Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Что принес 2025 год рынку медицинского бизнеса: итоги и выводы на будущее

2025 год был для медицинского рынка «периодом отрезвления», считает основатель Медицинского Корпоративного Университета Ольга Берестова
Что принес 2025 год рынку медицинского бизнеса: итоги и выводы на будущее
Источник изображения: Pexels.com
Ольга Берестова
Ольга Берестова
Основатель Медицинского Корпоративного Университета

Эксперт по системному управлению клиниками, развитию и масштабированию медицинского бизнеса. Автор запатентованной бизнес-модели управления частной клиникой.

Подробнее про эксперта

В 2025 году игрокам рынка медицинского бизнеса стало окончательно ясно: привычная бизнес-модель больше не работает сама по себе. Нужно все время осмыслять потребности пациента и корректировать подход к управлению. 

Если для части клиник 2025 год прошел вполне рутинно, другие вынуждены были заново выстраивать стратегию — и это неизбежно, если компания не хочет зависеть от одной категории пациентов.

Ретроспективно выделю несколько заметных трендов, которые принес рынку 2025 год.

1. Спад спроса на фоне роста цен

Наиболее заметным трендом стал прогнозируемый спад спроса на ряд традиционных направлений. При этом рынок не умер — он просто ушел в фазу ожидания: мы вполне прогнозируем восстановление спроса в горизонте двух–трех лет.

Цены же, наоборот, заметно выросли. В среднем по стране подорожание составило 12–17%. Москва, как обычно, опережает регионы: сегодня обычный прием терапевта в столице стоит 7–12 тысяч рублей, столько же ― сдача базовых анализов. Регионы пока не догнали по цифрам, но тренд на рост цен ― общий. 

2. Необходимость в диверсификации 

Главный инсайт этого года: клиникам недостаточно иметь одно сильное направление и бить в одну точку. Нужно диверсифицироваться и учитывать потребности рынка и потребности пациентов в данный период времени. 

Например, на устойчивость моего бизнеса, во многом связанным с репродуктологией и ЭКО, мог повлиять тренд на падение рождаемости, который уже сложно игнорировать: услуги, связанные с деторождением, имеют тенденцию к снижению. Соответственно, чтобы быть устойчивыми, сегодня надо принимать во внимание, что спрос по разным услугам ведет себя по-разному: если на одно направление он падает, то второе направление может вытянуть компанию в целом.

3. Сберегательные настроения и оттягивание лечения

Достаточно высокая депозитная ставка побуждает пациентов сохранять деньги на вкладах и вести себя рациональнее. На сегодняшний день ситуация такова: если услугу можно получить бесплатно в государственной клинике, люди готовы ждать. Если же требуется операция, которую сложно получить за счет государства, пациенты могут ее откладывать: этот срок в 2025 достигал от 9 месяцев до года.  

Пациентоцентричная модель ― новая норма

Главный урок года — одна клиника не может быть калькой другой. Эпоха, когда достаточно было закупить оборудование, набрать врачей и открыть двери, давно закончилась. И совершенно точно эру ручного управления можно считать официально закрытой. Сегодня на первый план выходит пациентоцентричность и, соответственно, необходимость выстраивать бизнес-процессы вокруг пациента. 

Производственная модель остается жизнеспособной, но в основном для крупных давно работающих клиник с сильной инфраструктурой и репутацией. Новые бутиковые и авторские проекты требуют другой логики: глубокого сервиса, точных процессов, настройки IT и обязательной связи между подразделениями. Я рекомендую ориентироваться на комфорт пациента и налаживать все процессы на уровнях всех специалистов — от администратора до менеджера сопровождения — так, чтобы человек проходил путь бесшовно и завершал его ценным для себя результатом.

Советую каждому собственнику клиники задаться вопросом: понимает ли каждый из ваших сотрудников логику работы всей клиники и свою роль в процессе выздоровления пациента? Если нет, советую перестроить обучение: начинать его с объяснения всей архитектуры клиники, взаимозависимостей между подразделениями и роли каждого сотрудника в конечном клиническом результате.

Пока в штате не сотни человек и не десятки подразделений, это может казаться очевидным. Зачастую только после масштабирования становится ясно, насколько критично иметь единую IT-платформу, строить бизнес-процессы и обучать персонал не только стандартам, но и пониманию того, как работает система в целом. 

Чтобы держать руку на пульсе и своевременно реагировать на отклонения, оцифровывайте работу клиники. Я регулярно отслеживаю бизнес-метрики, которые помогают делать выводы о правильности работы модели и наличии «узких мест». Мы замеряем: 

  • LTV, 
  • возвратность пациентов, 
  • долю клиентов, реализовавших процедуры из листа назначения в стенах клиники,  
  • удовлетворенность и лояльность пациента.

Вывод 

Итак, резюмирую. 2025 год подтвердил: медицина выходит из производственной логики и входит в логику экосистем, пациентских маршрутов и управляемых процессов. Побеждать будут не самые крупные клиники и не те, кто способен держать самые низкие цены. Успех за самыми адаптивными: теми, кто умеет замечать тенденции рынка и перестраиваться под поведение пациента. Выстраивайте пациентоцентричную систему внутри клиники, обучайте и растите сотрудников ― это станет фундаментом вашего роста в 2026 году. 

Интересное:

ТеДо Китай: следует трендам или задает их

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия