свои решения и поступки. Компания может сделать многое, но во многом успех зависит от того, насколько мы сами будем активы и сможем использовать предлагаемые инструменты, не будем бояться ошибок и осуждения, будем задавать вопросы, пробовать и достигать успеха. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации05.08.2002
Уставной капитал800 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, пер. 4-й Лесной, д. 4, офис 473 этаж 4
ОГРН 1027710002759
ИНН / КПП 7710434132 771001001
Среднесписочная численность168 сотрудников

Контакты

Адрес 127015, Россия, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 1, 17 этаж, БЦ «Савеловский Сити»
Телефон +74956450040

Социальные сети