РБК Компании

Как пройти путь от лектора до эксперта: подводные камни и инсайты

В чем разница между понятиями и статусами «лектор», «спикер», «эксперт» и как пройти этот путь профессионалу — рассказывает Мария Сиротинина
Как пройти путь от лектора до эксперта: подводные камни и инсайты
Мария Сиротинина
Мария Сиротинина
Основатель сообщества SPEAKER COMMUNITY

Директор АНО «Центр устойчивого развития», член Совета по устойчивому развитию, КСО и волонтерству Совета по экономике замкнутого цикла и экологии ТПП РФ.

Подробнее про эксперта

Мария Сиротинина, директор АНО «Центр устойчивого развития», член Совета по устойчивому развитию, КСО и волонтерству Совета по экономике замкнутого цикла и экологии ТПП РФ рассуждает о том какие есть подводные камни на пути к публичности. 

Две грани рынка образовательных услуг 

Чтобы проанализировать рынок образовательных и консультационных услуг, важно прежде всего разграничить понятия «лектор», «спикер» и «эксперт». Есть две категории людей, которым нужно вникнуть в данную тему. Условно говоря, это рынок B2C и  B2B. Сегодня каждый человек, желая стать успешным, прокачивает свои soft skills. Многие амбициозные люди покупают онлайн-курсы, учатся по интернету, либо посещают семинары и тренинги оффлайн. Поэтому каждый должен научиться выбирать самых компетентных специалистов, чтобы понимать, какие знания он получит после обучения у них. Важно определиться в терминологии, чтобы понять, к кому идти за какими конкретными знаниями и навыками. 

С другой стороны, аналитика курсов очень нужна HR-менеджерам, которые в компаниях занимаются корпоративным обучением. Они тоже подбирают лекторов, спикеров, экспертов, ориентируясь на рекомендации коллег обращаются к официальным базам в профильных сообществах или в бюро спикеров. Но часто у руководства бывают необычные запросы по подбору экспертов и спикеров, поэтому менеджеры по персоналу начинают анализировать сайты, искать отзывы и изучать самых востребованных профессионалов в данной нише. Им тоже важно понять, как подбирать таких специалистов для разных задач бизнеса, какими критериями руководствоваться, чтобы выбрать тех или иных кандидатов.

Словарь в нише обучения

Кто такой «лектор»? Это человек с высшим образованием или научной степенью по определенной специальности, он читает лекции либо студентам в вузе, либо несет свои знания широкой публике, популяризируя довольно узкую сферу науки. Интересно, что ранее лекторами называли низшие чины католического духовенства, которые читали на богослужении главы из Библии. Сегодня это преподаватель с академическим, строго-научным подходом к передаче знаний. 

Спикер — это более широкое понятие. Это тот, кто выступает на деловом, общественном или политическом мероприятии. Он может быть психологом, коучем и рассказывать о своих тренинговых программах, мотивируя людей на изменение жизни к лучшему. Спикером может быть  предприниматель, рассказывающий о своих бизнес-проектах, желая привлечь инвесторов или деловых партнеров. Зачастую общественные деятели и лидеры мнений выступают в качестве спикеров, чтобы привлечь внимание аудитории к важным социальным проблемам в обществе, политики проявляют свои спикерские компетенции, когда говорят о политической ситуации внутри страны или в мире. 

Спикеров, которые убедительно и красноречиво говорят о своей профессиональной или предпринимательской деятельности, ценят организаторы мероприятий. Их часто приглашают на деловые форумы, образовательные программы для предпринимателей, чтобы они рассказали о своих программах и делились опытом. 

Эксперт — это высший уровень развития специалиста. Это человек, который имеет свою методологию, свои методики работы или преподавания, а также широкий кругозор. Он создает целый ряд или линейку продуктов, помогающих людям прокачать те или иные навыки и компетенции. Эксперт имеет подтверждение своего высокого профессионального уровня в двух направлениях: в рамках своего профессионального сообщества и в СМИ. Здесь очень важно провести разграничение: эксперт, в отличие от лекторов и спикеров, всегда признан в своей сфере профессионалов, он задает тренды и может влиять на рынок услуг в данной отрасли.

Важная часть личного бренда эксперта — это public relations, то есть связи с общественностью и продвижение в СМИ, где он размещает статьи и комментарии на профильных порталах и в печатных изданиях, а также участвует в эфирах на ТВ. У него всегда есть методические рекомендации, обучающие программы, которые покупают его клиенты. Эксперты также часто пишут книги, входят в общественные советы, например в ТПП РФ или аналитические группы при Правительстве РФ, в коммерческих и некоммерческих структурах.     

Отдельно можно сказать о категории бизнес-тренеров: это те спикеры и эксперты, которые проводят в компаниях групповые и индивидуальные занятия с практическим уклоном. Они нацелены на развитие навыков продаж, тимбилдинг (усиление команды) и прокачку лидерских навыков. 

Прайс на экспертность

В данный момент есть определенная проблема самоидентификации на рынке услуг разного рода экспертов. Спикером и экспертом называют себя многие предприниматели и преподаватели, размещая информацию об этом в своих соцсетях, на сайтах и в презентациях услуг. Сейчас очень много деловых мероприятий от различных клубов, они проходят каждый день в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Часть мероприятий бесплатные, а на некоторых выступают за определенную плату, чтобы попасть на большую аудиторию. Получается, что изначально, когда формировался рынок экспертов, организаторы им платили за выступления, а сейчас оргвзносы от спикеров за право выступить могут составлять от 5 000 рублей в рамках более скромных клубных событий до 1 млн рублей на масштабных мероприятиях, где собираются тысячи людей, готовых послушать опытных и медийных профессионалов своего дела. 

Рынок сейчас растет очень быстро, многие готовы платить за право попасть на крупное мероприятие в престижном сообществе и на хорошей площадке, чтобы заявить о себе, например, в Сколково или в Крокус Сити холле. Эксперты, выступая на платных крупных событиях, добавляют потом эти факты в свои портфолио. Далее потребители подобных услуг, изучая информацию об эксперте на его сайте, ориентируются на бренды и престижность площадок, но при этом не вникают в уровень и тематику самого мероприятия. Здесь, конечно, возникает много «фейковых» историй об экспертности. Сейчас можно так себя накачать упоминанием о громких форумах, что аудитории будет трудно разобраться в том, какой бэкграунд несет этот эксперт и насколько высок его реальный профессиональный уровень. Важно понять, кто был организатором мероприятия и каков его статус в среде профессионалов, насколько много о нем упоминаний в топовых СМИ.

Также следует понимать, что часто сами люди, выступающие на мероприятиях, путаются, кто они — спикеры или эксперты. Им трудно себя грамотно позиционировать. На консультациях мы часто сталкиваемся с тем, что  приходит человек с большим бэкграундом выступлений, он позиционирует себя как эксперт. Но когда мы начинаем анализировать, где именно он выступал, то мы понимаем, что он рассказывал на таких встречах о своих программах как спикер, компетентный в своей узкой нише, известный довольно специфически по определенным продуктам. Очень часто люди из госсектора и крупных корпораций, по сути, спикеры, а не эксперты. У них нет более широкой экспертности и линейки обучающих программ, нет сформированного личного бренда. Но при этом у них могут быть глубокие знания и сильные навыки. В данном случае есть база, которую можно грамотно упаковать и развить личный бренд, сделать его узнаваемым на рынке.   

Точки роста

Очень важно понимать, как человеку совершить правильный переход из категории лекторов в спикеров, а далее — в эксперты. Это нужно делать индивидуально на консультациях, потому что грамотный заказчик, который умеет анализировать рынок, может быстро вас раскусить, прочитав в пресс-ките про ваш статус эксперта, а на самом деле вы пока пребываете в категории спикера. Это будет неправильное позиционирование в разговоре с продюсером, заказчиком, в профессиональном сообществе. Когда нет четкого понимания, к какой категории вы относитесь, возникают сомнения в вашем профессионализме и уровне компетенций. При этом теряется доверие к такому специалисту. Важно прийти и осознанно проконсультироваться со специалистами по личному бренду, собрать все свои регалии и профессиональные достижения. Далее их надо правильно упаковать. Всегда можно вырасти и прокачать свою экспертность до нужного вам уровня.

Есть немало случаев, когда академические лекторы становятся популярными экспертами, часто выступая в СМИ: например, имя профессора кафедры языкознания СПбГУ, доктора биологических и филологических наук, психолингвиста Татьяны Черниговской сегодня известно миллионам зрителей благодаря ее популяризаторской деятельности и увлекательным лекциям о работе мозга человека. Не случайно она стала обладателем Золотой медали за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний и еще она является заслуженным деятелем науки России.

Мы подняли важную проблематику уровня компетенций специалистов, Если резюмировать, важно смотреть на уровень образования человека, карьерные достижения, количество упоминаний в СМИ, наличие научной степень, издает ли он свои книги по профильной тематике. Также нужно проанализировать те профессиональные сообщества, в которых он состоит, те мероприятия, в которых он участвовал как спикер. Кроме того, стоит посмотреть  информацию на его сайте, кто его продюсирует. Будет не лишним изучить отзывы на сайте эксперта и в других источниках, Вся эта информация в целом может дать более объемное представление о профессиональном уровне данного специалиста и степени развития его личного бренда.  

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Федеральный экспертОрганизовано более 300 мероприятий федерального и регионального уровней

Профиль

Дата регистрации26.02.2020
Уставной капитал50 000,00 ₽
Юридический адрес Карачаево-Черкесская Республика ЧЕРКЕССКИЙ ГОРОД ЧЕРКЕССК УЛ ПУШКИНСКАЯ 92 ОФИС 1
ОГРН 1200900000498
ИНН / КПП 0917038661 091701001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Социальные сети