Что движет людьми в благотворительности
Доверие, технологии, люди — три столпа благотворительности: данные исследования FRANK RG и Сбер Private, переложенные на работу фонда «Подари жизнь»

С 2018 года директор фонда «Подари жизнь», в благотворительности с 2004 года. Опыт в PR и журналистике свыше 25 лет. В 2025 году окончила Executive MBA в Московской школе управления «Сколково».
Каждую минуту в России кто-то решает начать помогать: переводить средства на благотворительность, волонтерить, запустить свою инициативу. Каждый раз, видя это, я думаю: что движет нами и какой благотворительность будет завтра?
Фантазировать не будем. Возьмем данные исследования FRANK RG и Сбер Private, которое вышло 5 сентября этого года, и переложим их на конкретику — работу фонда «Подари жизнь».
Данные из исследования 2025 года
Общий объем благотворительных средств
В России в 2024 году на благотворительность и корпоративную социальную ответственность было направлено от 505 до 531 млрд рублей, из которых частные пожертвования составили 110–136 млрд рублей.
Доля крупных филантропов
Порядка 66 тысяч человек относятся к категории LHNWI+ (с капиталом от 60 млн руб.), из которых 44 тысячи вовлечены в благотворительную активность. При этом примерно 34 % всех частных пожертвований исходят от этих филантропов.
Формы участия и мотивация
За последние годы значительно выросла доля тех, кто помогает напрямую нуждающимся: жертвуют деньги, вещи или участвуют лично. Доля тех, кто жертвует через НКО, увеличилась почти вдвое: с 32 % в 2023-м до 60 % в 2025-м. Частота благотворительных действий участниками тоже выросла, но при этом среднегодовая сумма пожертвования снизилась — с ~2 800 до ~2 500 рублей (в основном из-за снижения активности «массового донора»).
Отношение к доходу
Филантропы разных уровней благосостояния в среднем направляют на благотворительность от 2 % до 7 % своего годового дохода.
Эндаументы как устойчивый ресурс
Объем целевого капитала, аккумулированного фондами, достиг 156 млрд рублей на конец 2024 года. При этом около 60 % от этой суммы — активы фонда Потанина.
Почему эти данные важны для «Подари жизнь»
Укрепление доверия через цифры
Мы видим, что благотворительность в России — это отрасль с внушительными ресурсами, но они распределены между разными сегментами. Фонд «Подари жизнь» находится в позиции, где прозрачность и доверие — ключ к привлечению общественных средств. Но не только они.
Укрепление доверия через профессионализм
Мы видим, что после февраля 2022 года, системная благотворительность сдала позиции. Это понятно: люди хотят помочь прямо сейчас и конкретному человеку. Есть минус: это поле для мошеннической деятельности. Но есть и плюс: это привело к росту общего числа людей, участвующих в помощи. Оставить их в благотворительности мы можем, показывая, какой это стройный, профессиональный и системный институт. И это наша сильная сторона — наша работа выстроена вокруг реальных потребностей пациентов и клиник, мы проводим экспертную оценку как запросов на помощь, так и технологий их исполнения и прогнозирования.
Мотивирование частных благотворителей
Даже небольшое увеличение вклада каждого массового благотворителя уже может серьезно изменить картину: участников — в силу изменения общественно-политической ситуации — правда стало много, а вот средний объем пожертвований (опять же в силу все той же общественно-политической и тесно с ней связанной экономической ситуации) сравнительно мал — значит, есть потенциал роста. И этот потенциал предполагает системную работу: от выстраивания удобной и бережной коммуникации с уже существующим благотворителем, до работы с все еще живучими мифами из серии «Добро должно быть тихим».
Выстраивание устойчивых источников поддержки
Целевые капиталы (эндаументы) — это надежный инструмент для долгосрочных программ и для работы с крупными благотворителями. Мы можем активно включать их в свою стратегию развития, чтобы обеспечить устойчивую поддержку масштабных проектов. Например, таких проектов-гигантов, как строительство и поддержка работы пансионата «Измалково» для детей, которые могут не занимать койку в клинике, но еще не могут уехать домой.
Вызовы и наши действия
Вызов №1. Доверие, прозрачность, профессионализм
Что важно:
Публиковать понятные и прозрачные отчеты, делиться результатами, объяснять эффективность поддержки.
Как мы действуем:
Строго следим за постановкой и достижением KPI проектов и всегда подводим итоги публично, рассказываем реальные истории подопечных с конкретными результатами.
Вызов №2. Привлечение частных благотворителей
Что важно:
Поддерживать регулярные, небольшие пожертвования; сфокусироваться на включении их в рутину. Достигать более широкого информационного поля.
Как мы действуем:
Удобные современные механики (кешбэк, округление), полная прозрачность, возможность персональных отчетов. Работаем с разными источниками и форматами информации.
Вызов №3. Обеспечение устойчивости
Что важно:
Создать целевой капитал — чтобы система менялась к лучшему независимо от «климата».
Как мы действуем:
Создаем или укрепляем эндаумент для поддержки программ фондa.
Заключение
250 лет профессиональной благотворительности в России — это не просто история и статистика. Это система, которую создавали поколениями, потому что она нужна. А нужна она потому, что работает. И это призыв: будьте рядом. Помогайте не ради светлого образа, а потому что это действительно меняет жизнь вокруг. Это правда важно, очень эффективно и может стать очень приятной частью жизни. Даже небольшие регулярные пожертвования, объединенные вокруг фондов, которые работают системно и профессионально, изменят многое.
Присоединяйтесь с радостью и любовью, осознанностью и верой в то, что добро меняет жизнь.
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети
Рубрики


