Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная НАПИ 10 ноября 2025

Почему e-commerce не спасет сегмент LCV

НАПИ: влияет ли рост электронной торговли на продажи легких коммерческих автомобилей
Почему e-commerce не спасет сегмент LCV
Источник изображения: Freepik.com
Татьяна Арабаджи
Татьяна Арабаджи
Директор НАПИ

Эксперт по автомобильному рынку

Подробнее про эксперта

По данным маркетингового агентства НАПИ, продажи LCV* в 2025 году ожидаются на уровне 105 тыс. ед., что ниже прошлогоднего результата более чем на 20%. Но почему продажи LCV снова снижаются, чем был обусловлен их рост и падение в предыдущие годы и почему взлет электронной торговли (e-commerce) не станет для них спасательным кругом?

Перенесемся в 2013 год, когда было реализовано почти 200 тыс. ед. LCV. Большие продажи, которые мы наблюдали в 2013 году и ранее, объясняются «эффектом низкой базы». Сегмент легких коммерческих автомобилей практически появился в стране лишь в 1994 году с началом производства автомобилей «ГАЗель», поэтому спрос на LCV в 2013-2014 годах оставался еще очень высок. В 2014 году он подогревался резким ослаблением курса рубля в конце года.

Почему e-commerce не спасет сегмент LCV

2015-2019 годы — это период зрелого насыщенного рынка. В 2015-2016 годах продажи рухнули (-40% к 2014 году), что было вызвано стремительным снижением цен на нефть, ослаблением курса рубля, большими продажами 2013-2014 годов и адаптационным периодом к первым санкциям. В 2017-2020 годах продажи вышли на плато и колебались несильно даже несмотря на ковидные ограничения и в очередной раз упавшие цены на нефть в 2020 году.

Вновь обрушение продаж произошло в 2022 году (-39%). Автомобильный рынок России попал в непростую ситуацию: ушли практически все иностранные бренды, которые занимали существенную долю рынка, и прекратились поставки компонентов на традиционные российские автозаводы, что закономерно привело к падению продаж и проблемам с производством. Так, было приостановлено производство Lada Largus, являвшейся одной из самых ходовых моделей. Восстановление рынка мы начали наблюдать уже в 2023 году (+35%) вместе с появлением новой российской марки Sollers и началом выпуска легкой коммерческой техники КАМАЗ, и в 2024 году (+31%) с возобновлением производства Lada Largus. Большую роль здесь также сыграл «отложенный спрос».

Что же все это время происходило со сферой электронной торговли? Она стабильно росла. По данным АКИТ и СБЕР, объем рынка интернет-торговли вырос с 544 млрд рублей в 2013 году до 9 трлн рублей в 2024 году. Казалось бы, подобный рост электронной торговли должен был привести к повышению потребности в автомобилях для доставки по городу — LCV. Но явной зависимости между ними мы не видим. Например, в 2018 году объем рынка интернет-торговли вырос на 70%, а продажи LCV лишь на 2%. А в 2022 продажи LCV рухнули несмотря на то, что объем рынка электронной торговли прибавил 26%.

Согласно имеющимся прогнозам, в 2025 году объем рынка интернет-торговли может превысить 12 трлн рублей, что на треть больше, чем годом ранее. При этом продажи LCV в текущем году снизятся из-за дорогого лизинга и кредита, охлаждения бизнеса покупателей техники из других сегментов и др.

Подводя итог, мы приходим к выводу, что каких бы высот не достигла электронная торговля, объема продаж легких коммерческих автомобилей на уровне 2013 года мы уже вряд ли достигнем. Во всяком случае, не в ближайшие годы. Кроме того, на рынок оказывают более сильное влияние другие факторы, нежели электронная торговля.

*Автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. пикапы

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия