Мифы о натуральности: почему нефть — это органика, а парабены — добро
Константин Страчук, сооснователь GSS Cosmetics, — о том, почему люди считают натуральное более привлекательным и какова философская подоплека этого движения

Предприниматель, сооснователь компании GSS Cosmetics, резидент Сколково, член сообщества Start up leadership program, бизнес-клуба Терра, CEO Высшей школы классической астрологии и школы «Аммонит»
Почему для некоторых людей натуральность становится принципиальной ценностью?
Это связано с историей и эволюцией — у человечества сформировалась вера в симбиотическую связь человека и природы. Люди ощущают, что на протяжении тысячелетий живые организмы, и мы в том числе, «привыкли» взаимодействовать с природными веществами. Поэтому «натуральное» интуитивно кажется нам более органичным и безопасным.
Что на самом деле такое «натуральное»? Где проходит граница между натуральным и синтетическим?
Граница эта очень условна. Все на Земле состоит из веществ, имеющих природное происхождение, все элементы берутся из одного «котла», будь то минералы или органика. То, что мы привыкли называть синтетическим, на самом деле лишь глубже переработано или видоизменено человеком. Но исходный материал всегда один — природа.

Кто определяет, что считать натуральным, а что — нет?
Здесь свою роль играют специальные сертифицирующие организации — ECOCERT, BIORUS, COSMOS и другие. Они разрабатывают и формируют стандарты, определяя, какой продукт можно маркировать как «натуральный». Именно эти регламенты помогают структурировать рынок и дают потребителям ориентиры, гарантируя соответствие продукта определенным экологическим нормам и требованиям к происхождению сырья.
Можно ли считать нефть примером «ненатурального»? Почему вокруг нее такой стереотип?
Это распространенное заблуждение. Хотя нефть воспринимается как антоним «натуральности», в реальности это абсолютно природный продукт, сформированный миллионы лет назад. Стереотип о том, что нефть — это «химия», сложился потому, что это сырье очень удобно для синтезирования новых формул и материалов. Но сами по себе нефть и ее фракции — часть природы. Например, в Азербайджане есть нафталановая нефть, которая традиционно используется в косметических и даже лечебных целях.
Правда ли, что все натуральное — безопаснее, чем синтетическое?
Нет, это миф. Безопасность всегда определяется дозировкой и способом использования, а не происхождением вещества. В природе встречаются сильнейшие яды, токсины, аллергены. Современное законодательство регулирует безопасность косметики вне зависимости от «натуральности» состава. И здесь ключевым фактором является порядочность производителя и то, как выстроена система контроля качества. Потому что тотальный контроль каждой баночки ни со стороны регуляторов, ни со стороны Ассоциаций натуральных продуктов невозможен. Сертификат — это скорее декларация того, что аудит и исследования подтвердили соответствие стандартам, но дальше все держится на ответственности бренда.
Как пример — что можно сказать о консервантах и SPF-фильтрах?
Консерванты, даже «страшные и ужасные» парабены, защищают косметику от развития микробов и плесени, делая продукт безопасным для потребителя. То, что они синтетические, не делает их априори вредными; при корректной дозировке они играют положительную роль. Конечно, парабены — сильный консервант, и в желании избегать их есть здравое зерно: при излишнем проценте ввода они действительно могут быть токсичны. То же самое с SPF-фильтрами: они защищают кожу от солнца, хотя при неправильном использовании тоже могут иметь побочные эффекты. Но полностью отказываться от них — нерационально.

Почему же люди продолжают тянуться к «натуральному»?
Это в некотором смысле вопрос веры, культурных ассоциаций и исторического опыта. Негативные примеры с химикатами и токсичными веществами в прошлом породили коллективное недоверие к синтетике, даже если сегодня она полностью контролируема и безопасна.
Все, что нас окружает, является частью природы, независимо от степени переработки. Натуральность — скорее философское и эмоциональное понятие, связанное с доверием. Выбор между органикой и синтетикой — это вопрос личной философии, веры и, конечно, маркетинга. Я всем рекомендую опираться на достоверную информацию, а главное — выбирать надежный, проверенный и социально ответственный бренд.
Источники изображений:
Пресс-служба компании
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики


