Роль музеев в психологическом благополучии: переосмысление пространства
24 и 25 июня Московский институт психоанализа принял участие в международной конференции в Еврейском музее и центре толерантности
Московский институт психоанализа принял участие в международной конференции, посвященной роли музеев в поддержании ментального и эмоционального благополучия, под названием «Пространство трансформации: музеи для ментального и эмоционального благополучия».
В течение двух дней, 24 и 25 июня, Еврейский музей и центр толерантности стал площадкой для дискуссий между ведущими мировыми экспертами, уважаемыми российскими учеными, психологами и музейными работниками. Главной темой стало изучение возможностей интеграции культурных пространств в психотерапевтические практики. МИП представили Александр Асмолов, Надежда Бороздина и Валерия Кузнецова, поделившись своим видением современной роли музеев.
Конференция, проведенная в России на международном уровне, собрала свыше 300 специалистов со всего мира для переосмысления миссии музеев. Участники обсудили трансформацию музейного пространства из места хранения артефактов в платформу для открытого диалога, способствующую новому опыту и позитивным изменениям в обществе.
Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Московского института психоанализа, в своей лекции «Люди в музее: смыслы и ценности» рассказал о ключевых идеях человекоцентричной трансформации музеев, подчеркнув, что музеи — это не просто хранилища памяти, а пространства для социальных коммуникаций, сохраняющие связь времен. Он отметил роль музеев как «сосудов достоинства», поддерживающих свободу и помогающих работать с памятью для предвосхищения будущего.
Валерия Кузнецова, клинический психолог, арт-терапевт, преподаватель МИП, в рамках панельной дискуссии об инструментах психотерапии в музеях, обратила внимание на недостаточную осведомленность о возможностях музейной арт-терапии и ограниченное количество исследований в этой области. Она подчеркнула, что МИП уже реализует образовательные программы, исследующие эффективность арт-терапии, и ведет просветительские проекты, раскрывающие терапевтический потенциал искусства.
Надежда Бороздина, историк, преподаватель Департамента культурных исследований МИП, представила доклад о роли музеев в образовании. По ее мнению, музеи являются эффективным инструментом для профессионального и личностного развития студентов. Она предложила расширять сотрудничество между музеями и университетами, использовать исторические здания кампусов в образовательном процессе и создавать совместные интерактивные пространства, опираясь на опыт РГГУ и МИП.
В конференции также приняли участие международные эксперты, такие как Александр Бьюссе из Университета Лаваль (Канада), Джоана Симонес Энрикес из Лиссабона и Марлизе Сванепоэль из ЮАР. Российские разработки представили специалисты ведущих музеев страны.
Участники конференции высоко оценили российские практики музейной терапии и инклюзивной работы, договорившись о продолжении сотрудничества и обсудив создание профессионального сообщества экспертов в области культуры и психологического здоровья.
Организаторами мероприятия выступили Центр толерантности Еврейского музея, Благотворительный фонд «Доброта Севера», ИКОМ России, МИП, Агентство социальной информации и Psychologies.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети



