Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ЭкоСфера 25 ноября 2025

Вахта в Усадах: работа столовой в условиях прямой конкуренции с ритейлом

Исполнительный директор ЭкоСферы Василий Панькин — о том, почему проект близ Казани стал вызовом и как компания адаптирует сервис под новые привычки рабочих
Вахта в Усадах: работа столовой в условиях прямой конкуренции с ритейлом
Источник изображения: Архив компании
Василий Панькин
Василий Панькин
Исполнительный директор компании «ЭкоСфера».

Опыт в развитии как ресторанных компаний, так и объектов корпоративного питания. Запускал рестораны и столовые в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Самаре. Спикер отраслевых мероприятий и форумов.

Подробнее про эксперта

В августе 2025 года федеральный оператор питания «ЭкоСфера открыл модульную столовую на 40 мест и стал обеспечивать услуги клининга в вахтовом жилом комплексе «Нова» в селе Усады в Татарстане. Взявшись за проект, коллектив принял серьезный вызов. Почему — рассказал исполнительный директор компании Василий Панькин.

Ваш проект в Усадах выглядит предсказуемым и несложным. Что стало неожиданным?

Объект расположен в развитом регионе, с отлаженной логистикой и с действительно предсказуемыми условиями. Однако специфика все же есть: почва. Вместе с погодными условиями она серьезно влияет на работу инфраструктуры. Дороги внутри городка, да и саму территорию часто размывает после дождей. Казалось бы, ничего особенного, глина и глина, но увы, сохнет все это очень долго. Глина прилипает к обуви и разносится по всем местам пребывания людей. Администрация городка, безусловно, делает много — и плиты на дороги положены, и инвентарь для чистки обуви размещен при входе в здания, но все равно есть дополнительное неудобство: грязь, глина заносится в разные помещения. Соответственно, и наши сотрудники вынуждены проводить уборку чаще и интенсивнее. Это не просто эстетическая проблема, это деталь, напрямую влияющая на операционную работу.

Насколько на влияет местная инфраструктура и доступность других точек питания на интерес к столовой в городке?

Конкурентная среда здесь для вахтового поселка нетипично высока и сильна: рядом расположен сетевой магазин. С крупным ритейлом конкурировать сложно, чего уж скромничать. Кроме того, сотрудники заказчика, наши прямые потребители, часто выезжает за пределы городка и имеют возможность перекусить в пути. Поэтому наша задача трансформировалась — мы должны предлагать не просто качественное горячее питание, а определенное решение для конкретного сценария жизни вахтовика.

Как именно изменилось ваше предложение под эти новые условия?

Мы сфокусировались на формате питания «с собой». Акцент сместился на выпечку, порционные блюда, которые можно взять в дорогу. Утром человек может позавтракать горячей кашей и сразу взять с собой пирожки или другую выпечку, чтобы продержаться до возвращения в лагерь, где его ждет полноценный ужин. Мы конкурируем не столько с другими столовыми и кафе, сколько с форматом готовой продукции из магазина и привычкой людей к быстрым решениям.

С какими потребительскими привычками вам приходится сталкиваться?

Часть аудитории, особенно молодежь, сознательно выбирает более дешевые и менее полезные альтернативы — лапшу быстрого приготовления, сосиски, всяческие снэки. Тут мотивация не только к быстроте, но и к некой экономии — а на еде проще всего экономить. Другой вызов — возможность готовить в самих жилых модулях. Когда люди живут по несколько человек, они могут организовать самостоятельное приготовление пищи. Этот сценарий тоже дополнительный фактор конкуренции.

Как наличие крупных маркетплейсов повлияло на вашу бизнес-модель в Усадах?

Повторюсь, близость к такому крупному городу как Казань, с развитой логистикой, и включающая в том числе пункты выдачи маркетплейсов — это палка о двух концах. С одной стороны, это облегчает быт вахтовиков. С другой — они могут заказать через агрегаторы товары первой необходимости, которые традиционно бывают представлены в буфетах при столовых. Поэтому мы ушли от продажи непрофильных товаров — конкурировать с маркетплейсами в этом сегменте не видим никакого смысла.

Какой основной опыт ваша компания извлекла из этого проекта?

Усады показали, что даже в локациях с кажущейся простой и предсказуемой логистикой можно столкнуться с комплексом нетипичных для вахты вызовов. Это и природные факторы, и прямая конкуренция с ритейлом, и изменение потребительского поведения. Этот проект заставил нас глубже анализировать не только логистику, но и ежедневные сценарии жизни конечных потребителей, гибко подстраивая под них сервис. Это ценный кейс для будущих проектов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
443010, Россия, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 102, 2 этаж
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия