Закон о цифровых платформах: что важно знать бизнесу и ИП
Новый закон определяет, как должны работать маркетплейсы, агрегаторы и пункты выдачи заказов. Объясняем, что и для кого меняется

Руководитель практики литигации и банкротства. Ключевые компетенции: сопровождение процедур банкротства, оспаривание сделок и разрешение споров
Закон о регулировании платформенной экономики в Российской Федерации:
обзор ключевых положений
31 июля 2025 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» (далее — Закон № 289-ФЗ). Положения указанного закона вступают в силу с 1 октября 2026 года.
Предмет регулирования Закона № 289-ФЗ
Закон № 289-ФЗ комплексно регулирует отношения, возникающие между операторами цифровых платформ и их партнерами (продавцами, исполнителями), а также конечными пользователями в связи с продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ (ч. 1 ст. 1 Закона № 289-ФЗ).
Например, новое регулирование распространяется на Ozon, Wildberries или Яндекс. Маркет — маркетплейсы, на которых разные компании размещают товары, а пользователи их приобретают, или Яндекс Go или Ситимобил — агрегаторы такси и курьерских услуг, обеспечивающие взаимодействие между исполнителями (водителями или курьерами) и пользователями.
Понятийный аппарат
Закон № 289-ФЗ комплексно формирует единый понятийный аппарат в сфере платформенной экономики (ст. 2 Закона № 289-ФЗ).
Во-первых, закрепляются основополагающие понятия:
Платформенная экономика — отношения, складывающиеся в связи с использованием цифровых платформ в различных целях.
Цифровая платформа — Информационная система (сайт, программа для ЭВМ), обеспечивающая условия для взаимодействия неограниченного круга лиц в различных целях (обмен информацией, продажа товаров, оказание услуг).
Посредническая цифровая платформа — Цифровая платформа, на которой взаимодействуют оператор, партнеры, пользователи и иные лица с целью заключения гражданско-правовых договоров.
Указанные платформы в обязательном порядке подлежат включению в единый реестр посреднических цифровых платформ.
Во-вторых, Закон № 289-ФЗ разграничивает основные категории участников посреднических цифровых платформ, среди которых следует выделить:
Оператор посреднической цифровой платформы — лицо, организующее взаимодействие участников на платформе (далее — Оператор).
Партнер посреднической цифровой платформы — продавец или исполнитель, реализующие товары или услуги пользователям через платформу (далее — Партнер).
Пользователь — лицо, использующее технические возможности платформы для приобретения товаров, получения результатов выполнения работ или оказания услуг.
Владелец пункта приема и выдачи заказов — лицо, которое занимается приемом, хранением, выдачей и возвратом заказов, а также расчетами с пользователями (далее — Владелец пункта выдачи заказов).
В-третьих, Закон № 289-ФЗ устанавливает понятия, регламентирующие инфраструктурную сторону деятельности платформ, например, такие понятия как: «пункт приема и выдачи заказов», «логистическая инфраструктура оператора», «личный кабинет», «заказ» и др.
Порядок взаимодействия Операторов, Партнеров и Владельцев пунктов выдачи заказов.
Закон № 289-ФЗ регламентирует порядок взаимодействия основных участников посреднических цифровых платформ. Следует обратить внимание на следующие нововведения.
Обязательное заключение договора
Устанавливается, что взаимодействие Операторов с Партнерами и Владельцами пунктов выдачи заказов должно осуществляться на основании договора. При этом Оператор должен обеспечить возможность заключения такого договора в электронной форме через платформу.
В договоре должны быть установлены, в частности, следующие условия:
- требования к Партнеру или Владельцу пункта выдачи заказов;
- перечень мер ответственности, основания и порядок их применения;
- порядок продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и проведения расчетов;
- порядок получения доступа к информации о рейтингах и ранжировании результатов поисковой выдачи;
- порядок определения вознаграждения оператора за оказанные услуги и порядок установления скидок на товары (работы, услуги), и иные условия (ч. 1 и 4 ст. 5 Закона № 289-ФЗ).
Также устанавливается, что перед заключением договора Оператор обязан провести проверку потенциального Партнера и Владельца пункта выдачи заказов с использованием публичных источников информации (ч. 2 и 3 ст. 5 Закона № 289-ФЗ).
Особенности одностороннего изменения договора
Если Оператор намерен в одностороннем порядке:
- увеличить размер своего вознаграждения или изменить порядок его расчета;
- уменьшить размер или изменить порядок расчета вознаграждения Владельца пункта выдачи заказов;
- изменить условия доставки;
- ввести новые меры ответственности,
он обязан уведомить Партнера или Владельца пункта выдачи заказов о планируемых изменениях за 45 дней. По всем другим вопросам Оператор должен уведомить о предстоящих изменениях за 15 дней.
Исключения возможны только при улучшении условий для Партнера или Владельца пункта выдачи заказов или приведении договора в соответствие с требованиями законодательства, а также по решению суда (ст. 12 Закона № 289-ФЗ).
Особенности размещения карточки товара
Закон № 289-ФЗ устанавливает специальные требования к размещению карточки товара на платформе:
- в карточке товара обязательно должны указываться сведения о продавце, о самом товаре, работе или услуге, разрешительных документах, лицензиях, сертификатах, маркировке, а также иные сведения, необходимые по закону;
- в свою очередь, Оператор обязан предоставить техническую возможность для размещения указанных сведений;
- кроме того, Оператор обязан сам разместить информацию о необходимости обязательной маркировки, также Оператор обязан указать, что он не является продавцом либо исполнителем и не заключает с пользователем договор купли-продажи или договор на оказание услуг;
- более того, Оператор обязан проверять сведения, содержащиеся в карточке товара, и не допускать к размещению на платформе карточки товаров, содержащие предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок и лекарственных препаратов (ст. 7 Закона № 289-ФЗ).
Особенности предоставления скидок на товары
Согласно положениям Закона № 289-ФЗ Оператор может устанавливать скидки на товары за счет Партнера только с его согласия. Оператор обязан заранее уведомить Партнера о намерении снизить цену за его счет и получить соответствующее разрешение.
Партнер вправе:
- согласиться на снижение цены;
- установить минимально допустимую цену и сроки участия в акции;
- отказаться от участия или установить полный запрет на любые скидки за свой счет.
При этом отсутствие согласия Партнера не может служить основанием для ограничения его прав, понижения рейтинга или ухудшения условий работы на платформе (ст. 9 Закона № 289-ФЗ).
Честная поисковая выдача
Закон № 289-ФЗ устанавливает правило равной поисковой выдачи для всех Партнеров и Владельцев пунктов выдачи заказов. Это означает, что:
- Оператор обязан предоставлять всем Партнерам равный, прозрачный и недискриминационный доступ к услугам, которые могут повлиять на позиции товаров или услуг в поисковой выдаче;
- любые фильтры и параметры сортировки, которые выбирает пользователь, должны строго соблюдаться при показе результатов; их порядок нельзя менять произвольно или в интересах отдельных Партнеров (ст. 10 Закона № 289-ФЗ).
Особенности ограничения и прекращения размещения карточки товара, а также ограничения доступа к личному кабинету
Устанавливается, что Оператор имеет право ограничить или прекратить размещение карточки товара, а также доступ Партнера или Владельца пункта выдачи заказов к личному кабинету в следующих случаях:
- для соблюдения требований законодательства;
- во исполнение решений суда или государственных органов;
- по основаниям, предусмотренным в договоре, а также в иных случаях.
Такие меры могут быть приняты только после направления мотивированного уведомления. Если причины ограничения будут устранены, оператор обязан восстановить доступ к личному кабинету или размещение карточки товара в течение 48 часов (ст. 13 Закона № 289-ФЗ).
Создание системы досудебного рассмотрения жалоб на платформе
Оператор обязан организовать систему досудебного рассмотрения споров на самой платформе. Если Партнер или Владелец пункта выдачи заказов не согласен с действиями Оператора (например, блокировкой личного кабинета, ограничением размещения карточки товара, снижением рейтинга), он до обращения в суд должен сначала подать жалобу через эту систему.
Оператор обязан рассмотреть жалобу и предоставить мотивированный ответ не позднее 15 дней со дня ее подачи; если жалоба признается обоснованной, Оператор должен отменить примененные меры в течение 48 часов (ст. 14 Закона № 289-ФЗ).
Особенности работы Операторов с Партнерами — физическими лицами
Правоотношения между Оператором и Партнерами — физическими лицами квалифицируются как гражданско-правовые при соблюдении следующих условий:
- Партнер-физическое лицо самостоятельно принимает решение о выполнении заказов: он вправе выбирать, брать заказ или нет, а график работы и правила внутреннего трудового распорядка не устанавливаются платформой;
- за каждый выполненный заказ начисляется отдельное вознаграждение;
- не допускается привлечение третьих лиц для выполнения заказов, предоставление социальных гарантий, оплачиваемых отпусков и выходных, а также иных прав, которые обычно предусмотрены трудовым законодательством (ст. 15 Закона № 289-ФЗ).
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети


