Как и зачем ВкусВилл делает из своих сотрудников предпринимателей
Лидер развития предпринимательства и инноваций Ольга Болбат рассказала, как работать с идеями сотрудников и почему ВкусВиллу выгодно растить предпринимателейБолее 7 лет работы в проектном управлении и направлении инноваций. Во ВкусВилле курирует команды в проработке, тестировании и внедрении оптимизационных и инновационных проектов.
Внутреннее предпринимательство — это когда компания поддерживает идеи развития бизнеса, запуска новых проектов и внедрение инноваций от сотрудников и помогает их реализовать. Например, Google дает разработчикам возможность 20% своего времени тратить на дополнительные проекты. В результате таких экспериментов появился почтовый клиент Gmail, который сделал и запустил разработчик Пол Букхейт параллельно со своей основной работой.
Во ВкусВилле любой сотрудник может предложить идею развития компании или запуска, нового бизнес-направления, получить образовательную, наставническую и финансовую поддержку для тестирования проекта, а потом получать процент от прибыли, если этот проект выстрелит.
Предпринимательский подход помогает:
- сохранить или улучшить позиции на рынке;
- адаптироваться под стремительно меняющийся контекст;
- находить способы закрывать самые разные потребности клиента.
Компании вкладываются в развитие сотрудников и подпитывают их мотивацию. Для этого часто используют такие инструменты: банки идей, внутренние инкубаторы и акселераторы, внутрикорпоративные фонды, кейс-чемпионаты, хакатоны. Все это точечные активности, а оценка их эффективности и реальных результатов для бизнеса — повод для дискуссий.
Во ВкусВилле предпринимательская культура заложена на уровне системы управления, а реализация идеи не ограничена рамками определенного трека. В каждой компании есть сотрудники, которые хотят попробовать запустить свой бизнес, но выбирают работу в найме из-за стабильности условий. Для всех сторон процесса — клиента, компании, сотрудника — выгодно развитие такого потенциала, поэтому мы поощряем инициативы и стараемся дать возможность стать предпринимателем любому коллеге.
Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся
Мы не считаем, что есть какой-то единый набор критериев, которые делают людей предпринимателями. В любой компании всегда есть достаточное количество сотрудников, у которых есть идеи и желание пробовать что-то новое, работать над улучшениями. Но сама по себе идея без реализации не несет большой ценности, и все усилия мы прикладываем к тому, чтобы инициативы тестировались их авторами через реальную обратную связь от клиентов, а метрики проверяли их жизнеспособность. Чем меньше ограничений и свободы для команд, тем выше скорость тестирования и запуска проектов — для нас важно не делать бутылочных горлышек на пути развития сотрудников.
Причем становятся предпринимателями чаще, если среда для реализации идей мотивирующая и безопасная.
Такую среду во ВкусВилле формирует клиентократия — собственная система управления, которая строится на обещаниях компании клиенту, исполнителя заказчику. Каждая новая функция, дополнительный товар в ассортименте и любые изменения в бизнес-процессах делаются ради нашего главного начальника — покупателя. Компания рассматривает абсолютно все идеи, которые помогут сделать магазины лучше, доставку — быстрее, а внутренние процессы — эффективнее.
Если углубиться в ключевые принципы клиентократии, то как минимум два из них являются базой для реализации идей: экспериментирование и самостоятельность.
- Экспериментирование (про бизнес). Любые изменения в командах, продукте или бизнес-процессах компании запускаются через тесты и оценку их результатов. Мы не начнем строить «космический корабль», вкладывая огромные деньги, не соорудив «маленькую лодочку» из уже доступных ресурсов. Все изменения проходят поступательно, через серию экспериментов и доработки на основе обратной связи от покупателей.
Например, идея ночных магазинов без продавцов возникла у нашей команды во время поездки в Корею в ноябре 2023 года, а первый ночной магазин ВкусВилла заработал уже через три недели. Эксперимент сработал, и сейчас у компании более 30 круглосуточных торговых точек.
- Самостоятельность (про сотрудников). Мы не говорим, кто, что и как именно должен делать. Коммуникация между лидерами и командами строится НЕ на языке должностных инструкций и инструментов, а через ключевые фокусы и образ результата, к которому нужно прийти. Каким способом сотрудники будут решать задачу — их выбор.
Синергия этих принципов запускает предпринимательское мышление и мотивирует сотрудников на поиск новых, более эффективных путей достижения цели. При этом ВкусВилл не отказывается от стандартных треков по работе с внутренними идеями сотрудников и внешними инновациями. В компании есть несколько путей и поддерживающих команд, но ни одна из них не ставит перед собой задачи сделать единое окно входа — мы за свободное развитие предпринимательства внутри компании.
Обучение, финансирование и поддержка
Предложить идею может любой сотрудник ВкусВилла. Не важны ни должность, ни срок работы, ни какие-либо другие нюансы. Не нужен даже опыт запуска проектов — если есть желание, помогаем и учим этому с нуля.
Какие могут быть идеи. Предпринимательские — новый продукт, сервис, услуга для покупателей или новой ЦА. Оптимизационные — проекты, направленные на сокращение потерь, улучшение работы с покупателями или внутренних процессов компании.
Критерии для отбора идей минимальны: честное отношение к клиенту, идея не должна идти вразрез с ценностями и эволюционной целью ВкусВилла «Полезные продукты для здорового питания, доступные каждому», должна быть экономически целесообразна и не ухудшать уже существующие процессы, возможно масштабирование на всю сеть.
Кто реализует идеи. Чаще всего сами авторы: мы верим, что у них наибольшая мотивация, потому что они уже загорелись этой инициативой. Но бывает и так, что автор идеи не готов самостоятельно ее реализовывать. Тогда ее забирает держатель процесса, в рамках которого эту идею предложили, или любой другой сотрудник, у кого своих идей нет, а реализовать хочется.
Обучаем и консультируем. Обучение проходят все, кто хочет попробовать себя в роли предпринимателя, но пока не имеет нужных навыков для самостоятельного развития проекта. За пять недель учим анализировать рынок, выявлять боли покупателей, считать бизнес-модель.
Во время обучения каждого сотрудника сопровождает эксперт и наставник — в компании мы называем их трекерами. Они помогают составлять план работы, делать домашние задания по обучению, делятся контактами экспертов, которые могут дать совет или помочь с проектом. Их задача — помочь сделать каждый следующий шаг и выбрать наиболее короткий путь для достижения цели эксперимента.
Даем ресурсы на тест. Если идею решили протестировать, компания выделяет 200 000 ₽ на оборудование, консультации, услуги разработчиков и другие ресурсы, которые нужны для проверки гипотезы или пробного запуска проекта.
Если на тестирование идеи не хватит 200 000 ₽, то ее нужно защитить перед Советом управляющих или внутренним заказчиком — например, руководителем отдела, проблему которого она решает. Презентация поможет компании убедиться, что у предложения есть потенциал и оно выгодно для покупателей.
Этапы проекта. Работа идет по такому пути:
- Дискавери («сбор и анализ информации о клиентах и рынке»).
- Проверка гипотезы ценности.
- Проверка гипотезы роста.
- Выход в полноценное развитие.
На всех этапах мы оцениваем проект по качественным и экономическим метрикам, и на рубеже каждого совместно с командой принимаем решение о том, стоит ли двигаться дальше.
Тестируем идеи минимальными усилиями. Мы вдохновлялись книгой Эрика Риса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» и придерживаемся концепции бережливых стартапов, когда новые идеи тестируются быстро и минимальными усилиями. Так в магазинах «ВкусВилл» появились сокоматы — возникла идея, сразу купили аппарат для выжимки сока и поставили его в один из магазинов, а теперь они стоят в более чем 800 точках.
Зачем сотрудникам участвовать в этом. Во ВкусВилле есть как стандартные для всего рынка бенефиты внутреннего предпринимательства, например изменение карьерного трека и выход в лидерскую роль, так и более редкие подходы — финансовая мотивация от результата. Для предпринимательских проектов финансовая мотивация составляет 3–5% от прибыли до момента окупаемости инвестиций, после — 20%. Для оптимизационных — единоразовая выплата 20% от финансового эффекта за 1 месяц.
Уважение к ошибкам. Все люди боятся ошибаться, и это нормально, но при запуске и развитии проекта это одно из ключевых препятствий к успеху. Наши сотрудники ошибаются с чистой совестью и получают за это премию в виде месячного оклада за доведенный до конца проект. Это ключевой момент в работе с внутренним предпринимательством — правильно относиться к опровергнутым гипотезам.
Восприятие отрицательного результата эксперимента как поражения команды может стать сильным демотиватором для сотрудников. Во ВкусВилле опровергнутые гипотезы — это не что-то страшное и осуждаемое, а наоборот, новое знание о том, куда компании не стоит идти или какой из способов не работает. Поэтому команды, у которых не получилось, на самом деле сохраняют компании время и деньги. Это тоже определенный успех.
Бизнесы внутри бизнеса: «Сгоряча» и вендинги
Благодаря принципам клиентократии, поддерживающим командам и уважению к ошибкам у нас появились проекты, которые выросли в отдельный бизнес внутри компании и закрывают самые разные потребности покупателей:
- Вендинги
- Микромаркеты
- Готовая еда «Сгоряча»
- ВкусВилл Праздник
- ВкусМил
- ВкусВилл Посылка (доставка по всей России и СНГ)
- Крупные B2B-партнерства
- Кафе-пекарни в магазинах и дарксторах
- Рыбные и мясные витрины
- Региональная полка
Сотрудники ВкусВилла становятся предпринимателями и развивают свое дело в компании. Например, Сергей Павлов проработал в маркетинге семь лет: ему нравилось заниматься продвижением продуктов в сфере ресторанного бизнеса. В 2018 году будущий предприниматель пришел продакт-менеджером во ВкусВилл и сильно вовлекся в процесс. В 2021 году Сергей запустил сервис доставки горячей еды от ВкусВилла — после коронавируса рынок готовой еды начал активно расти, поэтому идея оказалась удачной. Проект «Сгоряча» начинался с одного фуд-трака в Москве, а потом трансформировался в доставку свежеприготовленной еды, а по итогам 2023 года принес компании выручку в 1,8 млрд рублей и работает уже в более чем 30 городах России.
Внешние проекты и вовлечение партнеров
Мы работаем не только с проектами наших сотрудников, но и с внешними командами. Например, запускаем совместные эксперименты новых форматов и внедряем инновации.
В этом году в медиа разлетались новости о наших тестовых проектах с кафе и ресторанами. Это проекты партнеров, но мы придерживаемся тех же принципов взаимодействия и развития, что описаны выше.
Например, запустили первую пиццерию «Rимляне». В меню можно найти не только пиццу, но и что-то неожиданное, например баклажан с сыром фета. А с командой бренда Сoffee Machine «Бодрю». В основе идеи — создание придорожных кафе с вовлеченным сервисом и вкусными полезными продуктами по формату to go и drive-thru. Первая кофейня «Бодрю» открылась в Московской области.
Лаборатория инноваций ВкусВилла привлекает отечественные стартапы, которые создают передовые решения, повышающие удобство сервиса и качество продуктов для покупателей. Как и в треке развития предпринимательства, мы не идем по пути единого окна входа в компанию и единого подхода к работе с инновационными проектами.
Например, при поддержке Лаборатории инноваций в магазинах «ВкусВилл» появились гидропонные модули для зелени от стартапа GREEN SPACE. Заказали готовую стойку, установили в одном магазине и сразу увидели результат: зелень лежит не в упаковке, а стоит в горшочках, подпитывается водой и светом, поэтому дольше остается свежей и привлекательной. В итоге продажи зелени увеличились в три раза, а списания, наоборот, сократились — тоже в три раза.
Почему мы делаем все, чтобы во ВкусВилле было как можно больше предпринимателей
Предпринимателями почему-то принято считать людей, которые зарабатывают деньги, но их на самом деле отличает другое: они живут идеями. И сама суть предпринимательства заключается в том, чтобы менять мир к лучшему ради себя и окружающих: делать жизнь людей качественнее, удобнее, технологичнее.
Например, многие знают Haier — ну да, популярный бренд бытовой техники, но на самом деле вклад президента корпорации Чжана Жуйминя гораздо больше, чем просто качественный холодильник. В 1980 году завод Haier задолжал 1,4 миллиона юаней, страдал из-за разрушенной инфраструктуры, плохого управления и отсутствия контроля качества. Приступив к работе, Чжан Жуйминь выдал рабочим кувалды и велел уничтожить партию бракованных холодильников. Так он дал понять: старые методы не работают. И не только перевернул подход к качеству бытовой техники, но и оргподходы, существовавшие столетие. Это помогло ему создать суперплатформу, объединяющую предпринимателей.
Или голландец Йос де Блок — основатель системы патронажного ухода Buurtzorg. Проработав 15 лет медбратом и 10 лет на позиции директора в патронажных службах, Йос де Блок пришел к выводу, что в системе надо срочно что-то менять, и начал это делать. Так появилась компания Buurtzorg, которая состоит из самоуправляемых команд с 10 000+ медсестер и медбратьев, перевернувшая голландское здравоохранение и известная по всему миру.
Сегодня многие компании понимают важность предпринимательского подхода и активно поддерживают его среди своих сотрудников. Чтобы вместе делать мир лучше каждый день.
Источники изображений:
Пресс-служба ВкусВилла
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль