Как повысить удовлетворенность сотрудников с помощью дизайн-мышления
Как методика человекоцентричности помогает привлечь таланты и сформировать лояльный коллективAgile-евангелист, сертифицированный Scrum-мастер
Когда отлаженные бизнес-процессы начинают устаревать и перестают быть актуальными, следует понять, в чем же причина сбоя. Справиться с этой задачей помогут сотрудники, которые продвигают ваше дело. Стоит прислушаться и понять, чего они хотят. На основе обратной связи у вас появится определенное направление, что стоит улучшить.
Дизайн-мышление — это методика, которая поможет преобразить старые подходы к работе по управлению сотрудниками. В данной статье Дмитрий Васин, руководитель проекта «Синктум», делится опытом внедрения инновационной методики.
Материал будет полезен HR-специалистам в разных сферах, включая топ-HR, менеджерам по персоналу, руководителям отделов, а также любым специалистам, ответственным за создание и улучшение опыта сотрудников в организации.
Понимание принципов дизайн-мышления поможет HR-специалистам выявить «моменты, которые имеют значение» в работе с персоналом, такие как найм, обучение, управление изменениями и поддержка в сложных ситуациях.
Кроме того, этот материал будет ценным для бизнес-консультантов, которые работают с компаниями по оптимизации процессов управления персоналом и развития корпоративной культуры.
Какую же пользу несет дизайн-мышление, если использовать его в рамках работы
Улучшение опыта сотрудников
Дизайн-мышление помогает выявить ключевые моменты в опыте работы сотрудников:
- найм;
- обучение;
- поддержка в сложных ситуациях;
- увольнение через экзит-интервью.
Путем адаптации процессов управления персоналом к этим моментам можно значительно улучшить удовлетворенность и продуктивность сотрудников.
Инновационные решения
Разрабатывать инновационные и эффективные решения для улучшения рабочей среды и условий труда.
Развитие конкурентных преимуществ
Привлекать и удерживать высококвалифицированных сотрудников, создавать более инновационные и адаптивные команды.
Таким образом, с помощью дизайн-мышления вы:
- развиваете свой HR-бренд и привлекаете таланты;
- умеете удерживать как высококвалифицированных, так и линейных сотрудников;
- работаете над тем, чтобы создавать команды, которые могут принять решение самостоятельно, в рамках своих компетенций;
Если вы находитесь на этапе роста, недостаточно опираться лишь на выстроенные регламенты бизнес-процессов. С помощью дизайн-мышления вы можете выстроить работу, где у людей есть возможность принимать решения самостоятельно.
Далее рассмотрим, как HR-специалист может использовать дизайн-мышление в своей работе.
HR и дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это не навык, а методология. Она включает в себя приемы, практики и методы, которые помогают во многих сферах деятельности HR:
- Организационный дизайн: если компания проходит через изменения и хочет изменить организационный дизайн, дизайн-мышление поможет в реструктуризации ролей или организации. Например, когда компания массово увольняет сотрудников и нанимает.
- Вовлеченность: прямая ответственность HR. Применение дизайн-мышления упрощает работу и повышает ее эффективность.
- Обучение: необходимый аспект для удержания и развития сотрудников. Создание нового самонаправленного опыта обучения на основе принципов дизайн-мышления.
- Аналитика: использование анализа данных с дизайн-мышлением, чтобы рекомендовать лучшие решения сотрудникам.
- Обновление HR-навыков: внедрение понимания цифрового дизайна, машинного обучения и других аспектов для улучшения HR-практик.
- Цифровизация HR: использование дизайн-мышления для разработки новых цифровых инструментов, которые улучшат работу сотрудников.
Мы видим, что дизайн-мышление способно помочь HR-специалисту во многих направлениях. Разберемся, что это такое и как применять данный метод.
Одним из принципов методологии является эмпатия. Эмпатия — это способность выслушать и понять его чувства, желания, потребности и настроение.
Это важно для HR, так как развитие эмпатии способствует переживанию за сотрудников и позволяет прожить их чувства как свои. Рассмотрим, с чего начать развитие сопереживания и как научиться пользоваться инструментами дизайн-мышления.
Думать как дизайнер
Вопросы, которые помогут вам думать как дизайнер:
- Что сотрудники испытывают на протяжении своего пути — начиная с найма и заканчивая увольнением?
- Что представляет собой превосходный опыт работы сотрудников в итоге?
- Каким образом HR помогает строить ориентированные на человека принципы дизайна во всей организации?
Если у вас много сотрудников, то подумать о каждом будет проблематично. В таком случае сегментировать большое количество на несколько групп поможет метод персон или портретов. Так, вы сможете держать в поле зрения большое количество сотрудников.
Также полезным инструментом будет Employee Journey Map или Карта пути сотрудника. Она поможет отследить весь жизненный цикл от найма до увольнения и проанализировать каждый этап, чтобы улучшить HR-процессы.
Применение подхода в работе HR помогает лучше понять и улучшить комфорт сотрудников. Чтобы успешно и результативно внедрить дизайн-мышление в компанию, нужно понимать, на чем основывается подход и какие принципы заложены в нем.
Принципы дизайн-мышления
Ориентация на человека: выстраивать эмпатию к сотрудникам возможно с помощью человекоцентричности. Дизайн-мышление учитывает мнение заинтересованных сторон и удовлетворяет их предпочтения.
Итеративный подход: предполагает последовательные действия, проверяя продукт или услугу на рынке несколько раз для быстрой обратной связи и улучшения опыта. Например, можно проверять гипотезы и получать обратную связь, создавая рабочие «спринты» и выполняя задачи за определенный промежуток времени. Такой способ помогает сделать выводы и понять, где команда делает успехи и какие знания стоит освоить.
Сотрудничество: разнообразие идей и перспектив создает инновационные решения, которые удовлетворяют потребностям и улучшают опыт.
Креативность: мозговой штурм и эксперименты поощряют творческое мышление и исследование нетрадиционных подходов.
Выстраивание этих принципов в компании важно, чтобы дизайн-мышление дало свои плоды. Так, мы создаем основу для глубокого понимания и удовлетворения потребностей сотрудников. Рассмотрим конкретные этапы, которые помогут нам систематически достигать наилучших результатов.
Этапы дизайн-мышления
Порядок этапов предполагает необходимость проходить через смену абстрактного мышления на конкретное и обратно.
Так, сотрудник не зацикливается на очевидных вещах, широко смотрит на жизненные ситуации, в которых оказываются люди, и находит значимые решения.
1. Сопереживание
На этом этапе вы определяете и признаете потребности заинтересованных сторон, связанные с бизнес-инициативой или проблемой.
Этап включает взаимодействие, чтобы понять, как это влияет на работу, окружение и эмоции.
Участие в деятельности, сбор обратной связи и проведение открытых дискуссий помогут выйти за предположения и понять желания и опасения сотрудников.
2. Анализ и определение проблем
На этом этапе вы используете вклад заинтересованных сторон для формирования сообщения, которое определяет основную проблему.
Результат должен быть ориентирован на человека, а не на организацию.
Например: вместо «Нам нужно уменьшить взаимодействие кол-центра отдела кадров в отношении Программы помощи сотрудникам на 40%», сообщение может звучать как «Сотрудникам нужна простая в использовании платформа, предоставляющая информацию о Программе помощи сотрудникам и о том, как получить к ней доступ».
3. Генерация идей
На этом этапе вы понимаете проблему и сотрудничаете для мозгового штурма решений. Поощряется рассмотрение проблемы с разных точек зрения и думать нестандартно. Анализ всех идей способствует созданию творческой среды для увеличения возможных вариантов.
4. Прототипирование
На этом этапе создается уменьшенная модель конкретных решений. Решения могут быть выполнены в небольших масштабах или в качестве пилотной программы. Затем оценивается их эффективность и принимается решение о продолжении, изменении или отклонении.
5. Тестирование
Последний этап включает пробное внедрение решений, чтобы увидеть, могут ли они успешно функционировать в реальных условиях. Оценивается, что работает, что нет, и какие изменения должны быть внесены. Желательно, чтобы заинтересованные стороны поддерживали предлагаемое решение.
Мы видим, что все этапы основаны на принципах, о которых говорили ранее. И с помощью ориентации на человека и обратной связи можем повысить как комфорт сотрудников на рабочем месте, так и создать продукт, который будет эффективен и полезен для них. Далее рассмотрим примеры, как применять методику в HR-процессах.
Как применять дизайн-мышление к HR-процессам
Набор и прием на работу
- упорядочить процедуры найма для создания приветственной среды;
- подготовить адаптивные материалы для обучения новых сотрудников.
Развитие сотрудников
- адаптировать планы развития под индивидуальные карьерные цели;
- предоставить возможности обучения и наставничества.
Управление эффективностью и оценка
- управлять эффективностью и оценкой;
- установить четкие цели и ожидания, чтобы избежать путаницы в ролях;
- разработать персонализированные планы улучшений для низких исполнителей;
- внедрите регулярные один на один для открытого общения и коучинга со стороны менеджеров.
Дизайн-мышление применимо во многих сферах и улучшает множество процессов. С чего же начать? Согласно теории ограничений Элияху Голдратта, начинать нужно с того, что «болит» или вызывает проблемы больше всего. Для примера возьмем сферу обучения и развития и рассмотрим, как ее можно улучшить с помощью дизайн-мышления.
Пример улучшения обучения и развития
Задача: телекоммуникационная компания стремилась повысить квалификацию сотрудников в подготовке к расширению предлагаемых услуг. Были необходимы новые подходы для повышения интереса команды к обучению.
Решение: отдел кадров провел опросы и фокус-группы. Цель: выяснить, какие образовательные методы считались наиболее привлекательными для сотрудников, и когда и как они предпочитали бы получать доступ к ним.
Команда по обучению и развитию (L&D) также провела тестовый запуск программ обучения. Большинство предпочитали короткие сессии, которые могли бы проходить регулярно в течение недели.
Итог: Путем применения дизайн-мышления для понимания предпочтений, отдел кадров разработал эффективную программу обучения.
Уровень участия вырос, и многие приобрели новые навыки, необходимые для продвижения организации вперед.
Выводы
Дизайн-мышление успешно применяется не только в рамках одной сферы деятельности, но и влияет на эффективность выполнения разных задач.
Особенно актуален этот подход в разработке продуктов для клиентов или сотрудников. Применяя человекоцентричный подход, HR-специалист может выработать эффективную систему работы с сотрудниками, влиять на их положительный опыт в обучении, развивать удовлетворенность и лояльность к компании.
С помощью дизайн-мышления, вы создаете рабочие условия, в которых максимально комфортно. Команда ценит работу и готова продвигать бизнес ради общего блага.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль