Какие задачи решает B2B-портал и что нужно для его запуска
Разбираемся, кому и зачем необходимы B2B-порталы и как они влияют на развитие бизнесаЭксперт в интернет-маркетинге и web-разработке, Золотой партнер Битрикс24
Еще в 2020 году эксперты по ecommerce называли B2B-сегмент малоподвижным в плане цифровизации: переход из офлайна в онлайн был очень медленным и тяжеловесным. Но за последние несколько лет произошел исторический сдвиг. McKinsey удивили статистикой: сегодня около 70% мировых B2B компаний проводят сделки через digital-каналы.
О том, что внедрение В2В-портала — не тренд, а необходимость, говорят факты. На систему онлайн платежей полностью перешли две трети международных В2В-компаний (по данным McKinsey). В прошлое уходят продажи по телефону и личные встречи.
Мы со специалистами Веб-Центра собрали этот гайд, чтобы разобраться, что нужно для эффективной работы В2В-портала.
Как понять, что пора внедрять В2В-портал
Автоматизация бизнес процессов, операционная эффективность и управление потоками сделок — составляющие успеха любого бизнеса, которые может сложить в один функциональный пазл интеграция В2В-портала. Рассмотрим сценарии, при которых внедрение портала — must have:
- Хаос во внутренних бизнес-процессах. Портал выстроит структуру этапов сделок, упорядочит рабочие задачи менеджеров, упростит коммуникации с клиентами и сделает их максимально эффективными и прозрачными.
- Увеличение количества товарных категорий и SKU. Если количество товаров в каталоге становится слишком большим для ручной обработки, автоматизация через портал поможет справиться с этой задачей и ускорит процесс работы с товарами.
- Необходимо повысить лояльности клиентов. Инструменты портала качественно улучшают обслуживание клиентов. Реализация программы лояльности поможет удерживать постоянных клиентов и привлекать новых.
- Развитие бизнеса, расширение каталога товаров и увеличение нагрузки на менеджеров. Портал может помочь автоматизировать рутинные задачи и освободить время для стратегических действий, развитие продаж.
- Потребность в цифровом взаимодействии. Онлайн платформа упрощает коммуникационные процессы между менеджерами и клиентами и документооборот.
По данным исследования компании «Факт» основной причиной для автоматизации является потребность партнеров в цифровом взаимодействии:
Какие бизнес задачи может решить B2B-портал
Аналитики Statista посчитали процент теряющихся в мессенджерах и электронной почте запросов. 70% лидов не доходят до менеджера. Онлайн платформа решает эту проблему — собирает 100% информации со всех каналов, которыми пользуются менеджеры. Это одна из важнейших функций В2В порталов, но не единственная. Какие еще задачи решает платформа:
- Упрощает и оптимизирует прием и обработку заказов, ускоряет обслуживание клиентов.
- Повышает конверсии и выручку. Портал позволяет эффективно использовать маркетинговые инструменты, которые напрямую влияют на рост трафика и лидов.
- Сокращает риск утечки клиентской базы. Все контакты выгружены на портал, четко структурированы, база защищена от скачивания.
- Оптимизирует рабочие процессы и освобождает сотрудников от рутины. Автоматизация операционных задач освобождает менеджеров от рутины, дает возможность развиваться и повышать эффективность работы.
- Помогает совершенствовать стратегию развития компании. Инструменты портала анализируют данные о клиентах и продажах, на основе которых можно корректировать стратегию.
Что должно быть в функционале
Чтобы портал бесперебойно и комплексно решал задачи, был максимально удобен и эффективен в использовании, функционал должен быть разработан с учетом особенностей конкретного бизнеса. Установка индивидуальных цен для контрагентов, масштабирование на регионы, возможность оформлять покупки в несколько корзин — если бизнес процессам необходим такой функционал, портал возьмет его на себя.
6 основных функций В2В-порталов:
1. Каталог с удобным поиском. На портал могут быть выгружены тысячи товарных единиц. Клиент быстро находит интересующую позицию по фильтру.
2. Персонализированные условия в личном кабинете. Индивидуальные настройки по поставкам, ценам, скидкам и системам оплаты, доступные клиенту в личном кабинете.
3. Быстрое оформление заказа без лишних коммуникаций. Простое и прозрачное оформление заказов через личный кабинет, без лишних диалогов с менеджером.
4. Доступ к информации по складским позициям. Интеграция с ERP системами для получения информации о наличии товаров на складе поставщика.
5. Простой документооборот. Возможность быстро загрузить и подписать документы с использованием цифровой подписи.
6. Оформление заказов 24/7. Портал открыт к заключению сделок в любое время суток, независимо от графика работы менеджеров, используя как ПК, так и смартфон.
Этапы разработки B2B-портала и от чего зависит ее успех
На старте разработки важно спроектировать путь клиента к покупкам так, чтобы он был быстрым, эффективным и максимально комфортным. И как результат — приводил лиды и поднимал выручку компании.
7 основных этапов разработки B2B-портала:
- Определение концепции и обозначение целей. На этом этапе определяется целевая аудитория портала, анализируются особенности бизнес-процессов и выявляются основные задачи, которые необходимо решить.
- Составление технического задания. В ТЗ прописываются все требования к функционалу портала, определяется время на разработку и стоимость услуг. Этот документ согласовывается между заказчиком и исполнителем.
- Внедрение B2B-портала. Этап разработки и настройки платформы. Если используется готовое решение — дорабатывается и настраивается под требования заказчика. Для нестандартных проектов требуется индивидуальная разработка функционала.
- Тестирование работы портала. После завершения разработки проводится тестирование: проверяется работоспособность портала, выявляются ошибки.
- Запуск платформы. После успешного завершения всех настроек портал запускается для пользователей. Для окончательной проверки работоспособности проводится финальный тест.
- Дополнительные доработки. По мере использования портала заказчик может выявить дополнительные потребности и платформа совершенствуется под поставленные задачи.
- Техническая поддержка. Для обеспечения эффективной работы портала необходима постоянная техническая поддержка: мониторинг рабочих процессов на платформе, сбор данных о поведении пользователей, исследования и аналитика и если требуется — модернизация и устранение ошибок.
Подводим итоги
B2B-портал — комплексное решение для эффективного ведения бизнеса. Платформа оптимизирует работу бэк-офиса, укрепляет сервисную составляющую, развивает партнерскую сеть и продуктивно управляет продажами. Портал обеспечивает прозрачность и удобство в работе со сделками на всех этапах, позволяет контролировать цепочки заказов, оперативно корректировать процессы и получать обратную связь от клиентов в режиме реального времени.
Сегодня B2B-портал уже не тенденция в цифровизации, а необходимость.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети