Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как правильно внедрить режим коммерческой тайны

Рассказываем, как грамотно внедрить режим коммерческой тайны, чтобы минимизировать риск от действий инсайдеров
Как правильно внедрить режим коммерческой тайны
Источник изображения: Freepik.com
Дмитрий Вощуков
Дмитрий Вощуков
GR-специалист «СерчИнформ»

Исследует правоприменительную практику в сфере ИБ

Подробнее про эксперта

В 2024 году 48% российских компаний столкнулись с утечками информации по вине сотрудников. В случае утечки без правильно внедренного режима коммерческой тайны (КТ) компания не сможет отстоять свои интересы в суде. Узнайте, как грамотно внедрить режим КТ, чтобы минимизировать риск от действий инсайдеров.

В этой статье разберем

  • Что такое режим коммерческой тайны (КТ) и что к нему относится;
  • Как создать Положение о КТ;
  • Как промаркировать конфиденциальные данные;
  • Как ввести обязанность о неразглашении КТ;
  • Как обеспечить и проконтролировать защиту КТ;
  • Как правильно внедренный режим КТ помогает на практике.

Что такое режим коммерческой тайны и что к нему относится

Режим КТ — это особый режим конфиденциальности коммерческой информации. Он позволяет компании отстоять свои интересы, если произойдет утечка важных для нее данных. Например, потребовать компенсацию за нанесенный ущерб.

Вопросы, связанные с режимом КТ, регулирует № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно закону, для внедрения режима КТ нужно определить сведения, к которым он будет применен. Обычно это любая производственная, техническая, экономическая, организационная и другая конфиденциальная информация, которую владелец защищает от несанкционированного доступа.

Например, ноу-хау, базы клиентов и партнеров, планы развития, внутренние отчеты, метод изготовления продукта, деловая корреспонденция, исходный код ПО, результаты переговоров и т.д.

Исследования показывают, что зачастую по вине сотрудников утекают именно эти данные. В 2024 году российские организации чаще всего сталкивались со сливами информации о клиентах и сделках (44%), персональных данных (36%), технической (32%) и финансовой документации (38%).

Под КТ не подпадают учредительные документы, данные о числе работников, системе оплаты труда, сведения об охране труда, производственной безопасности, потребительская информация о продуктах.

Как создать Положение о КТ

Далее нужно разработать и ввести в действие Положение о КТ. Это локальный акт, который регламентирует все, что связано с коммерческой тайной. В документе прописывается:

  • порядок обращения и передачи конфиденциальных данных;
  • методы контроля за выполнением этого порядка;
  • перечень лиц, имеющих доступ к конфиденциальным данным, и пределы такого доступа;
  • перечень мер защиты КТ;
  • порядок отнесения информации к КТ;
  • ответственность за нарушения.

Положение нужно ввести в действие приказом руководителя компании и ознакомить с документом всех сотрудников под подпись. В приложении к Положению должен быть перечень сведений, которые составляют КТ.

Как промаркировать конфиденциальные данные

Маркировка данных позволит разработать систему учета лиц, которым предоставлен доступ к КТ. Это одно из требований № 98-ФЗ.

Промаркировать нужно все документы в бумажном и электронном виде. Во втором случае маркируются также флешки, диски и другие носители информации. Конкретный способ маркировки в законе не указан. Это может быть штамп, наклейка, включение грифа в фирменный бланк и т. п. Главное требование: маркировка должна ясно указывать, что информация на носителе относится к КТ и принадлежит конкретному владельцу.

Разработанный порядок маркировки и образец грифа также должны быть включены в Положение о КТ.

Как ввести обязанность о неразглашении КТ

Следующее требование закона — регулировать использование КТ сотрудниками и контрагентами. Для этого нужно взять обязательство о неразглашении у сотрудников и заключить соглашение о неразглашении (NDA) с контрагентами.

Документы можно подписать отдельно, если речь идет о действующих сотрудниках и контрагентах. Для всех будущих трудовых отношений и сделок условия о неразглашении можно включить в договор.

В формулировке обязательства или NDA нужно указать, что сотрудники и контрагенты обязаны сохранять конфиденциальность и принимать меры к защите переданной им информации, а также что они несут ответственность за нарушение коммерческой тайны.

Как обеспечить и проконтролировать защиту КТ

Последнее требование — ограничить и проконтролировать доступ к конфиденциальной информации. Для этого нужно хранить бумажные документы с КТ в защищенных хранилищах: сейфах или отдельных помещениях. И выдавать только при наличии документов, которые подтверждают право доступа.

Если документы находятся в «цифре», нужно использовать технические средства защиты. Они позволят разграничить доступ к файлам, управлять правами пользователей, а также контролировать соблюдение правил оборота КТ. Право на их использование установлено в 98-ФЗ.

Пример таких средств — DCAP и DLP-системы. Первая поможет промаркировать цифровые файлы с КТ, пометив их соответствующим образом, организовать безопасное хранение таких данных, ограничить доступ к ним и задать правила обработки.

Вторая позволит контролировать, как соблюдаются регламенты работы с КТ, обнаружить попытки несанкционированного доступа к данным и защитить их от утечки по всем цифровым каналам: в почте, мессенджерах, звонках и т.д.

Как правильно внедренный режим КТ помогает на практике

В судебной практике есть множество дел в пользу организаций с правильно внедренным режимом КТ. Например, в 2023 году сотрудник конструкторского бюро переслал множество рабочих файлов в личный мессенджер. Это зафиксировали технические средства, компания провела проверку, по ее итогам сотрудник уволен за разглашение КТ. Провинившийся обратился в суд, чтобы оспорить увольнение. Суд установил, что режим КТ в компании подтвержден документами, а факт нарушения доказан и отклонил требования.

Есть и обратные случаи. Даже если средства защиты информации зафиксировали слив, то без корректно внедренного режима КТ сложно доказать ценность утекших сведений и вину сотрудника.

Например, в 2021 году бывший сотрудник IT-компании использовал базу данных клиентов работодателя в собственных целях. Руководители организации подали на инсайдера в суд и предоставили копии Положения о КТ и трудового договора. Из-за ошибки в документах установленный режим конфиденциальности не касался баз данных клиентов и потому суд отказал истцу.

Чек-лист «Как внедрить режим коммерческой тайны»:

  1. Определите, какая информация является конфиденциальной.
  2. Создайте Положение о коммерческой тайне.
  3. Промаркируйте конфиденциальные данные грифом «КТ».
  4. Возьмите обязательство о неразглашении у всех, кто имеет доступ к коммерческой тайне.
  5. Обеспечьте контроль и защиту.

Вывод

Введение режима коммерческой тайны позволяет компании:

  • определить, какая корпоративная информация является закрытой;
  • требовать от персонала и контрагентов сохранять ее конфиденциальность;
  • контролировать работу сотрудников с такой информацией;
  • привлекать к ответственности виновных в утечке, уничтожении, порче информации;
  • подтвердить позицию бизнеса в суде в случае инцидентов с конфиденциальной информацией.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
127254, Россия, г. Москва, пр-д Огородный, д. 16/1, стр. 3, помещ. 901
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия