IT-обучение для детей: образовательные траектории
IT-траектория для детей: как за 9 месяцев освоить навыки для будущей профессии? Рассказывает эксперт

Основал школу программирования для детей в 2017 году
Сегодня детское IT-обучение вышло за рамки развлекательно-развивающих кружков и стало ориентированным на реальную профессию. Так родители и дети могут выстроить продуманную образовательную траекторию — систему из 2-3 курсов. Они за 9 месяцев дадут уверенные навыки в конкретной области. О том, как устроены эти треки и как выбрать среди них подходящий ребенку, рассказывает Вадим Бордик, основатель школы PIXEL.
Вадим, расскажите, для чего в программирования и IT для детей нужны образовательные траектории?
Как правило, рынок требует от специалиста владения целым стеком технологий. Например, чтобы стать дата-сайентистом, недостаточно выучить Python, нужно еще знать SQL, работать с базами данных, хотя бы немного понимать английский. Поэтому, чтобы полноценно подготовиться к будущей профессии в IT, одного курса для детей не хватит — необходимо осваивать сразу несколько инструментов.
Потому в PIXEL появились образовательные траектории. Их цель — подготовить учеников к реальным задачам индустрии и охватить все необходимые для определенной специальности программы, фреймворки и библиотеки.
Какие образовательные траектории есть в школе?
Для разных возрастов разные. Если подростки на курсах решают задачи, приближенные к реальным, то младшие школьники только знакомятся с необходимой базой: учат основные понятия, развивают логику и создают небольшие проекты.
Сейчас у нас развиваются 3 обучающих направления: разработка игр и геймдизайн, дизайн цифровых продуктов и веб-разработка — фронтенд, бэкенд или фулстек по выбору.
Чем выстраивание траектории IT-обучения для детей отличается от того, чтобы последовательно проходить разные курсы с нуля?
Во-первых, траектория экономит время. Если проходить курс за курсом, это займет несколько лет. За этот период изученное в начале начнет забываться. В рамках образовательной траектории занятия идут 2-3 раза в неделю. Программа рассчитана на 9 месяцев.
Во-вторых, это позволяет родителям не собирать необходимый пакет курсов самостоятельно. Ведь не все папы и мамы — IT-специалисты и понимают, что нужно учить для той или иной профессии. А в траектории уже учтены все необходимые навыки.
В-третьих, за счет того, что ребенок проходит несколько курсов одновременно, он лучше понимает, как связаны те или иные инструменты.
От чего отталкиваться родителям при выборе образовательного маршрута? Как в PIXEL определяется, с какого направления ребенку лучше начать?
Маршрут зависит от возраста, уровня подготовки, интересов. Как и многие IT-школы для детей, начинаем с пробного занятия. После него методист рекомендует ученику индивидуальный маршрут.
Предположим, что пришел школьник 11 лет, который обожает Minecraft. Как может выглядеть его IT-траектория в вашей школе до 15 лет? Сможет ли он избавиться от зависимости от игр?
Для детей с 10 лет есть IT-траектория, где ученики создают игры в Minecraft, а потом переключаются на Python. Python, в свою очередь, открывает широкий выбор специализаций. Потому ребенок может продолжить изучать библиотеки и фреймворки Python либо переключиться на геймдизайн.
Что касается зависимости от игр, это индивидуально — все ребята разные. Кто-то на курсах быстро переключается на создание игр или, например, программирование модов.
Часто ли дети хотят сменить направление — например, уйти с создания игр на веб-разработку? Возможно ли сделать это в процессе обучения?
Первые уроки IT у нас разработаны для детей 5-6 лет. Ребята только знакомятся с программированием, и запросов сменить направление от младших учеников практически не поступает.
С подростками дело обстоит иначе, так как речь уже идет о выборе профессии. Тем не менее такое происходит редко, а если происходит, мы стараемся обязательно идти навстречу. Хотя сменить учебное направление, предположим, в середине года сложно — группа, куда можно перевести ребенка, уже ушла далеко вперед.
Какая роль в IT-обучении отводится портфолио? Помогают ли детям его оформить?
Во всех курсах выбранной траектории есть учебные проекты в конце модуля. Самый большой и масштабный итоговый проект. Старшеклассники могут включить эти работы в портфолио.
Что происходит, когда у ребенка на сложном этапе падает мотивация? Какие инструменты есть у школы и преподавателя, чтобы помочь ему преодолеть трудность?
Снижение мотивации — естественная часть любого обучения. Наша задача в этот момент — сделать из трудности точку роста. Чтобы поддержать ребенка, подключается преподаватель. Он задает наводящие вопросы, разбирает ошибки, приводит аналогии из других проектов ученика. Ребенок не остается один на один с проблемой.
Кроме того, помогает геймификация, короткие цели, поддержка сообщества и одногруппников. Ребенок понимает, что все сталкиваются со сложностями и преодолевают их.
Если не говорить о конкретных языках и программах, какой самый важный навык или качество, на ваш взгляд, должна дать ребенку любая IT-траектория?
На мой взгляд, кроме прикладных навыков, это еще и полезные soft skills: умение учиться, адаптироваться к изменениям сферы, общаться внутри команды.
Если обобщить все сказанное: каков должен быть самый первый шаг для родителя и ребенка в IT?
Не откладывать, а заниматься — сходить на пробный урок или посмотреть бесплатный IT-курс для детей. Это поможет понять, интересна ли сфера ребенку и готов ли он начать учиться.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании



