РБК Компании
Главная Frank RG 9 января 2025

Эксперты обсудили, что ожидает рынок автокредитования в 2025 году

На митапе Frank RG «Маржинальность автокредитования в период высоких ставок и новых ограничений» собрались эксперты рынка автокредитования
автокредитование
Источник изображения: Архив Frank RG

Представители компаний и банков обсудили существующие тренды, регулирование сегмента и новые вызовы для него.

Этот год для автокредитования выдался довольно успешным. Российский рынок наполняется автомобилями китайских производителей и оживает после застоя. Благодаря отложенному спросу он развивается, а показатели растут. Но есть и подводные камни, из-за которых в ближайшем будущем сегмент может потерять многих игроков. Подробнее — в нашем репортаже с мероприятия.

Люди всегда будут покупать машины

Генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов в своем приветственном слове отметил, что автокредитование непросто дается российским банкам еще начиная с ковида: машины на рынке то пропадают, то снова возвращаются, спрос на них то растет, то снижается.

Эксперты обсудили, что ожидает рынок автокредитования в 2025 году

Юрий Грибанов — генеральный директор Frank RG^ «Из хороших новостей для рынка автокредитования: машины — это такие же личные ценности, как квартиры и другие элементы красивой жизни. И люди хотят ездить на машинах, люди хотят приобретать машины. Но у них не всегда есть на это деньги — зато есть финансовые инструменты, которые позволяют решить эту проблему. Да, сейчас время непростое — зато следующий год будет годом сложных решений и интересных событий», — сказал гендиректор Frank RG.

Синергия вокруг клиента

Станислав Сухов – старший проектный лидер Frank RG — представил результаты большого совместного с Автостат исследования «Автокредитование и финансовые сервисы 2024».

Эксперты обсудили, что ожидает рынок автокредитования в 2025 году
Станислав Сухов — старший проектный лидер Frank RG

По оценке Frank RG, сегмент автокредитования в 2024 году вырос на 49%, что кратно выше, чем любой другой розничный кредитный сегмент. «Еще в начале 2024-го года мы не могли и прогнозировать такого объема, настроения были пессимистичные», — рассказал старший проектный лидер.

Сильно выросло проникновение автокредитов в сегменте с пробегом — что, по словам Станислава Сухова, заслуга как банков, так и дилеров. Однако, несмотря на бурный рост сегмента, в автокредитовании накапливаются и новые проблемы. Так, рост доходов населения не компенсирует роста цен на авто: повышается закредитованность клиентов в низкодоходном сегменте, все для большего числа клиентов автомобиль становится доступным только при использовании автокредита. Аналитик обратил внимание и на то, что 7% заемщиков не только берут кредит, но предварительно занимают деньги у друзей или знакомых.

«На авторынке с 2019 года не было ни одного стабильного года без шоков. Все это привело к ситуации, когда сформировался значительный объем отложенного спроса. В 2024 году он наконец начал реализовываться. Однако уже введенные, а также новые меры регулирования в автокредитовании заставляют констатировать: банки ждет очередная серьезная проверка, а с ними — и весь розничный автобизнес. И 2025 год станет годом поисков капитала, затягивания поясов и ужесточающейся конкуренции в и без того «красном океане», — поделился прогнозами Станислав Сухов.

Он высказал предположение, что на фоне повышения ставок и введения на рынке нового регулирования многие банки в новом году всерьез задумаются о закрытии розничного автобизнеса. Более того — часть из них уже приняла такое решение.

Но несмотря на это, по прогнозам Frank RG, за этим трудным периодом последует новый виток. Станислав подтвердил слова Юрия Грибанова о том, что автомобиль все так же будет ценностью для клиента. Поэтому на рынке остается и будет оставаться устойчивый спрос, который не позволит перечеркнуть этот сегмент — как и востребованность автокредитования.

«Автосалон остается уникальным местом, где клиенту доступны услуги сразу нескольких игроков рынка: дилера, автопроизводителя, банка и автостраховщика. И это дает уникальный синергетический эффект. И пусть иногда в салонах встречаются недобросовестные практики, хочется верить, что в будущем таких кейсов будет становиться все меньше, а кейсов с синергией — все больше. Для этого наберемся терпения перед 2025 годом», — подытожил старший проектный лидер.

Уйти, чтобы вернуться

После презентации Станислава Сухова на сцену вышли представители сегмента автокредитования ведущих банков России. Началась дискуссия «Жизнь автокредитования после «двадцати». Ее модератор Юрий Грибанов сразу задал участникам вопрос о наболевшем: «А вы остаетесь на рынке?».

Эксперты обсудили, что ожидает рынок автокредитования в 2025 году
Слева направо: Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG; Александр Ленивкин, исполнительный директор дивизиона Авто, Сбербанк; Мария Кукса, начальник управления продаж автокредитов, Совкомбанк; Дмитрий Вагабов, руководитель дирекции развития залогового кредитования, Альфа-Банк; Кирилл Бакулин, руководитель управления Автокредитования, Т-Банк

Представители банков порадовали гостей положительными ответами и после этого перешли к обсуждению проблем, которые трудно игнорировать. Исполнительный директор дивизиона «Авто» Сбербанка Александр Ленивкин, говоря о главных вызовах для крупных банков, которые занимаются автомобильным сегментом, назвал запас прочности у автопроизводителей по субсидированию ставок, способность дилеров переориентироваться на другую модель бизнеса и возможность качественно оценить заемщика. По мнению представителя Сбера, знакомая модель, при которой можно было снижать цену на машину, компенсируя это продажей дополнительных продуктов, может «сломаться».

Руководитель дирекции развития залогового кредитования Альфа-Банка Дмитрий Вагабов отметил трудности, связанные со сменой конфигурации рынка автокредитования в принципе. Он обратил внимание на то, что сейчас в лучшем положении окажется средний банковский сегмент. То есть крупные игроки будут продавать меньше, а мелкие могут не выдержать конкуренции.

А конкуренция, безусловно, будет только расти. Участники дискуссии думают, что в будущем рынок все-таки продолжит консолидироваться и доля крупных игроков на нем увеличится. Из хороших новостей: несмотря на то, что в ближайшем будущем часть из них может уйти с арены, у них всегда останется шанс вернуться назад, когда ситуация стабилизируется.

К тому же даже в новых условиях рынок продолжает жить. Как напомнила начальник управления продаж автокредитов Совкомбанка Мария Кукса, автокредиты все еще остаются востребованными среди потребителей: «Растущие реальные доходы населения до сих пор позволяют им оформлять автокредиты. И можно сказать, что именно автокредиты в розничном сегменте остаются сейчас самым востребованным видом кредитования», — сказала она.

Не время для новых автомобилей

Представители банков поговорили также о выводе новых решений и новых моделей на рынок. Руководитель управления автокредитования Т-Банка Кирилл Бакулин считает, что период больших ставок — это, к сожалению, не лучшее время для новых автомобилей. Он объяснил, что высокие ставки меняют вектор бизнеса и уводят из него инвесторов. Это связано с тем, что раньше предпринимательство приносило больший доход, чем вклады, а вот теперь ситуация меняется.

«Сегодня деньги просто можно положить на вклад и зарабатывать 23% годовых. То есть у инвестора сразу возникает вопрос — зачем мне бизнес, когда можно просто положить деньги в банк? Поэтому сейчас бизнесу, чтобы привлечь инвесторов, нужно зарабатывать чуть больше, чем можно заработать на вкладах с высокой ставкой», — сказал представитель Т-Банка.

Говоря о конкуренции и развитии автобизнеса, Дмитрий Вагабов отметил, что в этом году компании будут активно инвестировать в маркетинг и субсидирование ставок.

Его слова подтвердила и Мария Кукса. Но она верит, что ситуация рано или поздно изменится: «Все циклично, и через сколько-то лет мы опять вернемся к тому, как жили с европейскими, японскими производителями, когда производители инвестировали в бренд и его узнаваемость», — сказала она.

Подводя итоги дискуссии, Юрий Грибанов спросил, что участники рынка ждут от нового года. «На наш взгляд, в следующем году в сегменте будет превалировать сдержанность и аккуратность подходов, но нужно быть готовыми более быстро реагировать на то, что происходит на рынке», — высказался представитель Сбербанка. К тому же, как отметила Мария Кукса, маржинальность у всех будет немного другой — не той, к которой мы привыкли за последние годы.

Дмитрий Вагабов предположил, что рынок начнет постепенно систематизироваться и упорядочиваться. А вот Кирилл Бакулин выступил с предположением, что сегмент пойдет вниз из-за внедрения госуслуг, цифрового профиля с подтверждением дохода.

С другой стороны, банки начнут серьезнее относиться к расходам — вероятно, это отразится и на дилерах, но такое «обновление» подхода станет положительным и важным трендом.

Субсидирование ставки или скидки

Что сами дилеры думают о сложившейся на рынке ситуации, мы узнали на второй дискуссии «Баланс желаний дилера, автопроизводителя и банка при выдаче автокредита». На ней представители дилерского сообщества и автопроизводители поделились с гостями тем, как выглядит ситуация в кредитовании с их точки зрения.

Эксперты обсудили, что ожидает рынок автокредитования в 2025 году
Слева направо: Станислав Сухов — старший проектный лидер Frank RG; Константин Чаладзе, директор LADA Finance; Жанна Специальная, заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК Автодом, ГК АвтоСпецЦентр и АО МБ РУС; Алексей Почечуев, директор по продажам, SMR, дистрибьютор Knewstar; Владимир Бровар, директор F&I, БорАвто

Они подхватили одну из тем первой беседы — субсидирование ставок автопроизводителями. Директор по продажам SMR, дистрибьютор Knewstar, Алексей Почечуев объяснил, что на деле это не самая эффективная стратегия — в первую очередь потому, что из-за нее страдают другие сегменты бизнеса.

«В любом случае мы смотрим, как работают разные инструменты, и оцениваем эффективность наших вложений. До какой-то степени действительно разумно поддерживать продажи субсидиями, понижая процентные ставки. Но в какой-то момент мы видим, что это не дает особого притока новых кредитных клиентов», — сказал он.

Поэтому спикер предположил, что в ближайшем будущем их компания распределит бюджет в сторону прямых скидок и поддержки продаж автомобилей в сегментах, с которыми они до этого меньше работали.

Директор LADA Finance Константин Чаладзе объяснил, что рынок сам себя регулирует в вопросах субсидирования, и компаниям просто нужно тщательно следить за запросами клиентов: «В LADA Finance есть и прямые скидки, и прямая субсидия, и скидки с другими банками-партнерами, и так далее. При этом есть модели, которые не требуют поддержки просто в силу своей востребованности. Поэтому наш клиент сам показывает, где необходимо выделять субсидии, а где нет», — сказал он.

Рентабельность, выживаемость и доходность

Обсудили участники дискуссии и вторичный рынок, и связанные с ним перспективы. Заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК Автодом, ГК АвтоСпецЦентр и АО МБ РУС Жанна Специальная объяснила, что стоимость автомобиля растет, в том числе и в сегменте авто с пробегом. Но несмотря на это, после повышения ключевой ставки ЦБ дилерам будет нелегко: расходы на маркетинг будут увеличиваться. Поэтому им придется привыкать к новым правилам игры.

По этому вопросу высказался и Алексей Почечуев. Он отметил, что до осени 2024 г. дилеры уже привыкли работать в режиме дефицита на авторынке, когда на «железе» можно было заработать легко и быстро. Поэтому большие спады спроса могут оказаться для них критичными.

При этом директор F&I БорАвто Владимир Бровар отметил, что сегодня в работе с клиентом на первое место выходит то, насколько ему просто взаимодействовать с отделом продаж: «От того, насколько правильно будут исполнены стандарты коммуникации с клиентом, сформированы его потребности, подобрана необходимая модель автомобиля и, собственно говоря, продана идея самого кредита, наверное, будут зависеть дальнейшие действия покупателя», — сказал дилер.

Дискуссия завершилась словами о балансе рентабельности, выживаемости и доходности. Вероятно, именно они станут ключевыми моментами на рынке автокредитования в 2025 году.

Можно предположить, что совсем скоро мы станем свидетелями сложной командной игры, в которой должны будут работать сообща все представители сегмента — от банков до производителей автомобилей.

Источники изображений:

Архив Frank RG

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации25.08.2008
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 37, эт 5 оф 17 пом 2
ОГРН 5087746017464
ИНН / КПП 7707673081 771401001
Среднесписочная численность49 сотрудников

Контакты

Адрес 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, БЦ «Аэродом», офис 517
Телефон +74952807051

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия