Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ЭВОЛЮТ 11 декабря 2025

Цены на машины не упадут: РОЛЬФ комментирует планы Минпромторга

Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей дилерского центра «РОЛЬФ», — о реальности плана по локализации и ключевых факторах его реализации
Цены на машины не упадут: РОЛЬФ комментирует планы Минпромторга
Источник изображения: Freepik.com
Николай Иванов
Николай Иванов
Директор департамента новых автомобилей дилерского центра РОЛЬФ

Подробнее про эксперта

Недавно озвученная Минпромторгом цель — увеличить до 80% долю автомобилей, произведенных в России, — выглядит амбициозно на фоне текущих 55%. Однако отраслевые эксперты считают эту задачу выполнимой. Более того, процесс уже активно идет. 

Дорастить долю отечественных авто до 80% — реально

Первое и ключевое уточнение: речь идет не об увеличении доли именно российских марок, а об автомобилях, собранных на территории России. Это принципиально разные вещи.

Сейчас в России работает уже около 8 автозаводов из 11, которые были задействованы ранее. Это и возобновленные мощности бывших заводов Hyundai  и Volkswagen,  и действующие производства. Доля автомобилей, произведенных в РФ, — сюда входят и Lada, и локализованные китайские бренды, — уже превышает 50%.

Драйвером роста выступает регуляторная политика: утильсборы и программы субсидирования, которые напрямую зависят от уровня локализации. Чтобы сохранять конкурентную цену, брендам приходится переносить сборку в Россию.

Из первой десятки по объему продаж осталось всего два крупных бренда — Geely и GAC, — которые пока не имеют локальной сборки, но активно ищут решения. Остальные либо уже производятся здесь, либо запустят сборку ключевых моделей в следующем году. До 2035 года еще 9 лет — этого времени более чем достаточно, чтобы добиться целевых 80%.

Три блока нового рынка и главный приоритет покупателя

Российский авторынок сегодня четко сегментирован:

  1. Российские бренды (Lada, УАЗ, «Москвич», Evolute).
  2. Китайские бренды (Chery, Haval, Geely и др.), которые продаются как в виде импорта, так и локализованной сборки.
  3. Альтернативный импорт (через параллельный ввоз), доля которого сейчас не превышает 10%.

Портрет массового покупателя (сегмент со средней ценой 3-4 млн рублей) за последние два года кардинально изменился. Главным критерием выбора стал ежемесячный платеж по кредиту.

С высокой ключевой ставкой никто не готов брать кредит на авто под 20% годовых. Поэтому основным драйвером продаж стали субсидии от импортеров на автокредиты. В некоторых китайских брендах доля продаж в кредит достигает 85%.

При этом есть небольшая, но стабильная группа покупателей (около 4-6% рынка), чье поведение не изменилось. Это клиенты премиум-сегмента, которые как покупали автомобили за 15 млн рублей, так и продолжают это делать, часто оформляя покупку на юрлицо или через лизинг.

Что ждет покупателя в ближайшие два года: рекомендации эксперта

Главный вывод для потребителя: факторов, которые могли бы привести к снижению цен на новые автомобили, в ближайшей перспективе нет. Напротив, есть несколько очевидных причин для роста стоимости:

  1. Курс рубля. Сейчас он аномально высокий и все тенденции говорят о том, что в будущем он будет ослабевать.
  2. Повышение НДС до 22% со следующего года. Рентабельность автобизнеса очень низкая, поэтому эти 2% полностью будут заложены в конечную цену.
  3. Инфляция и дефицит. В первом полугодии 2025 года нас ждет переход многих брендов с импорта на локальную сборку. Этот процесс всегда сопровождается пуско-наладочными процессами и временным снижением объемов, что создает дефицит и дополнительное давление на цены.

Вместо итога

Текущий момент — наиболее комфортное время для покупки нового автомобиля с точки зрения цены. В следующем году давление на себестоимость и возможный дефицит наверняка приведут к ее росту. Планы же государства по увеличению локализации выглядят реалистично и будут достигаться за счет переноса производства в Россию ключевых китайских брендов, которые уже доминируют на рынке.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

4 Ключа Зачем предпринимателю место силы

Публикация компании

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия