РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Доверительное управление: точка баланса отношений клиента и управляющего

С 1 января 2025 года Банк России вводит изменения в Положение 482-П — ключевой документ, регулирующий деятельность по доверительному управлению в России
Доверительное управление: точка баланса отношений клиента и управляющего
Источник изображения: Unsplash.com
Сергей Лагода
Сергей Лагода
Контролер ФБ Август

Работает в профессиональных участниках рынка ценных бумаг с 2007 года. Имеет квалификационные аттестаты 1.0, 4.0, 5.0

Подробнее про эксперта

Одним из главных изменений станет отмена стандартных стратегий, которые широко использовались управляющими. Ранее каждая стандартная стратегия имела заранее установленные параметры ожидаемой доходности и риска, что позволяло клиентам самостоятельно выбирать подходящий уровень риска и дохода.

Причины отмены стандартных стратегий

В последние годы (особенно в 2022 и 2024 годах) участились жалобы клиентов в адрес Банка России, вызванные неудовлетворительными результатами доверительного управления. В первой половине 2022 года и с мая по декабрь 2024 года многие управляющие не оправдали ожидания клиентов, что привело к взаимным претензиям. Клиенты, воспринимающие доверительное управление как аналог банковского депозита, недоумевают, почему управляющие не смогли предугадать снижение рынка и минимизировать убытки.

Исторический контекст и отличия рынка

Доверительное управление имеет глубокие корни в США, где граждане традиционно инвестируют на долгосрочной основе. В отсутствие государственной пенсионной системы американцы привыкли вкладывать часть доходов в акции и облигации, начиная с первой зарплаты и до конца жизни. В России, напротив, в силу отсутствия долгосрочной инвестиционной культуры, инвестиции через биржу воспринимаются как краткосрочный аналог депозита, тем самым, усиливая различия между ожиданиями клиентов и реальными возможностями рынка. При этом:

  • Вариативность положительной доходности инвестиций еще может быть принята клиентами, но убытки — нет.
  • Сроки инвестирования часто ограничиваются 1-3 годами, что значительно усложняет задачи управляющих, поскольку акции обычно обгоняют депозиты по доходности лишь на горизонте 5-10 лет.

 Проблемы взаимодействия клиентов и управляющих

Ситуация осложняется следующими аспектами:

  • Клиенты часто ожидают стабильной доходности, свойственной депозитам, и негативно воспринимают объяснения управляющих о рыночных колебаниях.
  • Управляющие же, несмотря на профессиональные навыки, не всегда способны предсказать резкие изменения рынка. Например, клиенты недоумевают, почему активы не были проданы до обвала цен.

В результате формируется замкнутый круг: в периоды роста рынка обе стороны довольны, а в периоды падения — растет взаимное недовольство. И это грустная история, потому что Доверительное управление, как и любой другой бизнес — в первую очередь должно соответствовать ожиданиям своих клиентов.

Возможные решения

Для разрыва этого порочного круга необходимо движение навстречу друг другу:

Клиенты

  1. Формирование привычки к долгосрочным инвестициям – Важно регулярно откладывать часть дохода, даже небольшую, для инвестиций или сбережений. То есть понимать правильность подхода по регулярному пополнению своих инвестиционных портфелей.
  2. Диверсификация – Разделение средств между акциями, депозитами, валютными инструментами, это снижает риск и повышает устойчивость портфеля.
  3. Эмоциональная стойкость – Инвесторы должны принимать возможные колебания стоимости активов с большей стойкостью и рассматривать инвестиции на долгосрочной основе (10-50 лет).

Управляющие

  1. Эволюция профессиональных подходов – Управляющим необходимо совершенствовать навыки и адаптироваться к текущим реалиям. Необходимо умело использовать весь инструментарий финансового рынка, актуальный в данный момент, например, в настоящее время это фонды денежного рынка и ОФЗ-флоутеры. Нужно быть готовым применять заявки СТОП-ЛОСС, которые ограничивают убытки. 
  2.  Анализ экономических циклов – Понимание стадий цикла помогает выбирать оптимальные моменты для инвестиций. Это включает умение покупать активы на спадах и продавать на пиках. Здесь безусловно понадобиться мужество покупать, когда все вокруг могут говорить «продавай», и продавать, когда все вокруг воодушевлены прошедшим продолжительным ростом и ожидают дальнейшего повышения котировок.
  3. Гибкость стратегий – Вместо классической стратегии «купил и держи» управляющим стоит разрабатывать адаптивные модели, учитывающие возрастающую непредсказуемость рынков и вероятность «черных лебедей», например, в виде реализации геополитических рисков.

Образовательные инициативы

Обеим сторонам следует активно участвовать в образовательных программах. Клиенты — чтобы лучше понимать принципы инвестирования, управляющие — чтобы совершенствовать навыки коммуникации с клиентами и лучше объяснять сложные финансовые процессы.

Долгосрочная перспектива

Синергия усилий клиентов и управляющих может гармонизировать их отношения. Клиенты, развивая привычку регулярных инвестиций, становятся более устойчивыми участниками рынка, что позволяет управляющим достигать лучших результатов на долгосрочном горизонте. В свою очередь, управляющие, улучшая свои методы и добиваясь лучших результатов, обеспечат клиентам более комфортные условия.

Такое взаимодействие способствует укреплению доверия между сторонами, что, в конечном итоге, способствует развитию финансового рынка Российской Федерации — одной из приоритетных задач Банка России.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации31.01.1996
Уставной капитал40 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, пер. Сивцев Вражек, д. 29/16, помещ. 1/7/1
ОГРН 1023403844100
ИНН / КПП 3445028704 770401001

Контакты

Адрес 119002, Россия, г. Москва, Сивцев Вражек пер, д. 29/16, помещ. 1/7/1 125504, Россия, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 71Б, этаж 6, офис 627

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия