Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная НЦПО 4 декабря 2025

Обучение АВА-терапии 2026: как стать специалистом, какие курсы выбрать

Кто такой АВА-терапевт и чем он занимается, кому подходит переподготовка по АВА-терапии, сколько зарабатывает АВА-терапевт
Обучение АВА-терапии 2026: как стать специалистом, какие курсы выбрать
Источник изображения: Elements.envato.com
Александр Терешков
Александр Терешков
Генеральный директор

Генеральный директор учебного центра «НЦПО»

Подробнее про эксперта

Кто такой АВА-терапевт и чем он занимается

АВА-терапевт работает с детьми, у которых есть расстройства аутистического спектра и другие особенности развития. Он использует методы прикладного анализа поведения: это научно обоснованный подход, который изучает связь между поведением и окружающей средой. Терапевт анализирует факторы, влияющие на действия ребенка, и создает индивидуальные программы для формирования нужных навыков.

В обязанности АВА-терапевта входит проведение функциональной оценки поведения, составление программ коррекции и обучение ребенка социально значимым навыкам. Он работает с агрессией, самоповреждениями, стереотипным поведением и заменяет эти проявления адаптивными формами через систему подкреплений. 

Терапевт ведет постоянный сбор данных, отслеживает прогресс и корректирует программы в зависимости от результатов.

Профессиональное обучение для специалистов по АВА-терапии  важно для эффективной работы. Неправильное применение методик может нанести вред ребенку или дать результат, который не соответствует затраченным усилиям. Надо не только собирать исходные данные, но и отслеживать прогресс, корректировать программу по результатам и адаптировать ее под потребности ребенка.

Этапы ABA-терапии

АВА-терапия состоит из четко структурированных этапов, которые обеспечивают системный подход к коррекции поведения и развитию навыков. Каждый этап требует профессиональной компетенции и точного следования протоколам, которые изучают во время обучения по программе АВА.

Процесс начинается с комплексной оценки:

  • функциональной оценки поведения для выявления причин нежелательных действий;
  • стандартизированного тестирования навыков в разных сферах развития;
  • анализа предпочтений и мотивационных стимулов ребенка;
  • интервью с родителями о истории развития и текущих трудностях;
  • наблюдения за поведением в естественных условиях.

Второй этап включает разработку индивидуальной программы на основе собранных данных. Специалист устанавливает конкретные, измеримые цели и выбирает подходящие методики для их достижения. Программа содержит стратегии формирования новых навыков и коррекции проблемного поведения с учетом особенностей ребенка.

Третий этап — реализация программы при регулярных занятиях с применением различных техник АВА. Терапевт использует дискретные пробы, методы имитации, работает над развитием коммуникации и социальных навыков. На протяжении всего процесса ведется детальный сбор данных для мониторинга и внесения необходимых корректировок в программу.

Как проходит обучение на АВА-терапевта в 2026 году

Обучение прикладному анализу поведения подразумевает подготовку объемом 250-1600 часов. Программы разрабатывают с учетом международных стандартов Ассоциации поведенческого анализа.  Проходит большинство курсов обучения специалистов по АВА-терапии дистанционно. Это удобно, так как можно совмещать их с работой и сразу использовать изученное. 

Теоретическая часть обучения по ABA-терапии охватывает основы прикладного анализа поведения, принципы бихевиоризма, методы оценки и коррекции поведения. Слушатели изучают техники дискретных проб, стратегии формирования навыков, подходы к работе с проблемным поведением и этические аспекты профессии. Практический компонент курсов по ABA-терапии может включать в себя отработку проведения оценок, разработку программ, фиксацию результатов. 

Современные программы обучения для ABA-терапевтов соответствуют требованиям международного уровня RBT и включают модули по альтернативной коммуникации, работе в естественной среде и консультированию семей детей с особенностями развития.

Требования к образованию

Для поступления на программы профессиональной переподготовки по прикладному анализу поведения нужен диплома о высшем образовании. Подходят такие направления, как психология, педагогика, специальное (дефектологическое) образование или медицина. Специалисты с профильным образованием быстрее осваивают принципы поведенческого анализа, благодаря уже сформированным знаниям в области развития человека и коррекционной работы.

Программы переподготовки по АВА-терапии структурированы так, чтобы любой мог успешно освоить ее методы за 3-12 месяцев обучения. Можно возвращаться с предыдущим темам столько, сколько нужно. Главное, мотивация и самодисциплина для регулярных занятий. 

Кому подходит переподготовка по АВА-терапии

Программы переподготовки по АВА-терапии для детей подходят тем, кто хочет расширить профессиональные возможности в сфере коррекционной работы. Они не только дают знания, чтобы использовать проверенные инструменты, но и официально подтвержденную квалификацию. 

Переподготовку проходят:

  • педагоги ресурсных классов для углубления компетенций в работе с детьми с РАС;
  • психологи, стремящиеся освоить доказательные методы поведенческой коррекции;
  • логопеды для расширения инструментария работы с неговорящими детьми;
  • дефектологи, планирующие специализацию на поведенческих нарушениях;
  • тьюторы и воспитатели инклюзивных групп для повышения эффективности сопровождения;
  • родители детей с РАС, желающим профессионально помогать своим детям;
  • специалисты смежных профессий для работы в центрах помощи детям с ОВЗ.

Профессия АВА-терапевта привлекает возможностью кардинально изменить траекторию развития ребенка и улучшить качество жизни всей семьи через применение научно обоснованных методов. Работа требует терпения, системности и готовности к постоянному обучению, но приносит профессиональное удовлетворение от видимых результатов.

Диплом профессиональной переподготовки

Выпускники программ получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Он подтверждает право использовать метод АВА-терапии. Диплом признают государственные и частные организации, работающие с детьми с особенностями развития. Информацию о дипломах вносят в ФИС ФРДО. 

Образец диплома о профессиональной переподготовке по АВА-терапии
Образец диплома о профессиональной переподготовке по АВА-терапии. Учебный центр НЦПО

Как проходило обучение на АВА-терапевта: дистанционно или очно, в дипломе не указывают. Онлайн формат признан на законодательном уровне и разрешен. Юридически все дипломы имеют одинаковую силу, вне зависимости от формы подготовки.

Результат обучения по прикладному анализу поведения

После завершения программы специалисты приобретают комплексные знания и практические навыки для эффективной работы в области прикладного анализа поведения. Они умеют проводить функциональную оценку поведения, составлять индивидуальные программы коррекции и реализовывать их с использованием доказательных методов АВА-терапии:

  • владеют техниками дискретных проб;
  • используют методы формирования навыков через поведенческие цепочки;
  • знают стратегии работы с нежелательным поведением;
  • понимают, как собирать и анализировать данные для мониторинга прогресса и принятия решений о корректировке программ;
  • соблюдать этические принципы работы и выстраивают продуктивное взаимодействие с семьями детей.

Практические навыки позволяют адаптировать методы АВА к различным условиям — от домашней среды до образовательных учреждений. Специалисты готовы работать самостоятельно и в команде мультидисциплинарных специалистов, обеспечивая комплексную поддержку детей с особенностями развития. Полученная квалификация открывает перспективы профессионального роста от уровня инструктора до супервизора программ и руководителя коррекционных центров.

Где пройти переподготовку по АВА-терапии

Профессиональную переподготовку по АВА-терапии надо проходить в лицензированных образовательных организациях. Обучение проводят в институтах прикладного анализа поведения, центрах ДПО, психолого-педагогических вузах.

Образовательные организации предлагают различные форматы. Можно проходить обучение прикладному анализу поведения дистанционно, очно-заочно, очно. Есть базовые короткие курсы и углубленная подготовка.

 Выбор зависит от того, насколько слушатель знаком с методом АВА-терапии, какое у него базовое образование, сколько времени он готов потратить на учебу.

Сколько зарабатывает АВА-терапевт

Доходы АВА-терапевтов в России в 2026 году составляют от 50 000 до 180 000 рублей в месяц в зависимости от уровня квалификации, региона работы и формата занятости. Начинающие специалисты уровня RBT получают 50 000-70 000 рублей в месяц, сертифицированные аналитики поведения BCaBA зарабатывают от 100 000 рублей, а кураторы программ уровня BCBA — от 150 000 рублей.

Стоимость одного часа АВА-терапии варьируется от 1500 до 4000 рублей в зависимости от региона и квалификации специалиста. При загрузке 30 часов в неделю месячный доход составляет от 180 000 до 480 000 рублей. 

В Москве специалисты зарабатывают 80 000-180 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 70 000-150 000 рублей, в регионах — 45 000-100 000 рублей. 

Частная практика обеспечивает более высокие доходы по сравнению с работой в учреждениях, но требует развития предпринимательских навыков и активного построения клиентской базы.

С какими запросами клиентов можно работать после обучения

После завершения профессиональной переподготовки АВА-терапевты готовы работать с широким спектром поведенческих и развивающих задач детей с особенностями развития. Основной фокус деятельности направлен на коррекцию нежелательного поведения и формирование адаптивных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития.

Квалифицированные специалисты работают с такими запросами, как:

  • коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения различной интенсивности;
  • формирование коммуникативных навыков у неговорящих детей через различные системы;
  • развитие социальных навыков и способности к продуктивному взаимодействию;
  • обучение навыкам самообслуживания и формирование бытовой независимости;
  • работа с нарушениями пищевого поведения и расширение пищевого репертуара;
  • подготовка к школьному обучению и адаптация в образовательной среде;
  • снижение стереотипного поведения и развитие поведенческой гибкости.

АВА-терапевты адаптируют методы работы для детей с различными нарушениями развития, включая интеллектуальные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности, комплексные нарушения. Они консультируют родителей по применению поведенческих стратегий в домашних условиях и обучают техникам поддержания достигнутых результатов. Профессиональная подготовка позволяет работать как с легкими формами нарушений, так и с детьми, которые требуют интенсивной поведенческой поддержки на протяжении длительного времени.

Источники изображений:

Личный архив учебного центра «НЦПО»

Рубрики

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

23 500+ выпускников по РоссииТысячи слушателей завершили обучение в «НЦПО» и получили официальные документы
35 000+ курсов во всех сферахПрограммы обучения составлены с учетом требований профстандартов
6 главных офисовОфисы открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Красноярске

Контакты

Адрес
127051, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, д. 17, с. 2, оф.308 191040, Россия, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт, д. 43-45, этаж 3, офис 323 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 34

Рубрики

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия