Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Мастер CFO 24 сентября 2025

Цифровой след: как ФНС находит доказательства налоговых нарушений

Страница в социальных сетях — это не только место для общения и развлечения, но еще и инструмент поиска доказательств налоговых нарушений
Цифровой след: как ФНС находит доказательства налоговых нарушений
Источник изображения: Нейросеть Recraft
Елена Смирнова
Елена Смирнова
Аттестованный аудитор, консультант по налогам, бухгалтер

Опыт работы — 15 лет, участие в аудиторских проверках в разных отраслях бизнеса, опыт прохождения выездных налоговых проверок, член саморегулируемой организации аудиторов «Ассоциация Содружество»

Подробнее про эксперта

Налоговые органы уже давно идут в ногу со временем и, возможно, даже на шаг впереди, и активно мониторят все цифровые следы, которые в интернет-пространстве оставляют налогоплательщики. Доказательством этому служит судебная практика, где ФНС ссылается на информацию, полученную из социальных сетей.

Тем более, что почти вся информация является публичной и доступной, соответственно, найти и проанализировать ее не составит никакого труда. Это могут быть страницы в социальных сетях, в том числе и запрещенных в России, интернет-сайт компании, публикации о вакансиях, рекламные лозунги и объявления. Кроме того, личные аккаунты не только учредителя, директора, эксперта, но и их родственников, а также сотрудников могут многое рассказать о компании и ее владельцах.

Так, согласно ежегодному исследованию активной аудитории социальных сетей Brand Analytics, в марте 2025 года 83,8 млн авторов создали за месяц 1,9 млрд единиц контента.

Какие нарушения налогового законодательства выявляются через соцсети

Дробление бизнеса. Самыми «доходными» для ФНС становятся те проверки, в результате которых выявлены нарушения, связанные с дроблением бизнеса.

Дробление бизнеса — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными организациями и индивидуальными предпринимателями, контролируемыми одними и теми же лицами. При этом разделение осуществляется с использованием специальных налоговых режимов и направлено исключительно или по большей части на занижение налогов.

Определение понятия «дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса» впервые на законодательном уровне дано в 2024 году. В законе также прописан порядок проведения налоговой амнистии для компаний, которые добровольно решат отказаться от искусственного дробления.

ФНС в своем письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ определила 17 признаков дробления бизнеса. В числе которых, например, один и тот же вид деятельности, фактическое управление всеми компаниями одним и тем же лицом, взаимозависимость участников схемы, показатели выручки или численности персонала близки к предельным значениям, когда утрачивается право на применение спецрежима. Однако в реальной судебной практике за 2017-2024 годы таких признаков гораздо больше. 

Самое громкое дело было с участием одной известной «королевы марафонов»,  но под всевидящее око налоговой попадают не только известные личности.

На сайте компании можно найти массу доказательств, что все компании группы связаны между собой и контролируются одним лицом. Единый логотип, телефон, электронная почта, юридический адрес, офис, склад, общая бухгалтерия, служба приема заказов, служба поддержки — это все является доказательствами признаков дробления.

Многие, даже не скрывая, позиционируют себя как группу компаний, а в качестве своих преимуществ раскрывают данные об оборотах, количестве сотрудников, ключевых поставщиках и покупателях. Не задумываясь о том, что эту информацию можно легко проверить по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

Все эти признаки дробления были выявлены у одного известного блогера. В ее схеме было 18 юридических лиц и 3 индивидуальных предпринимателя, все они применяли упрощенную систему налогообложения (УСН), были аффилированы (взаимозависимы между собой) и управлялись ею самой. Как только одна компаний приближалась к пороговому значению выручки по УСН, сразу же все обороты переводились на другую компанию и так далее по цепочке. На сайте блогера были зарегистрированы контрольно-кассовые аппараты всех юридических лиц и ИП из схемы. Вся коммуникация по организациям шла через одну электронную почту, домен которой принадлежал ИП блогера. Номер телефона для управления расчетными счетами всех участников был один и тот же. Сотрудники вышеупомянутых компаний общались в одном рабочем чате, а реклама в соцсетях позиционировалась как «марафоны от конкретного блогера».

Ее обвинили по трем статьям Уголовного кодекса, в том числе по уклонению от уплаты налогов в сумме 918 млн. руб. без учета пени и штрафных санкций. 

Переквалификация отношений с самозанятыми в трудовые отношения. Еще один налоговый тренд в текущем году.

Ни для кого не секрет, что есть работодатели, которые умышленно вместо трудового договора заключают договор подряда с самозанятым. При этом еще на этапе собеседования сотрудника ставят в известность о том, что ему надо будет зарегистрироваться в этом качестве. Делается это для экономии на страховых взносах с оплаты труда.

На многих сайтах есть раздел «Наши сотрудники» или «Наши специалисты», и там очень подробно вместе с фотографией написано об опыте и достижениях каждого из них.

На страницах в соцсетях эксперты сами постоянно говорят о «своей команде», ссылаясь на их аккаунты, выкладывая фото и видео вместе с ними.

В официальной налоговой отчетности компания указывает, что в штате работает 1 человек. А индивидуальные предприниматели, как правило, вообще не нанимают в штат сотрудников, в то время как данные в интернет-пространстве говорит об обратном.

Заработная плата в конверте. Такой же источник мнимой экономии на страховых взносах.

Зачастую устанавливают оклад даже ниже минимального размера оплаты труда, например 0,5 или 0,25 ставки. Формально это не запрещено законодательством, но вот если изучить соцсети сотрудников, получающий зарплату 10000 рублей в месяц, можно найти много интересного. Дорогие покупки техники, гаджетов, автомобилей и недвижимости, поездки заграницу, обучение детей в лучших ВУЗах страны — все это транслируется в соцсетях как доказательство успеха и счастливой жизни. Согласитесь, вряд ли все это сможет себе позволить человек с заработком 120 тысяч в год.

Объявление о вакансии еще один отличный источник доказательств. Как правило, там указывается должность, предполагаемый уровень заработной платы, круг обязанностей и график работы. Такая информация легко используется как аргумент о реальном доходе сотрудника, а также о том, что в действительности имеется штат наемных работников, который вряд ли работает по графику 5/2 с 4-часовым рабочим днем.

Незадекларированные доходы. Начиная вести свой бизнес, некоторые предприниматели почему-то «забывают» о том, что его надо официально зарегистрировать и отчитываться о полученных доходах в налоговую инспекцию в соответствии с выбранной системой налогообложения.

Доходы от такой деятельности приходят на карту переводом, но никак не декларируются. Это может быть как инфобизнес, где в соцсетях ежедневно выкладываются истории успешных запусков, отзывы клиентов, или рассказ о том, как был заработан первый миллион. Или небольшая страничка в интернете, где пекут тортики, делают маникюр, организуют праздники или ремонтируют квартиры. Даже такой небольшой бизнес попадает в поле зрения контролирующих органов. А дальше найти доказательства — дело техники.

Налоговая может сделать контрольную закупку, а потом с помощью одного запроса в банк быстро получить информацию обо всех поступлениях на личные счета физических лиц. Сопоставив всю полученную информацию, она посчитает, сколько налогов недополучил бюджет. Плюсом к доказательной базе идут все те же атрибуты роскошной жизни, о которых говорилось в предыдущем пункте.

Фиктивные сделки и формальный документооборот. Одно безобидное фото может сыграть действительно злую шутку.

Компании нередко на своем сайте публикуют информацию о том, что работают с крупными известными поставщиками, и как доказательство даже размещают совместную фотографию руководителей. А что же происходит на самом деле? Компания работает с этим поставщиком не напрямую, а через фирму-прослойку, зарегистрированную именно для этих целей. Налоговая с помощью имеющихся программных средств может проследить, что такая фирма — техническая, документооборот — формальный, а значит компания получает необоснованную налоговую выгоду.

Кто виноват и что делать

Безусловно, одно фото или видео в социальных сетях не может служить железным доказательством налогового правонарушения. Но в совокупности с другими факторами оно подтверждает доводы ФНС о недобросовестных действиях.

Налоговая служба пользуется информацией из соцсетей как полноценным инструментом контроля для выявления правонарушений. Поэтому все, что будет выложено в публичном доступе впоследствии может быть использовано как доказательная база. 

Работая без схем, легально и прозрачно, не нарушая законодательство, собственник бизнеса всегда будет чувствовать себя уверенно и получать честно заработанную прибыль. Таким образом, согласованность официальной отчетности и публичной цифровой активности становится ключевым элементом налоговой безопасности современного бизнеса.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
23 мая 2022
Регион
Самарская область
ОГРНИП
322631200070726
ИНН
560705976971

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия