Зумеры на работе: что для них важно и как найти подход
На рынок труда выходит поколение Z. Что важно зумерам, почему они не задерживаются там, где нет общих ценностей, и как найти подход к молодежи

C 2022 по 2023 годы — тимлид, руководитель группы CRM-маркетологов. С 2021 по 2022 годы — ведущий CRM-маркетолог в компании CRM-Group. С 2015 по 2021 годы руководила проектами в сфере digital.
Поколение зумеров выходит на рынок труда со своими требованиями — они хотят постоянно обучаться, получать уважительную обратную часть и быть частью большого дела. Не все работодатели готовы мириться с установками новичков. Но в условиях кадрового голода компании вынуждены подстраиваться по зумеров и менять корпоративную культуру.
Секреты продуктивной работы с зумерами
Зумеры — уже не будущее, а настоящее рынка труда. У работодателей не остается выбора, как подстраиваться под требования молодежи и искать к ним поход. Поэтому при работе с центенималами нужно четко понимать:
- Цель важнее денег
Финансы — не определяющий фактор при выборе работы зумером. Молодежь охотнее пойдет трудиться в ту компанию, чьи ценности совпадают с личными. Если бизнес проповедует баланс между работой и личной жизнью, заботу об экологии и прозрачность в решении вопросов, то это делает его привлекательнее для зумеров.
- Гибкость — новое требование
Зумеры не будут сидеть в офисе с 9:00 до 18:00, если у них нет задач. При этом молодежь не отказывается работать — они готовы и ночами сидеть надо важными задачами, но при условии, что работодатель компенсирует затраченное время дополнительным днем отдыха.
- Постоянное обучение
Поколение Z хочет и любит учиться. И речь идет не о классическом вузовском образовании, а об онлайн-курсах. Для них важно видеть свой рост и желание работодателя вкладываться в сотрудников. Если в компании есть практика менторства, а карьерная схема прозрачна, то у нее больше шансов замотивировтаь молодежь.
- Честность и открытость
Зумерам ближе открытый и живой разговор, чем деловая бюрократическая переписка. Поэтому руководству важно научиться давать обратную связь и выстраивать доверительные отношения.
Как работают зумеры
Программирование, кибербезопасность и инженерия — одни из самых привлекательных направлений для молодых специалистов. Зумерам интересно все новое и цифровое, но при этом они не остывают к профессиям, связанным с людьми. В топ-5 востребованных направлений, по их мнению, входят также медицина и образование — сферы, где особенно важны эмпатия и эмоциональный интеллект.
Исследование ученых Уфимского государственного нефтяного технического университета показало, что 76% представителей поколения Z хотят работать в креативной сфере, а 60% уверены, что любая профессия должна содержать элемент творчества.
Осознанность — еще одна черта нового поколения. По данным НИУ ВШЭ, 66% молодых людей волнуют экологические проблемы, а треть опрошенных — 33% — хотят приносить пользу обществу. При выборе работодателя зумеры обращают внимание не только на условия труда и зарплату, но и на ценности компании. Если бизнес поддерживает экологические или социальные проекты, это становится серьезным преимуществом. Молодежь охотно участвует в волонтерских инициативах.
Почти каждый второй зумер мечтает о собственном деле. Для них предпринимательство — не про прибыль, а про свободу и самореализацию.
При этом молодежь не избегает реальной работы. Согласно данным агентства маркетинговых исследований ORO, 62% представителей поколения Z начинают карьеру уже в 16–17 лет, а 56% из них выбирают для первого место работы сферу продаж.
Как старшим поколениям работать с зумерами
Миллениалы и бумеры пока не адаптировались к свободным зумерам. Они ждут, что молодежь будет следовать дисциплине компании и приходить в офис по расписанию. Но поколению Z важен результат, а не процесс, поэтому нужно оценивать, не сколько времени сотрудник потратил на выполнение задачи, а его вклад в общий проект.
Также зумеры не будут подчиняться руководителю только из-за того, что его должность выше по иерархии. От начальства зумеры ждут высокого уровня квалификации и уважительного отношения ко всем. Молча выполнять указания — не про поколение Z.
У старшего поколения до сих пор есть установка — десять лет в одной компании говорит о стабильности кандидата и его ответственности. Но рынок меняется, и теперь частая смена работы не значит, что кандидат инфантилен. Наоборот, он многое попробовал и теперь точно понимает, что где он хочет развиваться. Но пока HR-специалисты старшего возраста еще не адаптировались к такому развитию карьеры у молодежи.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



