Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Важно ли предпринимателям и лидерам развивать речевые навыки

Нужно ли хорошему предпринимателю быть и хорошим оратором, в чем был прав Аристотель, правда ли, что богатство речи приводит к финансовому богатству
Важно ли предпринимателям и лидерам развивать речевые навыки
Источник изображения: Личный архив «Молтен Консалтинг»
Мария Аксенова
Мария Аксенова
Управляющий партнер «Молтен Консалтинг»

Успешный серийный предприниматель. Более 25 лет — частный инвестор, аккредитованный инвестор MosSeedFund. Издатель Энциклопедии Аванта+, лауреат премии Президента РФ в области образования. Ментор ICF

Подробнее про эксперта

Вы хорошо помните людей и их доклады на последней конференции, которую вы посетили? А как много людей запомнили Вас и Ваше выступление? Да, мы живем в эпоху инфодемии. И это бескрайнее море информации мы пытаемся для себя систематизировать и отбирать из него самые полезные и важные данные. То же самое делают и люди, которые нас слушают. Как же нам:

  • запоминаться на нетворкингах,
  • выделяться яркой самопрезентацией,
  • удивлять небанальной и полезной публичной речью?

Требования к речевым навыкам лидеров и инновационных предпринимателей намного выше, чем к обычным людям, т.к. они приглашают людей в новое, то есть туда, чего раньше не существовало. А все новое кажется непонятным и небезопасным. Но лидер должен уметь донести суть и ценность того, что он предлагает.

На аудиторию оказывает непосредственное влияние не только и столько произнесенный текст. Слушателям (особенно инвесторам, работодателям, потенциальным бизнес-партнерам и клиентам) важны личные качества выступающего и его собственное отношение к тому проекту, который он презентует.

Первое впечатление создают невербальные компоненты: энергия выступающего, его жизненный тонус, язык тела, эмоциональность подачи, звучание голоса, скорость, грамотность и логичность речи. В первую очередь эти факторы формируют доверие или недоверие к говорящему, желание или нежелание сотрудничать с ним. Речевые ошибки, бедный лексикон, торопливость, нечеткая дикция и др. влияют как на экспертную оценку проекта, так и на готовность инвесторов вкладывать в него средства.

В некотором смысле любое деловое общение, можно приравнять к публичному выступлению по:

  • целям (оказать влияние)
  • задачам (дать информацию, убедить, вызвать отклик)
  • степени значимости (в отличие от бытового разговора)
  • критериям хорошего выступления
  • требованиям к речевым навыкам говорящего.

Критериями эффективной публичной деловой коммуникации часто называют содержательность, логичность, достоверность, ясность, краткость, яркость, наглядность, уместность, принятие и общение с аудиторией, разнообразие лексикона и лидерские качества говорящего.

Мы дополним этот список важным навыком делать «перевод» терминологии на язык, понятный аудитории. Это фактор, позволяющий пройти барьер «свой/чужой», вызвать доверие и интерес у тех, кто нас слушает.

Есть еще важный аспект. Лидер и предприниматель должны понимать, что интересует нашего собеседника, и уметь предлагать ему именно это. Мы часто видели, как путают роль инвестора или работодателя с ролями родителя и благотворителя.

Важным фактором, влияющим на доверие к оратору, является гармония между тремя уровнями, на которых проявляется оратор:

  • суть, смыслы, ценности
  • речь
  • внешние проявления: жесты, мимика, позы, одежда, ухоженность и т.д.

Если эти три уровня соответствуют друг другу, это повышает и доверие аудитории, и внутреннюю устойчивость оратора. Приведем пример несоответствия: об инновациях говорит человек в старомодном пиджаке, застегнутом на все пуговицы, а в своей речи использует канцеляризмы.

Несколько слов о теории коммуникации. В античности элементами риторики считалась триада ethos–pathos–logos:

1) ethos (однокоренное с «этика») достоверность, искренность, качества и характер говорящего,

2) pathos (однокоренное с «пафос») эмоциональная релевантность,

3) logos (однокоренное с «логика») логичность, ясность, смысловая стройность, грамотность, богатство языка.

Применяя язык античности к современным реалиям можно сказать, что успеху публичной и деловой коммуникации способствуют:

Этос: ответственность за динамику и результат как выступления, так предлагаемого проекта, вовлеченность, добросовестность, готовность встретиться с вызовами, внутренняя гармония, достаточный объем внимания, чтобы видеть и учитывать реакцию аудитории.

Пафос: эмоциональная компетентность, понимание своих реакций, навык управлять ими, энергия, способность вдохновлять.

Логос: компетентность в теме, грамотная, логичная, ясная, лексически богатая речь, четкая дикция, умение говорить на языке аудитории.

В этой статье мы говорим об ошибках и даем практические рекомендации, касающиеся логоса. Мы исследовали публичные выступления (питчи) лидеров и основателей стартапов на протяжение нескольких лет, в том числе слушали питчи как члены жюри и проводили мастер-классы для студентов кафедры предпринимательства МФТИ, участников акселератора фонда Первопечатника Федорова, тренингов «Речь. Деньги. Я», обучающих программ и конкурсов Московского Инновационного Кластера.

 Основные ошибки коммуникации и их причины

  • Речевые ошибки. Причиной неуспеха выступления могут стать: неверные ударения, слова-паразиты, неверные речевые конструкции, жаргонизмы, бедный лексикон, провинциальный диалект.

Членов жюри акселераторов и техноконкурсов отмечали, что неграмотная речь снижает доверие к выступающему и его статус в глазах слушающих.

  • Адаптация стиля речи и «перевод» терминов под аудиторию — компетенция, критически важная для питча. «Нецелевой» лексикон не позволяет пройти внутренний тест слушателя «свой-чужой». Неуместный стиль речи (слишком формальный или, наоборот, «панибратский») вызывает отторжение. Итог — низкая оценка жюри и нежелание инвесторов продолжать диалог.
  • Неточность адресации. Нецелевая информация вызывает раздражение и воспринимается как неуважение к аудитории.

Кейс: предприниматель в сфере геологоразведки сосредоточил свой питч на полезных ископаемых. На что инвестор сказал: «Мы покупаем не ископаемые, а долю в бизнесе, точнее даже, «вход и выход»».

  • Неуверенность. Выступающие признавались, что причина лежит не только в страхе публичных выступлений, но и в 1) недостаточной информированности (компетентности) оратора в предмете выступления, 2) слабой подготовке.
  • Отсутствие структуры, недостаток смысловой связности. Причины те же: недостаточные компетентность и подготовка.

Практические разработки

На обучающих мастер-классах нами были протестированы различные упражнения, способствующие совершенствованию техники речи, мы оценивали их эффективность и в итоге был разработан и апробирован блиц-протокол для использования непосредственно перед выступлением.

Блиц-протокол (45 секунд) улучшения дикции и звучания голоса перед выступлением:

  • упражнение «волна» из артикуляционной гимнастики (9 секунд)
  • произнесение сложных слогов мфа-мфя-мфо-мфе-мфу-мфю-мфэ-мфе и/или пткупт-пткопт-пткапт-пткэпт-пткипт-пткэпт), представляя, что произносим их через воображаемый рупор (10 секунд)
  • одно из упражнений гимнастики Стрельниковой (15 секунд)
  • произнесение скороговорки или любого текста с пробкой в зубах (11 секунд).

Практика показала, что эта методика существенно повышает уровень презентаций, самоощущение выступающих и оценку жюри.

Упражнение на подготовку питча

Участникам  предлагалось разбиться на группы по 3-5 человек и рассказать о проекте, уложившись в 1 минуту. Ответить на возникшие вопросы. Потом рассказать воображаемому старшекласснику. Затем объяснить суть проекта 7-летнему ребенку так, чтобы он понял и оторвался от игрушек. Участники отмечали повышение ясности, точности, живости своего будущего питча.

Практические рекомендации для долгосрочного развития речевых навыков молодых предпринимателей

По результатам интервью с лидерами и предпринимателями были отобраны и сформулированы те рекомендации, которые они реально готовы выполнить и внедрить как привычки в свою жизнь:

  • читать хорошую литературу для расширения лексикона, освоения правильных конструкций («играть роль», а не «играть значение», «понимать, что», а не «понимать о том, что»);
  • целенаправленно слушать грамотную речь (телеведущих, артистов, филологов), при этом отмечать правила орфоэпии, речевые обороты и слова, затем включая это в свой активный лексикон;
  • выполнять упражнения по технике речи: артикуляционную гимнастику, гимнастику Стрельниковой, скороговорки (5 циклов: тщательное медленное выговаривание, произнесение шепотом, слитное произнесение, произнесение с пробкой в зубах и в быстром темпе).

Мы проверили эти рекомендации и развития речевых навыков и можем констатировать: они показывали высокую эффективность. На следующих конкурсах — через несколько недель или месяцев — эксперты отмечали качественное улучшение речи предпринимателей и лидеров.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия