Важно ли предпринимателям и лидерам развивать речевые навыки
Нужно ли хорошему предпринимателю быть и хорошим оратором, в чем был прав Аристотель, правда ли, что богатство речи приводит к финансовому богатству

Успешный серийный предприниматель. Более 25 лет — частный инвестор, аккредитованный инвестор MosSeedFund. Издатель Энциклопедии Аванта+, лауреат премии Президента РФ в области образования. Ментор ICF
Вы хорошо помните людей и их доклады на последней конференции, которую вы посетили? А как много людей запомнили Вас и Ваше выступление? Да, мы живем в эпоху инфодемии. И это бескрайнее море информации мы пытаемся для себя систематизировать и отбирать из него самые полезные и важные данные. То же самое делают и люди, которые нас слушают. Как же нам:
- запоминаться на нетворкингах,
- выделяться яркой самопрезентацией,
- удивлять небанальной и полезной публичной речью?
Требования к речевым навыкам лидеров и инновационных предпринимателей намного выше, чем к обычным людям, т.к. они приглашают людей в новое, то есть туда, чего раньше не существовало. А все новое кажется непонятным и небезопасным. Но лидер должен уметь донести суть и ценность того, что он предлагает.
На аудиторию оказывает непосредственное влияние не только и столько произнесенный текст. Слушателям (особенно инвесторам, работодателям, потенциальным бизнес-партнерам и клиентам) важны личные качества выступающего и его собственное отношение к тому проекту, который он презентует.
Первое впечатление создают невербальные компоненты: энергия выступающего, его жизненный тонус, язык тела, эмоциональность подачи, звучание голоса, скорость, грамотность и логичность речи. В первую очередь эти факторы формируют доверие или недоверие к говорящему, желание или нежелание сотрудничать с ним. Речевые ошибки, бедный лексикон, торопливость, нечеткая дикция и др. влияют как на экспертную оценку проекта, так и на готовность инвесторов вкладывать в него средства.
В некотором смысле любое деловое общение, можно приравнять к публичному выступлению по:
- целям (оказать влияние)
- задачам (дать информацию, убедить, вызвать отклик)
- степени значимости (в отличие от бытового разговора)
- критериям хорошего выступления
- требованиям к речевым навыкам говорящего.
Критериями эффективной публичной деловой коммуникации часто называют содержательность, логичность, достоверность, ясность, краткость, яркость, наглядность, уместность, принятие и общение с аудиторией, разнообразие лексикона и лидерские качества говорящего.
Мы дополним этот список важным навыком делать «перевод» терминологии на язык, понятный аудитории. Это фактор, позволяющий пройти барьер «свой/чужой», вызвать доверие и интерес у тех, кто нас слушает.
Есть еще важный аспект. Лидер и предприниматель должны понимать, что интересует нашего собеседника, и уметь предлагать ему именно это. Мы часто видели, как путают роль инвестора или работодателя с ролями родителя и благотворителя.
Важным фактором, влияющим на доверие к оратору, является гармония между тремя уровнями, на которых проявляется оратор:
- суть, смыслы, ценности
- речь
- внешние проявления: жесты, мимика, позы, одежда, ухоженность и т.д.
Если эти три уровня соответствуют друг другу, это повышает и доверие аудитории, и внутреннюю устойчивость оратора. Приведем пример несоответствия: об инновациях говорит человек в старомодном пиджаке, застегнутом на все пуговицы, а в своей речи использует канцеляризмы.
Несколько слов о теории коммуникации. В античности элементами риторики считалась триада ethos–pathos–logos:
1) ethos (однокоренное с «этика») достоверность, искренность, качества и характер говорящего,
2) pathos (однокоренное с «пафос») эмоциональная релевантность,
3) logos (однокоренное с «логика») логичность, ясность, смысловая стройность, грамотность, богатство языка.
Применяя язык античности к современным реалиям можно сказать, что успеху публичной и деловой коммуникации способствуют:
Этос: ответственность за динамику и результат как выступления, так предлагаемого проекта, вовлеченность, добросовестность, готовность встретиться с вызовами, внутренняя гармония, достаточный объем внимания, чтобы видеть и учитывать реакцию аудитории.
Пафос: эмоциональная компетентность, понимание своих реакций, навык управлять ими, энергия, способность вдохновлять.
Логос: компетентность в теме, грамотная, логичная, ясная, лексически богатая речь, четкая дикция, умение говорить на языке аудитории.
В этой статье мы говорим об ошибках и даем практические рекомендации, касающиеся логоса. Мы исследовали публичные выступления (питчи) лидеров и основателей стартапов на протяжение нескольких лет, в том числе слушали питчи как члены жюри и проводили мастер-классы для студентов кафедры предпринимательства МФТИ, участников акселератора фонда Первопечатника Федорова, тренингов «Речь. Деньги. Я», обучающих программ и конкурсов Московского Инновационного Кластера.
Основные ошибки коммуникации и их причины
- Речевые ошибки. Причиной неуспеха выступления могут стать: неверные ударения, слова-паразиты, неверные речевые конструкции, жаргонизмы, бедный лексикон, провинциальный диалект.
Членов жюри акселераторов и техноконкурсов отмечали, что неграмотная речь снижает доверие к выступающему и его статус в глазах слушающих.
- Адаптация стиля речи и «перевод» терминов под аудиторию — компетенция, критически важная для питча. «Нецелевой» лексикон не позволяет пройти внутренний тест слушателя «свой-чужой». Неуместный стиль речи (слишком формальный или, наоборот, «панибратский») вызывает отторжение. Итог — низкая оценка жюри и нежелание инвесторов продолжать диалог.
- Неточность адресации. Нецелевая информация вызывает раздражение и воспринимается как неуважение к аудитории.
Кейс: предприниматель в сфере геологоразведки сосредоточил свой питч на полезных ископаемых. На что инвестор сказал: «Мы покупаем не ископаемые, а долю в бизнесе, точнее даже, «вход и выход»».
- Неуверенность. Выступающие признавались, что причина лежит не только в страхе публичных выступлений, но и в 1) недостаточной информированности (компетентности) оратора в предмете выступления, 2) слабой подготовке.
- Отсутствие структуры, недостаток смысловой связности. Причины те же: недостаточные компетентность и подготовка.
Практические разработки
На обучающих мастер-классах нами были протестированы различные упражнения, способствующие совершенствованию техники речи, мы оценивали их эффективность и в итоге был разработан и апробирован блиц-протокол для использования непосредственно перед выступлением.
Блиц-протокол (45 секунд) улучшения дикции и звучания голоса перед выступлением:
- упражнение «волна» из артикуляционной гимнастики (9 секунд)
- произнесение сложных слогов мфа-мфя-мфо-мфе-мфу-мфю-мфэ-мфе и/или пткупт-пткопт-пткапт-пткэпт-пткипт-пткэпт), представляя, что произносим их через воображаемый рупор (10 секунд)
- одно из упражнений гимнастики Стрельниковой (15 секунд)
- произнесение скороговорки или любого текста с пробкой в зубах (11 секунд).
Практика показала, что эта методика существенно повышает уровень презентаций, самоощущение выступающих и оценку жюри.
Упражнение на подготовку питча
Участникам предлагалось разбиться на группы по 3-5 человек и рассказать о проекте, уложившись в 1 минуту. Ответить на возникшие вопросы. Потом рассказать воображаемому старшекласснику. Затем объяснить суть проекта 7-летнему ребенку так, чтобы он понял и оторвался от игрушек. Участники отмечали повышение ясности, точности, живости своего будущего питча.
Практические рекомендации для долгосрочного развития речевых навыков молодых предпринимателей
По результатам интервью с лидерами и предпринимателями были отобраны и сформулированы те рекомендации, которые они реально готовы выполнить и внедрить как привычки в свою жизнь:
- читать хорошую литературу для расширения лексикона, освоения правильных конструкций («играть роль», а не «играть значение», «понимать, что», а не «понимать о том, что»);
- целенаправленно слушать грамотную речь (телеведущих, артистов, филологов), при этом отмечать правила орфоэпии, речевые обороты и слова, затем включая это в свой активный лексикон;
- выполнять упражнения по технике речи: артикуляционную гимнастику, гимнастику Стрельниковой, скороговорки (5 циклов: тщательное медленное выговаривание, произнесение шепотом, слитное произнесение, произнесение с пробкой в зубах и в быстром темпе).
Мы проверили эти рекомендации и развития речевых навыков и можем констатировать: они показывали высокую эффективность. На следующих конкурсах — через несколько недель или месяцев — эксперты отмечали качественное улучшение речи предпринимателей и лидеров.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



