РБК Компании

Чем американские стандарты медицинской помощи отличаются от российских

Система здравоохранения США: чем она отличается от российской и почему считается одной из самых сложных в мире
Чем американские стандарты медицинской помощи отличаются от российских
Родион Ступин
Родион Ступин
Генеральный директор сети клиник «Будь Здоров»

Эксперт в области стратегического развития медицинских организаций, автоматизации бизнес-процессов, повышения качества обслуживания, внедрения передового опыта и расширения географии обслуживания

Подробнее про эксперта

Рынок медицинских услуг в США сегодня. Анализ рынка 

Система здравоохранения США представляет собой сочетание государственных и частных, коммерческих и некоммерческих страховых компаний и поставщиков медицинских услуг. Сектор коммерческой медицины в США ежегодно растет, как и затраты жителей страны на качественную медицинскую помощь. 

В период с 2012 по 2019 год  в среднем совокупный доход вырос приблизительно на 5%. Этому росту отчасти способствовало увеличение расходов на здравоохранение в результате принятия Закона о доступном медицинском обслуживании (2010 год). В 2020 году расширение покрытия Medicaid привело примерно к 130 миллиардам долларов дополнительных расходов на здравоохранение со стороны федерального правительства. 

В настоящее время игроки в сфере здравоохранения как в России, так и в США разрабатывают новые бизнес-модели, которые позволят в будущем противостоять общемировым проблемам здравоохранения, таким, например, как пандемии, а также росту количества распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, неврологических, онкологии) и смертности от них. 

Отличия здравоохранения РФ и США. Модели построения медицинского бизнеса в США и РФ

Каждый россиянин на сегодняшний день имеет возможность получать основные медицинские услуги в государственных учреждениях в рамках обязательного страхования граждан (ОМС).

В США, чтобы получить минимальный объем медицинских услуг от государства в рамках федеральной программы Medicaid, необходимо соответствовать определенным критериям, например, иметь доход ниже прожиточного минимума и получать социальное пособие. Доказать свое право на бесплатную медицинскую помощь и соответствие строгим критериям государства удается небольшому числу американцев, которые чаще являются безработными и живут за чертой бедности. 

В основном граждане страны самостоятельно покупают себе и членам своей семьи ту или иную медицинскую страховку.

Добровольного медицинского страхования, предоставляемого работодателем и так популярного в России, в США как такового нет. Но есть льготы для работников государственных и некоторых других организаций. Чаще это коммерческие страховые продукты различных объема и стоимости, действующие в определенном перечне медицинских учреждений. В некоторых государственных учреждениях сотрудникам положен бесплатный полис страхования жизни. 

Тенденции на рынке

Большинство клиник как в США, так и в России, которые активно внедряют передовые мировые практики, сегодня быстро движутся в сторону реализации исходоориентированной модели здравоохранения (ориентация на конечный результат) на платформе 4П-медицины: профилактика, предикция, персонификация, партисипативность. 

Основополагающим во внедрении концепция 4П-медицины в США стал опыт всемирно известной Mayo Clinic (клиника Мейо), в основе работы которой лежит принципиально новый, «пациентоориентированный» подход к обслуживанию, изменение всей парадигмы оказания медицинских услуг. 

Превентивная медицина — это общемировая тенденция, позволяющая грамотно управлять здоровьем человека. Она базируется на предупреждении и профилактике заболевания, выявлении факторов риска, а значит, ответственном отношении человека к своему здоровью. 

Технологии и развитие дистанционных каналов обслуживания в США и России. Медтех и вхождение ИТ-игроков в медицинский рынок в США и РФ 

Еще совсем недавно можно было сказать, что Россия является последователем США в сфере внедрения цифровых технологий в медицине, однако сегодня ситуация в корне меняется в пользу России. 

Цифровизация медицины: общие тенденции в России и в США 

  • Клиника в телефоне. Ситуация во многих сферах бизнеса сегодня такова, что большинство из них уходит «в цифру», то есть развивает свой бизнес в режиме онлайн. К примеру, пациент без труда может буквально в два клика записаться к врачу, посмотреть историю болезни и назначения, ознакомиться с расписанием и отзывами на врачей.
  • Электронные помощники и искусственный интеллект. Первые шаги по обращению пациента в клинику (за исключением первичной консультации с врачом) перекладываются «на плечи» ботов и искусственного интеллекта. Однако, как показали наши исследования в клиниках «Будь Здоров» (дочерняя компания СПАО «Ингосстрах»), для многих людей общение с человеком, а не роботом/ботом, является наиболее удобным и комфортным. Чаще всего пациенты предпочитают записываться к врачу через кол-центр, мобильное приложение, сайт клиники, мессенджеры либо через регистратуру или личного ассистента.
  • Снижение стоимости медицинского обслуживания за счет цифровизации и искусственного интеллекта. Внедрение технологий на основе искусственного интеллекта позволяет сделать доступными многие методы диагностики для широких слоев населения. Это доказывает опыт Google: корпорация сотрудничает с клиникой Мейо, проводя исследования в области использования искусственного разума для помощи пациентам, получающим химиотерапию.
  • Электронная карта. Сегодня все результаты обследований пациента формируются в электронную историю болезни в мобильном приложении. Это удобно и комфортно.
  • Удаленные видеоконсультации в любом месте в любое время. Телемедицинские консультации в режиме реального времени с врачом общей практики или узким специалистом. 

Виртуальная площадка здравоохранения

Еще 10 лет назад процесс получения медицинской помощи сильно растягивался по времени. Сегодня жители США имеют возможность получить помощь врача в любое время, без предварительной записи и увидеть стоимость услуги до ее покупки. Пользователь просто заходит на виртуальную площадку и видит сразу тысячи предложений медицинских услуг от разных клиник, имея возможность сделать выбор по цене и времени отклика. В результате он получит план лечения, рецепт и сможет заказать доставку лекарств (из аптеки Amazon — с бесплатной доставкой). Минус в том, что цифровой агрегатор медицинских услуг в США не охватывает предоставление медуслуг по страховке, что делает недоступными эти возможности для части населения США. 

В России аналогично: буквально за последние несколько лет появилось множество технологичных компаний, которые представляют и активно внедряют в рамках медицинских компаний свои разработки на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта. 

Клиника в кармане 

В США технологические компании штурмуют рынок здравоохранения, за счет него пытаясь расширить зоны своего влияния. Amazon — не единственная компания, предпринимающая попытки завладеть частью рынка здравоохранения. Также Apple, Google и Microsoft предпринимают активные шаги в этом направлении. 

Согласно отзывам пациентов сети клиник «Будь Здоров», они часто при записи к врачу, планировании визитов к специалистам, просмотре истории болезни и данных своей медицинской карты используют мобильное приложение. Также с его помощью получают телемедицинскую консультацию врача, например, по результатам полученных результатов анализов.

Однако виртуальная консультация не заменяет первичный визит к врачу. В ходе личного общения на первом приеме врач общается с пациентом, чтобы собрать анамнез и в дальнейшем назначить только необходимые обследования, анализы и составить корректный план лечения. Невозможно в полной мере заменить очную консультацию и полноценный осмотр пациента специалистом в клинике на онлайн-прием. В то же время, повторные аудио- и видеоконсультации по результатам обследования и коррекции лечения вполне востребованы пациентами и позволяют экономить время на визите в клинику.

Ориентир на пациента

В мировой практике вектор развития клиник объединяет технологичность и ориентир на человека. Получая отзывы от своих пациентов, любая клиника, и мы в том числе, строит в соответствии с этим свою работу. Инструменты  для получения обратной связи здесь могут быть разные: от формы отзывов на сайте, опросов в социальных медиа, мобильном приложении до внедрения специальных услуг, например, должности личного ассистента или службы заботы о пациентах, которые отвечают за комфортное пребывание пациента в клинике, помогают составить удобный график посещения, оформить документы и решить другие вопросы в клинике.

Междисциплинарный подход 

Междисциплинарность — тенденция, которая стала популярной и основополагающей сначала на Западе, а потом и в России, начиная с 70-х гг. прошлого века. Междисциплинарный подход — использование для решения одного определенного вопроса знаний из нескольких областей. 

В случае медицинских услуг в клинике междисциплинарность помогает раздвинуть границы дисциплин, привлечь для постановки диагноза и определения причин заболевания специалистов из смежных областей, следовательно, подкрепить точность плана лечения и его эффективность и увеличить уровень лояльности пациентов. В ее основе соединение нескольких медицинских направлений в части проведения консилиумов врачей, врачебных комиссий и кросс-направлений к необходимым специалистам за счет многопрофильности клиник и параллельного приема врачей 10-15 специальностей. 
 

Образование организаторов здравоохранения и врачей в США и РФ

Американский образовательный процесс отличается от российского по продолжительности обучения, структуре учебных программ и системе оценки знаний. Продолжительность учебы на врача в США одна из самых длительных. В среднем учатся там не менее 11 лет.

После окончания школы поступить в медицинский вуз в США нельзя. Абитуриент сначала проходит бакалавриат (4 года), изучая курс pre-med (обязательные предметы: биология, химия, физика и математика). После успешного завершения бакалавриата и сдачи MCAT студенты могут подавать заявки в медицинские школы. Обучение в такой школе длится обычно 4 года и делится на доклинический, клинический этапы и оплачиваемую практику. После получения диплома M.D., будущие врачи проходят обязательную резидентуру (эквивалент российской ординатуры), которая может продолжаться от 3 до 7 лет и зависит от выбранной медицинской специализации. Резиденты работают в больницах и клиниках под наблюдением опытных врачей. После завершения резидентуры врачи обязаны сдать национальный экзамен для получения лицензии и начала самостоятельной врачебной практики — USMLE Step 3. 

В России уже в старших классах школы ученики могут выбрать специализированный медицинский класс, чтобы лучше подготовиться к поступлению в колледж или институт. На первом этапе будущий врач обучается по специальности «Лечебное дело». Затем через 1-2 года выбирает направление дальнейшего профессионального развития и специализацию, например, анестезиологию, общую хирургию и т.п., поступает в клиническую ординатуру, получает первый практический опыт на базе больницы или поликлиники под руководством опытных наставников. 

В России врач, по сути, учится всю жизнь, постоянно повышая свою квалификацию, обмениваясь опытом с коллегами.

Заключение 

Современное медицинское учреждение как в США, так и в России — это пластичная система с выстроенными бизнес-процессами, которая готова быстро меняться в соответствии с требованиями пациентов и развивающегося рынка, в кратчайшие сроки разрабатывать и вводить востребованные уникальные медицинские продукты, проводить просветительскую деятельность в сфере здравоохранения, направленную на профилактику заболеваний и сохранение здоровья человека. Все перечисленное позволяет медицинским компаниям выживать, удерживать свои позиции и развиваться их в условиях насыщенного предложениями рынка и жесткой конкуренции. 

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.01.2005
Уставной капитал1 293 356 163,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хамовники, пр-кт Комсомольский, д. 28, эт 1, 3 пом III, VI
ОГРН 1057746061262
ИНН / КПП 7704544391 770401001
Среднесписочная численность1709 сотрудников

Контакты

E-mail A.ZARETSKAYA@BZCLINIKA.RU

Социальные сети