Цены на машины не упадут: РОЛЬФ комментирует планы Минпромторга
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей дилерского центра «РОЛЬФ», — о реальности плана по локализации и ключевых факторах его реализации

Недавно озвученная Минпромторгом цель — увеличить до 80% долю автомобилей, произведенных в России, — выглядит амбициозно на фоне текущих 55%. Однако отраслевые эксперты считают эту задачу выполнимой. Более того, процесс уже активно идет.
Дорастить долю отечественных авто до 80% — реально
Первое и ключевое уточнение: речь идет не об увеличении доли именно российских марок, а об автомобилях, собранных на территории России. Это принципиально разные вещи.
Сейчас в России работает уже около 8 автозаводов из 11, которые были задействованы ранее. Это и возобновленные мощности бывших заводов Hyundai и Volkswagen, и действующие производства. Доля автомобилей, произведенных в РФ, — сюда входят и Lada, и локализованные китайские бренды, — уже превышает 50%.
Драйвером роста выступает регуляторная политика: утильсборы и программы субсидирования, которые напрямую зависят от уровня локализации. Чтобы сохранять конкурентную цену, брендам приходится переносить сборку в Россию.
Из первой десятки по объему продаж осталось всего два крупных бренда — Geely и GAC, — которые пока не имеют локальной сборки, но активно ищут решения. Остальные либо уже производятся здесь, либо запустят сборку ключевых моделей в следующем году. До 2035 года еще 9 лет — этого времени более чем достаточно, чтобы добиться целевых 80%.
Три блока нового рынка и главный приоритет покупателя
Российский авторынок сегодня четко сегментирован:
- Российские бренды (Lada, УАЗ, «Москвич», Evolute).
- Китайские бренды (Chery, Haval, Geely и др.), которые продаются как в виде импорта, так и локализованной сборки.
- Альтернативный импорт (через параллельный ввоз), доля которого сейчас не превышает 10%.
Портрет массового покупателя (сегмент со средней ценой 3-4 млн рублей) за последние два года кардинально изменился. Главным критерием выбора стал ежемесячный платеж по кредиту.
С высокой ключевой ставкой никто не готов брать кредит на авто под 20% годовых. Поэтому основным драйвером продаж стали субсидии от импортеров на автокредиты. В некоторых китайских брендах доля продаж в кредит достигает 85%.
При этом есть небольшая, но стабильная группа покупателей (около 4-6% рынка), чье поведение не изменилось. Это клиенты премиум-сегмента, которые как покупали автомобили за 15 млн рублей, так и продолжают это делать, часто оформляя покупку на юрлицо или через лизинг.
Что ждет покупателя в ближайшие два года: рекомендации эксперта
Главный вывод для потребителя: факторов, которые могли бы привести к снижению цен на новые автомобили, в ближайшей перспективе нет. Напротив, есть несколько очевидных причин для роста стоимости:
- Курс рубля. Сейчас он аномально высокий и все тенденции говорят о том, что в будущем он будет ослабевать.
- Повышение НДС до 22% со следующего года. Рентабельность автобизнеса очень низкая, поэтому эти 2% полностью будут заложены в конечную цену.
- Инфляция и дефицит. В первом полугодии 2025 года нас ждет переход многих брендов с импорта на локальную сборку. Этот процесс всегда сопровождается пуско-наладочными процессами и временным снижением объемов, что создает дефицит и дополнительное давление на цены.
Вместо итога
Текущий момент — наиболее комфортное время для покупки нового автомобиля с точки зрения цены. В следующем году давление на себестоимость и возможный дефицит наверняка приведут к ее росту. Планы же государства по увеличению локализации выглядят реалистично и будут достигаться за счет переноса производства в Россию ключевых китайских брендов, которые уже доминируют на рынке.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Рубрики



