РБК Компании

Как повысить удовлетворенность сотрудников с помощью дизайн-мышления

Как методика человекоцентричности помогает привлечь таланты и сформировать лояльный коллектив
Как повысить удовлетворенность сотрудников с помощью дизайн-мышления
Дмитрий Васин
Дмитрий Васин
Руководитель компании «Синктум»

Agile-евангелист, сертифицированный Scrum-мастер

Подробнее про эксперта

Когда отлаженные бизнес-процессы начинают устаревать и перестают быть актуальными, следует понять, в чем же причина сбоя.  Справиться с этой задачей помогут сотрудники, которые продвигают ваше дело. Стоит прислушаться и понять, чего они хотят. На основе обратной связи у вас появится определенное направление, что стоит улучшить.  

Дизайн-мышление — это методика, которая поможет преобразить старые подходы к работе по управлению сотрудниками. В данной статье Дмитрий Васин, руководитель проекта «Синктум», делится опытом внедрения инновационной методики.

Материал будет полезен HR-специалистам в разных сферах, включая топ-HR, менеджерам по персоналу, руководителям отделов, а также любым специалистам, ответственным за создание и улучшение опыта сотрудников в организации. 

Понимание принципов дизайн-мышления поможет HR-специалистам выявить «моменты, которые имеют значение» в работе с персоналом, такие как найм, обучение, управление изменениями и поддержка в сложных ситуациях. 

Кроме того, этот материал будет ценным для бизнес-консультантов, которые работают с компаниями по оптимизации процессов управления персоналом и развития корпоративной культуры. 

Какую же пользу несет дизайн-мышление, если использовать его в рамках работы

Улучшение опыта сотрудников

Дизайн-мышление помогает выявить ключевые моменты в опыте работы сотрудников: 

  • найм;
  • обучение;
  • поддержка в сложных ситуациях;
  • увольнение через экзит-интервью. 

Путем адаптации процессов управления персоналом к этим моментам можно значительно улучшить удовлетворенность и продуктивность сотрудников.

Инновационные решения

Разрабатывать инновационные и эффективные решения для улучшения рабочей среды и условий труда. 

Развитие конкурентных преимуществ

Привлекать и удерживать высококвалифицированных сотрудников, создавать более инновационные и адаптивные команды.

Таким образом, с помощью дизайн-мышления вы:

  • развиваете свой HR-бренд и привлекаете таланты;
  • умеете удерживать как высококвалифицированных, так и линейных сотрудников;
  • работаете над тем, чтобы создавать команды, которые могут принять решение самостоятельно, в рамках своих компетенций;

Если вы находитесь на этапе роста, недостаточно опираться лишь на выстроенные регламенты бизнес-процессов. С помощью дизайн-мышления вы можете выстроить работу, где у людей есть возможность  принимать решения самостоятельно. 

Далее рассмотрим, как HR-специалист может использовать дизайн-мышление в своей работе.

HR и дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это не навык, а методология. Она включает в себя приемы, практики и методы, которые помогают во многих сферах деятельности HR:

  1. Организационный дизайн: если компания проходит через изменения и хочет изменить организационный дизайн, дизайн-мышление поможет в реструктуризации ролей или организации. Например, когда компания массово увольняет сотрудников и нанимает. 
  2. Вовлеченность: прямая ответственность HR. Применение дизайн-мышления упрощает работу и повышает ее эффективность.
  3. Обучение: необходимый аспект для удержания и развития сотрудников. Создание нового самонаправленного опыта обучения на основе принципов дизайн-мышления.
  4. Аналитика: использование анализа данных с дизайн-мышлением, чтобы рекомендовать лучшие решения сотрудникам.
  5. Обновление HR-навыков: внедрение понимания цифрового дизайна, машинного обучения и других аспектов для улучшения HR-практик.
  6. Цифровизация HR: использование дизайн-мышления для разработки новых цифровых инструментов, которые улучшат работу сотрудников.

Мы видим, что дизайн-мышление способно помочь HR-специалисту во многих направлениях. Разберемся, что это такое и как применять данный метод.

Одним из принципов методологии является эмпатия. Эмпатия — это способность выслушать и понять его чувства, желания, потребности и настроение.

Это важно для HR, так как развитие эмпатии способствует переживанию за сотрудников и позволяет прожить их чувства как свои. Рассмотрим, с чего начать развитие сопереживания и как научиться пользоваться инструментами дизайн-мышления. 

Думать как дизайнер

Вопросы, которые помогут вам думать как дизайнер: 

  • Что сотрудники испытывают на протяжении своего пути — начиная с найма и заканчивая увольнением? 
  • Что представляет собой превосходный опыт работы сотрудников в итоге?
  • Каким образом HR помогает строить ориентированные на человека принципы дизайна во всей организации?

Если у вас много сотрудников, то подумать о каждом будет проблематично. В таком случае сегментировать большое количество на несколько групп поможет метод персон или портретов. Так, вы сможете держать в поле зрения большое количество сотрудников.

Также полезным инструментом будет Employee Journey Map или Карта пути сотрудника. Она поможет отследить весь жизненный цикл от найма до увольнения и проанализировать каждый этап, чтобы улучшить HR-процессы. 

Применение подхода в работе HR помогает лучше понять и улучшить комфорт сотрудников. Чтобы успешно и результативно внедрить дизайн-мышление в компанию, нужно понимать, на чем основывается подход и какие принципы заложены в нем. 

Принципы дизайн-мышления

Ориентация на человека: выстраивать эмпатию к сотрудникам возможно с помощью человекоцентричности. Дизайн-мышление учитывает мнение заинтересованных сторон и удовлетворяет их предпочтения.

Итеративный подход: предполагает последовательные действия, проверяя продукт или услугу на рынке несколько раз для быстрой обратной связи и улучшения опыта. Например, можно проверять гипотезы и получать обратную связь, создавая рабочие «спринты» и выполняя задачи за определенный промежуток времени. Такой способ помогает сделать выводы и понять, где команда делает успехи и какие знания стоит освоить.

Сотрудничество: разнообразие идей и перспектив создает инновационные решения, которые удовлетворяют потребностям и улучшают опыт.

Креативность: мозговой штурм и эксперименты поощряют творческое мышление и исследование нетрадиционных подходов. 

Выстраивание этих принципов в компании важно, чтобы  дизайн-мышление дало свои плоды. Так, мы создаем основу для глубокого понимания и удовлетворения потребностей сотрудников. Рассмотрим конкретные этапы, которые помогут нам систематически достигать наилучших результатов. 

Этапы дизайн-мышления

Порядок этапов предполагает необходимость проходить через смену абстрактного мышления на конкретное и обратно.

Так, сотрудник не зацикливается на очевидных вещах, широко смотрит на жизненные ситуации, в которых оказываются люди, и находит значимые решения.

1. Сопереживание

На этом этапе вы определяете и признаете потребности заинтересованных сторон, связанные с бизнес-инициативой или проблемой.

Этап включает взаимодействие, чтобы понять, как это влияет на работу, окружение и эмоции. 

Участие в деятельности, сбор обратной связи и проведение открытых дискуссий помогут выйти за предположения и понять желания и опасения сотрудников.

2. Анализ и определение проблем

На этом этапе вы используете вклад заинтересованных сторон для формирования сообщения, которое определяет основную проблему.  

Результат должен быть ориентирован на человека, а не на организацию. 

Например: вместо «Нам нужно уменьшить взаимодействие кол-центра отдела кадров в отношении Программы помощи сотрудникам на 40%», сообщение может звучать как «Сотрудникам нужна простая в использовании платформа, предоставляющая информацию о Программе помощи сотрудникам и о том, как получить к ней доступ».

3. Генерация идей

На этом этапе вы понимаете проблему и сотрудничаете для мозгового штурма решений. Поощряется рассмотрение проблемы с разных точек зрения и думать нестандартно. Анализ всех идей способствует созданию творческой среды для увеличения возможных вариантов.

4. Прототипирование

На этом этапе создается уменьшенная модель конкретных решений. Решения могут быть выполнены в небольших масштабах или в качестве пилотной программы. Затем оценивается их эффективность и принимается решение о продолжении, изменении или отклонении.

5. Тестирование

Последний этап включает пробное внедрение решений, чтобы увидеть, могут ли они успешно функционировать в реальных условиях. Оценивается, что работает, что нет, и какие изменения должны быть внесены. Желательно, чтобы заинтересованные стороны поддерживали предлагаемое решение.

Мы видим, что все этапы основаны на принципах, о которых говорили ранее. И с помощью ориентации на человека и обратной связи можем повысить как комфорт сотрудников на рабочем месте, так и создать продукт, который будет эффективен и полезен для них. Далее рассмотрим примеры, как применять методику в HR-процессах.

Как применять дизайн-мышление  к HR-процессам

Набор и прием на работу 

  • упорядочить процедуры найма для создания приветственной среды;
  • подготовить адаптивные материалы для обучения новых сотрудников.

Развитие сотрудников

  • адаптировать планы развития под индивидуальные карьерные цели;
  • предоставить возможности обучения и наставничества.

Управление эффективностью и оценка

  • управлять эффективностью и оценкой;
  • установить четкие цели и ожидания, чтобы избежать путаницы в ролях;
  • разработать персонализированные планы улучшений для низких исполнителей;
  • внедрите регулярные один на один для открытого общения и коучинга со стороны менеджеров.

Дизайн-мышление применимо во многих сферах и улучшает множество процессов. С чего же начать? Согласно теории ограничений Элияху Голдратта, начинать нужно с того, что «болит» или вызывает проблемы больше всего. Для примера возьмем сферу обучения и развития и рассмотрим, как ее можно улучшить с помощью дизайн-мышления. 

Пример улучшения обучения и развития 

Задача: телекоммуникационная компания стремилась повысить квалификацию сотрудников в подготовке к расширению предлагаемых услуг. Были необходимы новые подходы для повышения интереса команды к обучению.

Решение: отдел кадров провел опросы и фокус-группы. Цель: выяснить, какие образовательные методы считались наиболее привлекательными для сотрудников, и когда и как они предпочитали бы получать доступ к ним. 

Команда по обучению и развитию (L&D) также провела тестовый запуск программ обучения. Большинство предпочитали короткие сессии, которые могли бы проходить регулярно в течение недели.

Итог: Путем применения дизайн-мышления для понимания предпочтений, отдел кадров разработал эффективную программу обучения.

Уровень участия вырос, и многие приобрели новые навыки, необходимые для продвижения организации вперед.

Выводы

Дизайн-мышление успешно применяется не только в рамках одной сферы деятельности, но и влияет на эффективность выполнения разных задач. 

Особенно актуален этот подход в разработке продуктов для клиентов или сотрудников. Применяя человекоцентричный подход, HR-специалист может выработать эффективную систему работы с сотрудниками, влиять на их положительный опыт в обучении, развивать удовлетворенность и лояльность к компании. 

С помощью дизайн-мышления, вы создаете рабочие условия, в которых максимально комфортно. Команда ценит работу и готова продвигать бизнес ради общего блага. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации23.10.2020
Уставной капитал200 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КОНЬКОВО УЛ БУТЛЕРОВА 17 ЭТАЖ 4, КОМ. 117,
ОГРН 1207700396232
ИНН / КПП 9728016235 772801001

Контакты

Социальные сети