На заводах нужна молодежь: проблема и путь к решению
Основатель бренда ИНАС Андрей Вахрушев про важность популяризации рабочих и инженерных профессий для нефтяной отрасли

Инженер-нефтяник, с опытом работы в крупных компаниях с 2000 года. Автор ряда изобретений и патентов. В 2009 году основал собственную компанию «Союз-Техно», в 2025 году запустил новый бренд «ИНАС»
На фоне крайне низкой безработицы в стране, появляется проблема в виде кадрового голода. Но в области предприятий добавляется еще одна крайне негативная тенденция, которая ставит нашу отрасль в опасное положение. Молодежь, в массе своей, не хочет идти на заводы и не хочет получать образование по рабочим и техническим специальностям. Если не решить эту проблему сейчас, то через 5-10 лет мы можем столкнуться с острой нехваткой специалистов, а решить эту проблему быстро не будет возможности.
Чтобы понять истоки проблемы, стоит посмотреть на прошедшие 30 лет. В 90-е промышленность в стране не просто не развивалась, она разваливалась. Доходило до того, что целые заводы шли просто в металлолом. Была утеряна связь между людьми и целями, которые преследует государство. Модными стали гуманитарные профессии — юристы, финансисты, менеджеры. А рабочие профессии потеряли престиж.
Свое отражение эта тенденция нашла и в школах, сокращением или полной отменой уроков труда. В итоге поколение людей, которые закончили школу в 2000-х годах, неохотно шли на технические профессии, и на предприятиях началось «старение» специалистов.
Мы чувствуем это и на нашем предприятии. Сегодня средний возраст специалистов у нас — 46 лет. Бывает и больше, но, опять же, очереди из молодежи пока не видно. А значит, через 5 лет средний возраст может вырасти до 48 или даже 50 лет.
Наш случай осложняется еще тем, что отрасль довольно узкая, и часть специалистов с нужным образованием не имеют нужной нам практики. Например, к нам может прийти электрик, который всю жизнь работал на стройке, делал монтаж и является хорошим специалистом в своей области. Но условия работы на стройке сильно отличаются от наших, когда ремонт погружного электродвигателя требуется проводить чуть ли не в белых перчатках, так как любая грязь может привести к серьезной поломке.
В первую очередь не хватает инженеров, конструкторов, технологов, рабочих, слесарей и электриков.
Последние лет 10 ситуацию заметили во власти, и начались попытки ее исправить. Мы видим разные программы правительства, направленные на помощь промышленности, начиная от льгот и заканчивая финансовой поддержкой. Появились общественные организации, которые продвигают важность рабочих и инженерных профессий. Но впереди еще долгий путь, который надо пройти.
И тут, на мой взгляд, есть несколько ключевых направлений, по которым необходимо провести работу, чтобы в масштабах страны произошли ощутимые перемены и через 5 лет ситуация не ухудшилась, а начала выправляться на деле.
- Первое, что нужно сделать, это трезво оценить нашу инженерную отрасль в точке координат мирового масштаба. Мы увидим, что такие отрасли, как машиностроение и станкостроение, нужно практически создавать заново. Возможно, с зарубежными партнерами в рамках совместных предприятий, возможно, через восстановление старых предприятий, возможно, увеличением мер поддержки существующих заводов.
- Второе (и это сложнее в текущей нестабильной международной ситуации): нужно определить четкие правила игры для промышленности внутри страны. В том числе стабилизация цен на ресурсы, включая электроэнергию, теплоснабжение и сырье. Важно, чтобы эти правила были одинаковы для всех и чтобы они строго выполнялись.
- И, наверное, на сегодня самое сложное — это дешевые кредиты для промышленности. В отличие от бизнеса с быстрой оборачиваемостью средств, производство требует длительных вложений. Это и закупка дорогостоящего оборудования, и строительство производственных зданий. На окупаемость этих вложений нужны годы. В некоторых случаях десятилетия. А в ситуации, когда деньги «стоят дорого», это просто невыгодно делать, и, следовательно, промышленность тормозит свое развитие.
В условиях, когда нет возможности резко понизить ключевую ставку, одним из выходов может стать субсидирование кредитов либо другие меры поддержки, которые скомпенсируют риски «дорогих» денег. Причем это не обязательно непосредственное финансирование. Мерами поддержки могут стать специальные цены на ресурсы (электроэнергию, металлы и др.). Также это могут быть налоговые вычеты для предприятий, которые модернизируют оборудование, например, налоговый вычет на 10% от стоимости приобретенного в кредит высокотехнологичного оборудования на ближайшие 3 года при выполнении определенных условий по выпуску продукции. Это хоть и не погасит риски полностью, но снизит их и сделает менее критическими.
И, конечно, очень важна работа с населением в области популяризации работы инженеров и рабочих специалистов. Тут стоит взять успешные практики СССР, включая фильмы про инженеров, те же производственные романы, работу со школьниками, в том числе в социальных сетях.
Конечно, мы заинтересованы в этом процессе как конкретное предприятие. Однако, на мой взгляд, это вопрос не только эффективности конкретных производств, но также вопрос возвращения нам подлинного технологического суверенитета. Как показали последние годы, это не только красивая идея, но и важное условие для сохранения независимости и устойчивого экономического развития страны.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании


