Модели обратной связи: как метод OMRA помогает развивать сотрудников
Почему важна обратная связь сотрудникам и использование моделей обратной связи. Как можно развивать сотрудников без критики

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Почему важна обратная связь сотрудникам и использование моделей обратной связи? Потому что за счет нее вы можете усиливать сильные стороны своих сотрудников и убирать ненужное поведение. Потому что за счет грамотного фидбэка мы повышаете эффективность работы вашего отдела или компании.
Что происходит, если обратная связь сотрудникам дается неправильно
- Собеседник уходит в защиту — вместо конструктивного восприятия он оправдывается или сопротивляется.
- Он не понимает, ка это относится к нему — считает, что это просто мнение, и не видит связи с собой.
- Эффект снежного кома — затягивание сложных разговоров увеличивает напряженность, и попытка дать фидбэк обостряет ситуацию.
Модель обратной связи OMRA
Давайте теперь подробно исследуем модель OMRA, которая занимаем в этом наборе особую позицию: вместо оценки или влияния, она стимулирует сотрудника через серию вопросов, помогая ему самому осознать свои действия, мотивы, результаты и наметить дальнейшие шаги. Такой подход превращает обратную связь в процесс самоанализа и развития, объединяя коучинговую роль руководителя и лидирующую роль сотрудника.
В чем преимущества модели OMRA
- Глубокий коучинговый стиль: вместо готовых оценок вы ведете диалог на основе вопросов, что помогает сотруднику самостоятельно осознать и скорректировать свое поведение.
- Осознанный анализ: этапы Observation и Motive позволяют взглянуть на факты и цели, а не на трактовки действий.
- Ответственность и вовлеченность: формулируя Action самостоятельно, сотрудник более мотивирован внедрять изменения.
- Гибкость применения: OMRA подходит и для продаж, и для разрешения конфликтов, и для развития командной коммуникации.
Расшифровка модели обратной связи ОMRA
- O (Observation) — наблюдение, что происходили, что сделал и сказал человек, как отреагировал другой.
- M (Motive) — мотивы поведения, какие цели человек ставил, что он хотел достичь, какие результаты планировал получить
- R (Result) — результаты, которых достиг человек, причем как положительные, так и отрицательные
- А (Action) — активность, действия, которые надо предпринять в дальнейшем, слова, которые нужно говорить в будущем, чтобы получать желаемый результат
Если мы применяем коучинговый подход, то ценность модели OMRA заключается в том, что человек с помощью руководителя сам понимает, что он сделал правильно, что нет и куда ему двигаться дальше. Так как человека не критикуют и не ругают, он с большей вероятностью будет замотивирован на изменения.
Примеры использования
Давайте набросаем примеры конкретных слов и фраз, которые вы можете произносить на каждой ступени модели OMRA, применяя ее к менеджеру по продажам.
O (Observation) — наблюдение, что происходили, что сделал и сказал человек, как отреагировал другой
- Давай вспомним, что происходило?
- Что ты увидел? Что ты услышал?
- Что сказал клиент? Как ты ответил?
- Что было в начале разговора? Что произошло потом?
- Какие слова были последние со стороны клиента? А с твоей стороны?
M (Motive) — мотивы поведения, какие цели человек ставил, что он хотел достичь, какие результаты планировал получить
- Что в идеале менеджеру по продажам стоит ожидать на этом этапе контакта с клиентом?
- Что ты обычно ожидаешь достичь на данном этапе?
- Какие цели ты ставил? Какой результат ты ожидал?
- Что ты хотел достичь? Чего ты желал добиться?
- Какое поведение клиента ты хотел вызвать?
- Какую информацию ты хотел получить от клиента?
- Какие аргументы должны были остаться в голове клиента после общения с тобой?
- Какие эмоции ты стремился вызвать у клиента?
- Почему ты это сделал и сказал именно так, а не по-другому?
R (Result) — результаты, которых достиг человек, причем как положительные, так и отрицательные
Здесь важно понять, что на разнице между ожидаемыми целями, мотивами человека и достигнутыми результатами и строится обратная связь по модели OMRA. Логика практически железная: что хотел получить (мотив) и что на самом деле получил (результат)?
- Что ты на самом деле добился? Какой результата ты достиг?
- Какую информацию от клиента ты получил?
- Что в завершении разговора клиент сделал и сказал?
- Какие аргументы ты точно донес до осознания клиента?
- В чем ты действительно убедил клиента?
- Какие основные 3 результата ты достиг?
- Какого согласия ты добился от клиента? К чему тебе удалось его побудить?
- На что согласился клиент?
А (Action) — активность, действия, которые надо предпринять в дальнейшем, слова, которые нужно говорить в будущем, чтобы получать желаемый результат.
Вряд ли ты забудешь путь, который нашел сам. Дорога, которую ты проложил, никогда не будет тобой забыта! В этом суть четвертого этапа модели OMRA, да и вообще суть коучинговой обратной связи. На этапе «активность/действия» вам нужно побудить сотрудника наметить будущие шаги, прочертить путь своего движения и развития.
- Что было сделано правильно? Что нужно продолжать делать так же?
- Что можно было бы сделать по-другому, чтобы улучишь результат?
- Какие средства у тебя есть, чтобы достигать задуманного в будущем?
- Что бы ты сказал клиенту и что бы предложил после нашего обсуждения?
- Что ты точно сделаешь и скажешь в такой ситуации в следующий раз?
На данном этапе мы обращаемся к будущему, побуждая сотрудника находить свои решения проблем. Мы задаем вопросы, предлагая человеку самому анализировать ситуации и намечать свои шаги. Наша роль — вовлекающая и направляющая, а роль сотрудника — лидирующая и выбирающая.
Когда мы разобралась как работает модель обратной связи, давайте посмотрим на возможные ошибки.
Некоторые распространенные ошибки при применении модели OMRA:
- Эмоциональные оценки вместо вопросов — призыв к размышлению теряет силу, если руководитель начинает давить.
- Неверная фокусировка — слишком быстро переходят к будущим действиям без тщательного анализа мотива и результата.
- Монолог вместо диалога — OMRA теряет суть, когда обратно связь дается без пауз и вовлечения слушателя.
Какие еще модели обратной связи можно использовать в управлении
Существует множество моделей обратной связи, каждая из которых предлагает свой подход к улучшению взаимодействия с сотрудниками. Например, классические примеры — метод BOFF (Behavior — Outcome — Feeling — Future), где внимание уделяется последствиям поведения и эмоциональной вовлеченности или модель SBI (Situation — Behavior — Impact), фокусирующаяся на конкретной ситуации, наблюдаемом поведении и его влиянии. И, конечно, нужно упомянуть эффективную модель СНАРК/STARS (Ситуация — Намерения — Активность — Результаты — Комментарии).
Итоги
Модель OMRA (Observation — Motive — Result — Action) — это коучинговый инструмент обратной связи, который помогает сотруднику самостоятельно проанализировать свое поведение, осознать его последствия и наметить шаги к улучшению. В отличие от директивного подхода, OMRA строится на вопросах, слушании и вовлечении, что делает обратную связь более экологичной, мотивирующей и развивающей.
- O (Observation) — сотрудник вспоминает, что произошло, что он сделал и как это восприняли другие.
- M (Motive) — он осознает, какие цели ставил и чего хотел достичь своим поведением.
- R (Result) — анализирует, к каким результатам в итоге привели его действия.
- A (Action) — самостоятельно формулирует, что нужно изменить или сохранить в будущем.
Модель особенно эффективна в управлении продажами, в разборе клиентских кейсов и конфликтных ситуаций. Она укрепляет ответственность, инициирует рост и помогает сотруднику самому находить лучшие пути действий. OMRA — это не просто способ дать фидбэк, а стиль общения, основанный на уважении и развитии.
С каким сотрудником вы сегодня используете модель обратной связи OMRA?
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Рубрики


