Страхование спецтехники: от ОСАГО до ответственности
Шины, износ, ошибка оператора: что нужно знать о страховании корпоративного транспорта и спецтехники: эксперт АСТ о рисках и оптимизации страховых программ

С 2008 года в страховании. Получил фундаментальные знания по страхованию в крупных СК. Курировал брокеров на стороне страховщика по всем видам страхования: транспорт, имущество, личные виды.
Спрос на страхование корпоративного транспорта и спецтехники растет благодаря ключевым трендам: обновление парков, госзаказы, внедрение телематики и систем мониторинга для расчета тарифов, влияние импортозамещения запчастей на стоимость ремонта и выплат, развитие цифровых сервисов для урегулирования убытков.
Мы провели интервью с Алексеем Кимом, руководителем направления по работе с корпоративным транспортом и спецтехникой страхового брокера АСТ, чтобы разобраться во всех нюансах и вызовах отрасли на 2026 год.
Алексей, на какие виды страхования может рассчитывать владелец спецтехники?
Алексей Ким: прежде всего нужно отталкиваться от типа техники. Если мы говорим о машинах на колесной базе, способных развивать скорость больше 20 км/ч, то оформление полиса ОСАГО — это обязательное требование закона. Следующий логичный шаг — это КАСКО, которое можно и нужно дополнять страхованием гражданской ответственности (ДСАГО) при работе вне дорог общего пользования. Это базовый набор.
Есть еще продукт, который покрывает финансовые риски с помощью до шести лизинговых платежей по технике, находящейся долгое время в ремонте.
А что именно в вашей компании принято считать спецтехникой? Есть ли четкое определение?
Алексей Ким: Безусловно. К спецтехнике относятся машины и механизмы, не предназначенные для перевозки людей или грузов по дорогам общего пользования. Основным документом является ПСМ (паспорт самоходной машины).
Их задача — выполнение конкретных работ на объектах. Это экскаваторы, погрузчики, краны, буровые установки, асфальтоукладчики, то есть все, что работает на стройплощадках, в карьерах, на промобъектах.
Предположим, компания хочет застраховать весь свой автопарк спецтехники по КАСКО. Какие риски обязательно должны быть в полисе?
Алексей Ким: Основу любого полиса КАСКО составляют два ключевых риска: ущерб и хищение. Если техника выезжает на дороги общего пользования, то абсолютно необходимо добавить риск ДТП на дорогах общего пользования. По сути, это защита от самых частых инцидентов, провоцирующих высокую финансовую нагрузку.
Какие риски считаются стандартными, а какие предлагаются как опция?
Алексей Ким: В стандартный пакет, как правило, входят ущерб от ДТП, пожара, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц, авария.
А вот опционными являются поломки (механические повреждения): повреждение при погрузке/разгрузке, бой стекол, фар, зеркал. И очень важно включить гражданскую ответственность перед третьими лицами.
Покрывается ли техника круглосуточно независимо от того, работает она, находится на стоянке или перевозится?
Алексей Ким: Да, это одно из ключевых преимуществ правильно составленного полиса. Техника защищена 24/7, но только от тех рисков, которые прямо предусмотрены в договоре. Если вы, например, не добавили риск «повреждение при погрузке», то инцидент в этот момент покрываться не будет.
Перейдем к стоимости. Как рассчитывается страховой взнос? От какой стоимости техники — балансовой, рыночной, новой?
Алексей Ким: Чаще всего страховая стоимость определяется по текущей рыночной цене аналогичной техники. Реже, в основном по требованию бухгалтерии, страхуют по балансовой стоимости. Но рыночный подход более корректен, так как он реально отражает стоимость восстановления или замены.
Что сильнее всего влияет на итоговую цену полиса?
Алексей Ким: Факторов много, особенно при страховании парка. Ключевые из них — комплексный подход к страхованию всего парка, а не единичных машин; статистика убыточности по предыдущим страховым случаям; набор рисков для финансовой защиты; характер и место использования, а также наличие и размер франшизы.
Как владелец техники может снизить стоимость страхования?
Алексей Ким: Есть несколько действенных способов. Первый — выбрать комплексный подход по всем видам страхования. Второй — применить франшизу, это снижает цену страхового полиса. Третий — оптимизировать набор рисков, убрав те, вероятность которых в ваших условиях минимальна. Четвертый — предоставить полную и прозрачную информацию по парку, что снижает неопределенность для страховщика. Например, влияет место эксплуатации: работа в карьере опаснее, чем на огороженной стройке.

О франшизе: каков ее размер вы рекомендуете для спецтехники?
Алексей Ким: Универсальной рекомендации нет — все зависит от финансовых возможностей клиента и его готовности самостоятельно покрывать мелкие ремонты. Размер и тип франшизы (безусловная или условная) всегда обсуждаются индивидуально под конкретного клиента и специфику его техники.
Дают ли скидки за дополнительные меры безопасности, например GPS-трекеры или охраняемую стоянку?
Алексей Ким: Да, конечно. Установка систем мониторинга и GPS-трекеров, а также хранение на охраняемой территории — это весомые аргументы для страховщика снизить тариф, так как эти меры напрямую уменьшают риски хищения и позволяют контролировать режим эксплуатации.
Есть ли в вашей компании ограничения по стажу и квалификации машинистов?
Алексей Ким: В наших стандартных программах таких жестких ограничений нет. Мы понимаем, что рынок труда разнообразен. Однако, безусловно, наличие квалифицированного персонала с большим опытом положительно влияет на общую оценку риска.
На какой территории действует полис?
Алексей Ким: Территориальное действие — это один из ключевых пунктов, который всегда прописывается в правилах страхования выбранной компании. Обычно полис действует на всей территории РФ. Но важно внимательно читать исключения: часто из покрытия вычеркивают зоны боевых действий и некоторые регионы Кавказа.
Можно ли застраховать технику, взятую в лизинг или аренду?
Алексей Ким: Да, это отдельно отмечается в договоре страхования.
Страхование корпоративного транспорта и спецтехники — это правильная защита рисков.
Обязательно работайте со страховым брокером, который имеет опыт именно в этом сегменте. Он поможет правильно описать риски, найти страховщика, покрывающего выбранные риски и опции, и согласовать все тонкости договора.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты


