Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Как подсознательные предпочтения ломают карьеры и бизнес-процессы

В жизни и в бизнесе подсознательные предпочтения помогают нам делать выбор. Но иногда наш автоматический выбор существенно вредит делу
Как подсознательные предпочтения ломают карьеры и бизнес-процессы
Источник изображения: Freepik.com
Виктор Евчатов
Виктор Евчатов
Основатель и управлящий партнер юридической компании ЕВЧАТОВ И ПАРТНЕРЫ

Юрист, специализируется на оказании юридических услуг по созданию дочерних обществ и совместных предприятий с иностранным участием, покупке/продаже, реорганизации и ликвидации предприятий

Подробнее про эксперта

Подсознательные предпочтения рассматриваются профессионально как неявные, неосознанные когнитивные установки, которые влияют на поведение, решения и взаимоотношения человека. При большом потоке информации и событий человек теряет осознанный контроль над собой и срабатывают «автоматические» неявные установки, как подсознательные предпочтения.

Президент Ассоциации профессионалов развития бизнеса, консультант по управлению персоналом и организационному развитию, кандидат философских наук, психолог Наталья Переверзева считает, что в нашем мире быстрых динамичных социально-экономических, политических изменений и бизнес-среды, — человек, руководитель, лидер, эксперт подвержен как влиянию СМИ и массового суждения, так и собственных подсознательных предпочтений. 

Однако, особенно сейчас важно и актуально повышать уровень осознанности и работать со своими неявными ограничивающими установками, и складывающимися из них зачастую предрассудками, мешающими более широкому, гибкому, адаптивному видению и нахождению релевантных решений в различных ситуациях и вызовах.

Контролировать предпочтения, как и предрассудки, можно и нужно. В этом также уверены авторы книги «Лидер без предрассудков: как избавиться от неосознанных предпочтений и стать эффективнее» Памелла Фуллер, Марк Мерфи и чернокожая писательница и предприниматель Энни Чоу (Annie Chow). Книгу написали в тот момент, когда мир охватила пандемия COVID-19. Идея коллективной работы пришла к Энни в том числе и из-за до сих пор существующего как в США, так и в мире неравенства между расами. Почему люди подсознательно считают чернокожих людей менее эффективными и талантливыми?

Нельзя отрицать, что предрассудки против чернокожих людей довольно распространены в Америке: это проблема, с которой борются все сообщества и правоохранительные организации.

Энни Чоу считает, что чтобы она ни делала, у ее сыновей и им подобных все скромнее, чем у белых сверстников, — и район, где они живут, и дом, которым они владеют, и школы, в которых учатся дети, и даже количество книг на их полках, Это даже касается количества полных семей, образования, и доходов родителей. Такова реальность матери двух чернокожих мальчиков в США. Она — причина того, почему разговоры о включенности и предпочтениях так важны для Энни.

Авторы книги сделали глубокий анализ всех тех факторов и процессов, которые ежедневно управляют нашими подсознательными предпочтениями. Это касается как выбора товара на полке магазина, так и выбора наиболее подходящего кандидата рекрутером на вакансию. Например, многие HR-менеджеры первым делом смотрят на образование кандидата, а уже потом на его опыт работы. Если нет диплома известного ВУЗа, то у такого кандидата не будет и работы. И уже не важно, что у претендента, например, на должность юриста есть огромный релевантный опыт работы.

Тревожная реальность: предпочтения лидеров организации и рядовых сотрудников влияют на корпоративную культуру, на работу с персоналом и внутренние политики компании. В найме персонала, к примеру, оценивать нужно все: желание, профессиональные и личные качества, поведение. Чем разнообразнее таланты, тем ярче и оригинальнее будут результаты. 

Процесс найма может быть очень субъективным. Данные исследований свидетельствуют: левшам симпатичнее кандидаты, которые садятся на собеседовании слева, а не справа. Можно испытывать теплое чувство к кандидату, который выбирает теплый напиток, и охладевать к тому, кто заказывает холодный.

Н.Переверзева считает, что со стороны и работодателей как заказчиков подбора специалистов, и со стороны исполнителей — рекрутеров и менеджеров по персоналу — есть часто когнитивные ограничения, формирующие значительную трудность для привлечения в компанию лидеров и специалистов. Например, специалисты должны быть конкретного возраста, без детей, свободные для передвижения в командировки. У них должен быть «блеск в глазах и жажда менять дислокацию как ключевой интерес. Рекрутеры же ориентируются на свои предпочтения, например, лучше рассматривать мужчин, так как в этой компании их чаще выбирают, и они отсекают рассмотрение женщин с прекрасными компетенциями и опытом. Вывод: и рекрутеры и заказчики далеко не свободны от своих внутренних предпочтений.

Хочется порой отдать предпочтение тому или иному сильному кандидату на вакансию, но внутренние предпочтения иногда портят всю картину. И на работу приглашают не лучшего по компетенциям эксперта, а того, кто «вошел в рамки» внутренних ограничений и предпочтений заказчика.

Авторы книги про лидерство без предрассудков рекомендуют отказаться от интервью один на один с рекрутером или руководителем компании. Многие наши решения, как известно, продиктованы предпочтениями, и надо рассматривать разные точки зрения, чтобы смягчить их. Групповое собеседование комфортнее, чем разговор с одним интервьюером. Приятнее осознавать, что твое будущее в руках не у одного человека.

По мнению экспертов по персоналу, групповые интервью способны предложить более широкую перспективу и свести к минимуму предпочтения. Они могут предоставить возможность увидеть и глубже понять, насколько хорошо кандидат вписывается в культуру самой организации, обладает ли навыками, необходимыми для работы в ней.

Важный вопрос, связанный с предпочтениями, касается взаимоотношений сотрудников в коллективе. Сотрудники, ставшие жертвами предвзятого отношения, обычно теряют желание и способность работать с максимальной эффективностью.

Если мы настроены против кого-то, если предпочтение связано с манерой общения этих людей, их мотивами, свойствами личности, инстинкты подсказывают нам, что лучше с ними не связываться. Мы можем игнорировать таких людей, избегать их до тех пор, пока не будем вынуждены общаться с ними при ежегодном обзоре их результативности. Это несправедливо по отношению к этим людям и настраивает их на провал.

Выход есть. Начав общение сразу и поддерживая его, мы намеренно устанавливаем связь и преодолеваем любые предпочтения, чтобы сосредоточиться на работе. Поддержка связи может принимать различные формы, как официальные, так и нет.

Как все это работает у большинства людей на личностном уровне в обычной жизни? В нашей голове есть две установки: стандартная и новая. Стандартная установка состоит в том, что мы все безупречны. Даже умнейшие, способнейшие и влиятельнейшие из нас не свободны от предпочтений. Это наша внутренняя программа.

Новая установка просто подтверждает этот факт, позволяя нам корректировать поведение, реакции и решения с учетом наличия предпочтений, тем самым повышая результативность. Вывод: наша стандартная установка далека от реальности и была сделана под воздействием множества различных факторов.

Когда мы становимся объектами чьих-то предпочтений из-за индивидуальных обстоятельств или общества в целом, можно переживать пребывание в зоне низкой результативности по-разному, как лично, так и профессионально.

Силу и важность принятия мер по искоренению сознательных и бессознательных предпочтений невозможно переоценить. В своей работе я руководствуюсь первыми впечатлениями, но они могут быть очень неточными. Предпочтения бывают много с чем связаны. Например, негативные воспоминания, пришедшие из детских лет. Иногда нас отбрасывает к юношескому чувству незащищенности, и мы не решаемся делиться этой особенностью своей личности и своей биографии.

Проблема предпочтений не исчезает со временем. Она не устаревает: детали могут меняться, но предпочтения останутся естественными для человека и человеческих взаимоотношений. Переосмысление наших взглядов на предпочтения, развитие значимых связей и проявление мужества гарантируют нам постоянную нацеленность на создание высокоэффективных команд.

Авторы книги предлагают методику, включающую четыре этапа проработки поведения и мышления, а также упражнения и кейсы. Выявить спрятанные глубоко в подсознании предубеждения можно с помощью практик самоосознания. Если следовать советам авторов, то можно научиться распознавать ваши предпочтения и предрассудки, формировать навыки, помогающие по-иному взглянуть на свои и чужие предпочтения, раскрывать свой потенциал лидера и создавать высокоэффективные команды.

Это необходимо, так как предубеждения препятствуют объективному рациональному анализу. В обычной жизни правильно сделанный выбор спасет нас от множества проблем. Однозначного ответа на вопрос, какой выбор в обычной жизни правильный, нет. По мнению психологов, ни один выбор не может быть сделан абсолютно рационально, в нем играют роль иррациональные и непросчитываемые компоненты. 

Можно лишь выразить предположение, что опираться стоит на три базовых компонента: осознанное рациональное понимание с учетом ценностной составляющей, объективно воспринимать и понимать интересы системы, в которой ты взаимодействуешь, и свои, другие иррациональные компоненты для формирования верных выборов в различных ситуациях.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
10 сентября 2021
Регион
г. Москва
ОГРНИП
321774600534499
ИНН
543311638231

Контакты

Адрес121096, Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, д. 7, оф. 328 125375, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 16, стр. 1 (БЦ "Галерея Актер")
Телефон+74991429525

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия