РБК Компании

Закон о маркировке рекламы: что изменится 1 сентября 2023 года

маркировка интернет-рекламы
Дата публикации: 18 августа 2023 г. (обновлено 04 марта 2024 г.)

Закон вступил в силу год назад, но с 1 сентября 2023 года вводятся штрафы за отступление от него. Нововведения создадут условия для честного и прозрачного рекламного рынка, а их соблюдение обязательно для всех участников рекламной цепочки.

Одно из главных нововведений 1 сентября 2023 года — это введение штрафов за нарушение правил. Вся реклама в интернете должна маркироваться и иметь пометку на креативах. На рекламные креативы добавляются токены с пометками, а все данные о кампании передаются в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Все рекламные креативы нужно загружать в личный кабинет оператора рекламных данных (ОРД). 

Требования закона «О рекламе»

В соответствии с Федеральным законом, ФАС России занимается федеральным государственным контролем в сфере рекламы. 

Основная цель — обеспечение соблюдения требований рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями, установленных настоящим Федеральным законом, другими законами и нормативными актами Российской Федерации в сфере рекламы.

В новом законе говорится о том, что рекламной считается информация с целью привлечь внимание к объекту рекламирования и его продвижение на digital-рынке в РФ. 

Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не связанные с продвижением конкретного товара или услуги.  

ФАС России утверждает, что информация о товарах, размещенная на сайтах производителей, продавцов и других компаний, а также в социальных сетях, не всегда попадает под определение рекламы. Если она предоставлена для информирования, то на нее не распространяются требования закона.

Обязательно указывайте информацию о рекламодателе, чтобы можно было определить, кто стоит за продвижением конкретных продуктов или услуг. 

Как отличить информацию от рекламы

Каждое нарушение будет рассматриваться индивидуально. Закон о маркировке рекламы не прописывает универсальных правил, поэтому решения о штрафах будут зависеть от обстоятельств каждого случая.

Соблюдение правил и контроль нарушений проводится рекламным отделом компании. Для повышения эффективности можно привлечь юристов и специалистов, знакомых с новыми требованиями.

Чтобы отличить информирование от рекламирования, нужно обратить внимание на наличие признаков рекламы, что явно указывает на ее характер. Если сообщение содержит призыв к покупке, продвигается конкретный товар или услуга, в самом сообщении есть промокоды или ссылки на продукты — это реклама.

При этом формат сообщения может быть любым: 

  • текстовый материал;
  • видеоролик;
  • «кружок» в телеграм-канале;
  • баннер или любая картинка;
  • аудиосообщение.

Однако, не все материалы по-умолчанию считаются рекламными. Например, обзоры продуктов, услуг, конкретных мест, справочно-аналитическая информация, исследования — это не реклама, особенно если в материале не выделяют конкретный обозреваемый объект.   

Такие сообщения нужно рассматривать отдельно и обращать внимание на содержимое.

Чтобы более точно разграничить информацию и промоушн, нужно знать основные признаки рекламных сообщений:  

  • третьи лица или компании в материале;
  • явное продвижение конкретного товара или услуги;
  • промокоды;
  • ссылки на товары. 

Не являются рекламой:

  • обзоры;
  • упоминания бренда;
  • органичные интеграции;
  • материалы, не имеющие отличий от других подобных на сайте;
  • информационные пресс-релизы. 

Закон о маркировке рекламы и нововведения с 1 сентября 2023 года улучшат прозрачность и честность, позволят разделять информацию и рекламные кампании на основе конкретных признаков. Главное — соблюдайте новые правила, чтобы создать здоровую и доверительную рекламную среду.

Читайте также:

Публикуйтесь на РБК

Поделитесь уникальным инфоповодом, экспертизой или опытом компании с многомиллионной бизнес-аудиторией:
Используйте нативные форматы публикаций и инструменты редактирования.
Продемонстрируйте компетентность и профессионализм руководителя.
Расскажите о достижениях и опыте компании из первых уст.
Делитесь анонсами новостей в федеральной ленте rbc.ru.
Попробовать