Упрощенная сдача ОГЭ: первые итоги и будущее эксперимента
Эксперимент с упрощенной сдачей ОГЭ показал первые результаты: кому стало легче, какие проблемы возникли и будет ли формат расширен

Учредитель и учитель английского языка частной школы. Педагогический стаж 35 лет. Высшее экономическое и педагогическое образование
В ряде российских регионов продолжается эксперимент по упрощенной сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ). Девятиклассникам разрешили вместо традиционных четырех экзаменов сдавать только два обязательных — русский язык и математику. Разбираемся, какие выводы можно сделать спустя год после начала.
В чем суть упрощенной модели
Классическая модель ОГЭ предполагает обязательную сдачу четырех предметов: русского языка, математики и двух дисциплин по выбору. В рамках эксперимента учащиеся, не планирующие продолжать обучение в 10-м классе, могут ограничиться только двумя обязательными экзаменами. Для получения аттестата достаточно было сдать эти предметы «удовлетворительно» (на тройку), то есть набрать по ним минимум первичных баллов.
После успешной сдачи экзаменов выпускники получают возможность поступить в колледжи и техникумы своего региона на бюджетной основе — бесплатные места в них перераспределили, и теперь значительная их часть предназначена именно для местных абитуриентов. Стоит отметить, что поступить по такой схеме можно не на все специальности — в каждом регионе свой список (например, в Санкт-Петербурге утвержден перечень из 19 профессий).
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркивает, что основной задачей эксперимента является расширение возможностей для выпускников поступать в учреждения системы среднего профессионального образования (СПО), а также обеспечение региональных рынков труда квалифицированными специалистами среднего звена. Кроме того, данный проект снижает экзаменационную нагрузку и стресс, стимулирует заранее определяться с образовательной траекторией, сокращает формальный подход к экзаменам, повышает привлекательность среднего профессионального образования, а также способствует более эффективному использованию бюджетных средств. К тому же, если школьники не будут сдавать дополнительные предметы, снизится количество апелляций и нагрузка на педагогов.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин подчеркивает, что все национальные проекты нацелены на то, чтобы сбалансировать программу подготовки кадров, которые необходимы для достижения национальных целей развития, которые перед нами поставил Президент, и саму систему образования.
Промежуточные итоги эксперимента
Эксперимент по упрощенной сдаче экзамена запустили в 2025 году в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Госдума решила продолжить внедрять такую систему до 2029 года и расширить число регионов-участников с трех до 12. Теперь в эксперименте участвуют Московская, Ростовская, Тверская, Тюменская, Мурманская и Смоленская области, а также Татарстан, Камчатский край и Ханты-Мансийский автономный округ.
Министры просвещения рассказали о промежуточных результатах внедрения упрощенной модели сдачи ОГЭ:
- На 37% увеличился прием в образовательные учреждения системы СПО в целом по стране.
- 56% замещающей кадровой потребности — это специалисты с СПО (сварщики, станочники, повара, электромеханики, медицинские работники, учителя). Ежегодно для экономики страны необходимо от 1,2 до 1,6 млн специалистов СПО. В этом году зачислено около 1,3 млн студентов в колледжи и техникумы.
- 98% выпускников, которые сдавали экзамены только по двум предметам, поступили на бюджетные места в средние специальные учебные заведения.
- Количество абитуриентов, зачисленных в колледжи, подведомственные субъектам РФ — участников эксперимента, достигло 37,5 тысячи человек, при этом почти 9 тысяч выбрали федеральные или частные образовательные учреждения.
- В регионах-участниках число бюджетных мест в системе СПО выросло на 25 тысяч, а также на 40% сократилась доля обучающихся, не прошедших аттестацию.
- В Москве участие в эксперименте выбрали 33% учеников, что привело к увеличению числа абитуриентов в столичных колледжах на 10 тысяч человек.
- В Санкт-Петербурге прием в учреждения СПО вырос до 80%.
- В Липецкой области доля абитуриентов, зачисленных в колледжи по упрощенной системе, оказалась самой высокой и составила почти 54% от общего числа поступивших.
- Количество обучающихся, не прошедших аттестацию, сократилось на 40%.
Проблемы и риски
Родители и учителя опасаются, что раннее разделение школьников по траекториям может сузить образовательные возможности подростков и привести к поспешным решениям.
Кроме того, в региональных колледжах, участвующих в эксперименте, основная часть бюджетных мест предназначена для местных выпускников. При этом абитуриент из другого региона или выпускник прошлых лет, решивший поступать, например, в техникум за пределами своего региона и сдавший не два, а четыре экзамена, может столкнуться с отказом из-за ограниченного числа бюджетных мест.
У тех, кто не успел подать документы в 10-й класс, рассчитывая на поступление в СПО, а также у школьников, которым в школе сообщили, что их набор ОГЭ не соответствует ни одному профильному направлению, остается немного способов разрешить ситуацию, что лишь усиливает тревогу и неопределенность.
Также качество подготовки рабочих кадров в колледжах может оказаться ниже ожидаемого, поскольку некоторые ученики воспринимают поступление по упрощенной модели как более простой способ продолжить обучение с меньшими усилиями.
Есть и организационные сложности: не во всех регионах колледжи готовы принять возросший поток выпускников 9-х классов. Кроме того, часть экспертов указывает на риск снижения общего уровня подготовки в системе СПО.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты


