РБК Компании
Главная Innostage 10 января 2025

Кирилл Семенихин, Innostage: спрос на ИТ-образование зачастую ситуативен

В ИТ и кибербезопасности происходят стремительные изменения. Как выстраивать образовательный процесс, что не отставать от рынка — рассказывает эксперт Innostage
Кирилл Семенихин, Innostage: спрос на ИТ-образование зачастую ситуативен
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Kandinsky 3.1»
Кирилл Семенихин
Кирилл Семенихин
Директор по операционному управлению бизнесом ИТ-компании Innostage

30 лет опыта в ИТ-сфере. Ранее занимал пост регионального директора Microsoft в России и директора Университета Иннополис. Компетенции: запуск и развитие ИТ-проектов, управление бизнес-процессами

Подробнее про эксперта

В самый разгар студенческой сессии решили поговорить об образовании в сфере кибербезопасности с известным отраслевым экспертом — Кириллом Семенихиным, директором по операционному управлению бизнесом ИТ-компании Innostage. Ранее он занимал пост директора Университета Иннополис — учебного заведения, специализирующегося на передовых ИТ-направлениях и широко известного как в России, так и странах СНГ. На новой должности в дополнение к COO-функционалу эксперт отвечает за развитие корпоративного обучения и взаимодействие с органами государственной власти.

Кирилл, верно ли утверждение, что стандартные вузовские программы по направлению ИБ устарели?

Такое мнение лишь отчасти совпадает с реальным положением дел. Я считаю, что основа программ подготовки киберзащитников актуальна, а систематического обновления требуют лишь отдельные практико-ориентированные модули. В информационной безопасности происходят настолько стремительные изменения, что программы, учитывая сроки их разработки, ассесмент и внедрения, неизбежно отстают от рынка труда. И даже систематически обогащая их самым актуальным материалом, мы не можем на 100% подготовить выпускника к работе. Всегда будут появляться какие-то новые уязвимости, которые надо встречать в полной готовности. Поэтому кибербезопасность — это непрерывная учеба на протяжении всей карьеры.

И, на самом деле, это не только инфобеза касается, а практически всего ИТ-сектора. Если говорить про ИТ как про сквозную технологию, которая пронизывает все отрасли экономики, то здесь везде требуется постоянное обновление образовательных программ.

Насколько часто нужно обновлять учебные программы, чтобы сократить разрыв между реальностью и ожиданиями работодателей?

«Моду» во многом диктует рынок: какие стеки используют компании, сколько готовы платить разработчику, владеющему тем или иным языком программирования. Как следствие, спрос зачастую ситуативен и может резко измениться в течение нескольких месяцев. Для примера: в прошлом году все очень хотели научиться программировать на Java, а в этом — резко переориентировались на Python. В следующем году, подозреваю, что будет новый язык. Комплексные университетские программы, рассчитанные на несколько лет обучения, так быстро под спросы целевой аудитории пересобрать практически нереально.

Как это прогнозируется и встраивается в методический процесс? Может быть, проводятся исследования, отслеживается динамика спроса, а затем программа обновляется к началу учебного года?

Здесь нужно разделять методику и практику. Есть методологии, по которым нужно учить студентов, и это нечто базовое, как учиться ездить на велосипеде. Научился ездить на первой модели, и дальше свободно передвигаешься практически на любых велосипедах. Эта методология тоже требует обновлений, но не так часто, как непосредственно практические образовательные программы.

В то же время велосипеды модернизируются, приобретают новые технические качества, например, растет количество скоростей, которые нужно научиться переключать, появляются новые аксессуары. Это удобно, но требует формирования определенных навыков эксплуатации и технической поддержки такого транспорта.

Информационные технологии развиваются гораздо интенсивнее, чем велосипеды. И с высокой точностью предсказать, что изменится даже в ближайшие пару лет, на мой взгляд, невозможно. Это моя личная экспертная оценка. Я уже почти 30 лет в ИТ, и каждый раз что-то происходит революционно новое, о чем еще вчера не думали и не знали. Сейчас на большом хайпе находится искусственный интеллект и информационная безопасность. Что будет через год — неизвестно. В любом случае информационная безопасность, конечно, свою актуальность не потеряет, потому что это важная составляющая любой ИТ-инфраструктуры, любого современного предприятия. Но актуальность для сферы не всегда коррелирует с популярностью и повышенным спросом у абитуриентов и других участников рынка.

С хайповыми направлениями понятно — спрос на обучение тут временный и вскоре перебивается новым модным веянием. А фундаментальная основа тоже устаревает? Если да, то через какой период? Ну, условно, раз в три года ее надо обновлять или чаще/реже?

В идеале обновляться нужно все и как можно чаще. Если посмотреть на Microsoft, IBM, там, или Google, других мировых вендоров, то обновление к их продуктам выходит ежедневно. И, в частности, по информационной безопасности, потому что находятся какие-то новые уязвимости, требующие устранения. Большинство изменений вносится через стандартную процедуру обновления ПО, но отдельные требуют внедрения новых процессов, корректировки политик безопасности и т.д. ИБ-специалисты должны отслеживать необходимость таких изменений и совершать соответствующие действия.

Программы высшей школы просто не получится обновлять ежедневно, потому что сам образовательный процесс имеет свои стандарты и закономерности. Но раз в полугодие корректировать их вполне реально. По примеру Университета Иннополиса могу сказать, мы старались обновлять наши программы в середине и в конце учебного года.

Насколько лет вузовское образование в области ИБ в России отстает от передовых мировых стандартов? Может быть, вы проводили какие-то исследования на эту тему?

Не факт, что мы вообще от них отстаем. Университета Иннополис сотрудничает с тремя вузами, удерживающими международное лидерство в области ИТ и ИБ. Это Университет Карнеги-Меллон, при котором построен CERT — Центр информационной безопасности Соединенных Штатов, Университет Амстердама и с Национальный Университет Сингапура. В рамках партнерства идет обмен как преподавателями, так и образовательными программами. И оказалось, что где-то экспертиза у нас выше, где-то у них выше. Поэтому я бы не сказал, что в преподавании наши ведущие ИТ-вузы драматически отстают от передового международного опыта.

А как отбирали партнеров? Это передовые вузы в области ИТ и ИБ?

Обычно со статусом престижных и передовых университетов ассоциируются Гарвард и Оксфорд. Они, действительно, известные вузы и очень хорошие, но они классические. В ИТ-сфере престижной считается другая когорта вузов, которые не так раскручены. К примеру, про Университет Карнеги-Меллон мало кто знает, хотя это признанный мировой лидер в области ИТ-образования. Находится в штате Массачусетс, США.

Кто сейчас преподает ИБ-дисциплины?

Это большая тема. Проблема не нова, в стране в девяностые и в начале нулевых, преподаванием информационных технологий, мягко говоря, занимались не в должной мере. Поэтому, когда запускался Университет Иннополиса, специалистов-практиков по искусственному интеллекту, робототехнике и другим инновационным технологиям среди педагогического состава почти не было. Вузу пришлось повторять опыт Сталина и Петра Первого и приглашать иностранцев. И примерно 70 процентов из них сейчас продолжает преподавать в Университете Иннополис. И надо сказать, что картина хоть и изменилась, но не сильно, потому что запустили аспирантуру и элективы (углубленное изучение предметов по выбору студента) по этим направлениям. К сожалению, за короткий промежуток времени невозможно выпустить огромное количество именно профессоров с большой буквы, которые могут делать исследования, писать статьи в престижные научные журналы. Сейчас таких экспертов немного, поэтому вузы их переманивают друг у друга.

Нужно ли вузу больше лекторов-практиков?

Те, кто умеют что-то делать руками или развивать бизнес-проекты, как правило, не умеют преподавать. И наоборот, те, кто умеют преподавать, как правило, плохо умеют что-то делать руками. Это мировая тенденция и мои личные наблюдения. Когда-то мы запускали проектное направление в Университете Иннополис, планировали озадачить наших преподавателей практикой и на выходе получить фабрику проектов. Нет, не взлетело. Оказалось, что они хороши в науке и передаче знаний студентам, но проекты делать не умеют, т.к. это отдельная компетенция. Получается, преподаватели должны преподавать, а проекты делать, соответственно, инженеры, архитекторы и те, кто это умеют делать. Практики должны делиться мнениями и экспертизой, обогащать образовательные программы живыми кейсами, предлагать упражнения для закрепления hard-skills.

Есть и такая особенность, что часть преподавателей трудится в нескольких вузах на нескольких ставках. В понедельник в одном университете, во вторник — в другом и т.д. А в вопросах интенсивной практики очень выручают технологические партнеры. В том числе, такие проекты ИТ-компании Innostage, как Студенческий SOC (центр реагирования на цифровые угрозы, где студенты отражают хакерские атаки, направленные на вуз) и кибербитва для студентов и аспирантов.

Как активно будет трансформироваться ИБ-образование ближайшие годы?

Это во многом зависит от технологических компаний, сотрудничающих с вузами. И в частности, от Innostage, как провайдера цифровой устойчивости и ведущего интегратора в сфере информационной безопасности. Важно, какую стратегию мы выберем и как мы отработаем с нашими партнерами. Мы сейчас активно продолжаем эту работу и, думаю, выведем ее на новый уровень.

Интервью получилось большое, здесь приводится его первая часть. В продолжении обсуждаем с Кириллом Семенихиным, как ИБ-образование трансформируется под запросы работодателей, нужно ли вузам больше преподавателей-практиков и стоит ли в формировании образовательных программ учитывать когнитивные особенности поколения зуммеров.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Лидер в сфере кибербезопасностиВходит в топ-30 рейтингов ИТ-компаний и топ-8 рейтингов компаний сферы информационной безопасности
8 место в Рейтинге ИБ-компанийВходит в топ-8 Рейтинга крупнейших ИБ-компаний России (по итогам 2022 г., TAdviser)
В топ-3 ИТ-поставщиков ТЭКInnostage на 3 месте Рейтинга крупнейших ИТ-поставщиков в отрасли ТЭК (по итогам 2022 г., TAdviser)
Эксперт по безопасной разработкеЛидер рейтинга «Крупнейшие поставщики решений в области безопасности приложений 2022» CNews Analytic

Профиль

Дата регистрации05.12.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Татарстан (Татарстан) респ., г. Казань, ул. Подлужная, дом 60, оф. 101
ОГРН 1191690099028
ИНН / КПП 1655428600 165501001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия