РБК Компании

Архитектор Наталья Сальник поделилась секретами своей работы

Что общего у архитектора и искусственного интеллекта и почему не стоит выбирать дизайнера по картинкам в интернете? Отвечает архитектор с тридцатилетним опытом
Архитектор Наталья Сальник поделилась секретами своей работы
Наталья Сальник
Наталья Сальник
Основатель и руководитель

Основатель архитектурного бюро. В профессии более 30 лет. Занимается частной архитектурой. Имеет большое количество реализованных проектов в России и за рубежом

Подробнее про эксперта

  Расскажите, почему решили стать архитектором?

Я с детства любила рисовать. Когда мне было три, мама купила мой первый набор красок. Окружающие предостерегали: краски у такого маленького ребенка — это риск испорченной мебели и обоев. Однако пессимистические прогнозы не оправдались — я обращалась с кистью осознанно и правильно. Потом была городская выставка рисунков по мотивам сказок. Я приняла в ней участие, и меня пригласили в художественную школу, где я проучилась 5 лет.

Вуз выбрали из-за вашего увлечения рисованием?

Не совсем. Вообще, у меня была сильная математика, выигрывала олимпиады, поэтому планировала поступать на мехмат. Но однажды к нам в школу пришел главный архитектор города (прим.: родной город Натальи — Магнитогорск). Она рассказывала о своей профессии, о том, как это интересно и важно, но надо иметь начальное художественное образование, чтобы учиться на эту специальность. У меня оно было, и я изменила планы: подготовилась и поступила в Свердловский архитектурный институт, отлично училась, получила красный диплом.

Вы стали заниматься частной архитектурой сразу после института?

Нет. Во время учебы в вузе мечтала проектировать мега-турбо объекты (аэропорты, торговые комплексы и т.д.). Моя дипломная работа — это большой ледовый дворец для зимних видов спорта. Получился опережающий время, но весьма реалистичный проект. Тогда таких не строили. Только недавно нечто подобное было реализовано в Дубае. После защиты один мой преподаватель привел меня в большой проектный институт, где я сделала первые шаги в профессии и научилась тому, чему не учат в вузах. Я благодарна этому этапу своей профессиональной жизни за опыт. В таких организациях ты действительно можешь создавать нечто большое и масштабное, но, к сожалению, ограничен задачами, которые перед тобой поставили.

Архитектор Наталья Сальник поделилась секретами своей работы

Наталья Сальник: «Проектирование дома — это большое поле для творчества. Ты создаешь проект от и до. Каждый винтик — твоя зона ответственности. А в случае с масштабными объектами ты сам винтик, поскольку работаешь в команде, где каждый является частью единого механизма».

Я могу работать по 16 часов подряд, но не люблю зависеть от графиков работы, пожеланий начальника и задержек со стороны коллег. Есть вдохновение — творю. Ведь муза не приходит по заказу с 9.00 до 18.00.

Где вы черпаете вдохновение?

В поездках. Обожаю мегаполисы, объездила практически всю Америку и Юго-Восточную Азию. Каждый отпуск для меня — творческая командировка. Всегда составляю маршрут таким образом, чтобы увидеть шедевры архитектуры великих мастеров, которые мне интересны. Невозможно сделать роскошный интерьер, если ты никогда не видел образца вживую. Поэтому задача архитектора, который хочет расти и развиваться в профессиональном плане, бывать в «интерьерах» и впитывать увиденное.  

Наталья Сальник: «Архитектор — как искусственный интеллект, который аккумулирует большое количество данных, пропускает через призму своего восприятия и на основе этой массы информации и личного творческого потенциала выдает уникальный результат».

Получается, архитектура, дизайн — это больше про творчество? Или все-таки опыт, знания, навыки превалируют?

50 на 50. Если долго и самоотверженно заниматься каким-то делом, даже не имея к нему врожденных склонностей, в конечном итоге научишься и добьешься результатов. Однако для архитектора творческий потенциал, задатки, вдохновленность своим делом очень важны. Архитектор — трудная профессия. Я 12 лет училась. Первые три года в институте мы все не поднимали головы — постоянно что-то чертили, учили, рисовали. И после вуза необходимо все время развиваться и совершенствоваться, следить за тенденциями, иначе профессионалом не стать. Без любви к делу и способностей выдержать такую нагрузку непросто. 

А можно ли освоить профессию, например, за год, на курсах? Сейчас много таких предложений.

Это нереально. Даже хороший студент после вуза и нескольких лет обучения не способен создать безупречный проект. Нарисовать-то сможет, но красивая картинка не будет иметь ничего общего с реальностью. Я вижу много таких «картинок» в интернете и, к сожалению, в жизни, когда ко мне приходят и просят переделать проект или  перестроить наполовину готовый дом. Это потеря времени и огромных денег.  Беда в том, что не профессионалу трудно увидеть обманчивость красивой обертки. Если раньше архитектора выбирали «по сарафанному радио», то сейчас — по количеству публикаций и медийной активности. Это, увы, путь ошибок и большой риск.

А как не ошибиться тогда и выбрать действительно хорошего архитектора?

Лучше по старинке — знакомства, рекомендации. Либо смотреть не рекламные обработанные картинки на сайте и в соцсетях, а фото реализованных объектов. У меня не очень большое портфолио, потому что клиенты не разрешают профессиональные фотосессии в своих домах по завершении работ. Однако есть коллекция фото, необработанных, снятых на телефон, с инструментами и рабочими в кадре. Они не самые презентабельные, но на них — объективная реальность. По таким материалам можно судить о профессионализме архитектора. 

Кроме того, стоит всегда задавать вопрос: «Кто будет заниматься моим проектом». Опытный архитектор «с именем», открывая свое бюро, берет в штат людей. Когда команда 10+ человек, сложно оставаться архитектором. Ты уже больше администратор: выдаешь техзадание, исправляешь ошибки и все контролируешь. Что в итоге получается? Представьте, вы пришли на концерт суперзвезды. Маэстро вышел, поприветствовал публику и покинул сцену, а его песни исполнил бэк-вокалист. С большими бюро получается примерно такая история.

Наталья Сальник: «Мне интересно заниматься именно архитектурой. Поэтому моя команда — это помощники, но не делегаты. Если человек приходит ко мне, то будьте уверены: проект его дома от концепции до реализации вести буду именно я, а не вчерашний студент под моим руководством. Лучше я сделаю меньше, но со 100% уверенностью в результате».

Помимо вдохновения и опыта, какие качества необходимы архитектору для успешной работы?

Работоспособность и дотошность. Я не перфекционист, но мне важно довести проект до совершенства в моем восприятии. Буду прорабатывать и менять даже те «хромающие» детали, которые не заметит ни заказчик, ни кто-либо посторонний. Я-то их вижу и не успокоюсь, пока не исправлю и не добьюсь, чего хотела.

Кроме того, важно умение общаться с людьми. 50% моей работы связано с психологией. Одно дело, когда разрабатываешь проект гостиницы «для всех», другое — дом, «крепость», очаг для человека. Ты должен погрузиться во внутренний мир заказчика, его желания, учесть принципы, ценности и образ жизни. Даже понятие уюта у всех разное. Для одного — это огонь в камине и пушистый плед. Для другого — современные высокотехнологичные апартаменты с системой «умный дом». Задача архитектора — это почувствовать и воплотить.

Наталья Сальник: «Я получаю свою порцию счастья, когда заказчик заходит в дом и искренне говорит, как ему все нравится, а потом приходит опять, если появляется необходимость в моих услугах. Радость человека, который получил дом своей мечты — моя мотивация и главная награда».

Кстати, после реализации проекта мы с заказчиками тоже общаемся. Мне важно получать обратную связь. Люди делятся тем, как то или иное решение ведет себя в плане удобства, практичности и т.д. Эта ценная информация позволяет каждый последующий проект делать еще более совершенным.

Вы принимаете участие в строительстве по вашим проектам?

Безусловно. За всю мою практику только пара разработанных мною проектов не были воплощены в жизнь по разным объективным причинам. Все остальные я вела от концепции до реализации. У меня большой опыт работы со строителями, что, безусловно, помогает. Знаю о строительных технологиях, свойствах материалов и т.д. В своих проектах прорабатываю все нюансы, детали и узлы. Получается подробная инструкция для строителей. Им не приходится что-то додумывать и сочинять — только стараться следовать чертежам и не ошибаться. Такой подход дает возможность успешно реализовывать «удаленные» проекты. У меня, например, были объекты в Швейцарии, Петропавловске-Камчатском.

Архитектор Наталья Сальник поделилась секретами своей работы

Наталья Сальник: «Я координирую все свои проекты. Каждые 2 сантиметра расхождений строители обязаны обсудить со мной. Поэтому дома по моим проектам получаются даже лучше, чем на картинке, согласованной с заказчиком». 

Расскажите о вашей мечте.

Я бы хотела творить и работать как можно дольше. Известнейший американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт разработал свой величайший проект — Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, когда ему уже было за 90 лет. Так что верю: у меня впереди много времени, а потенциала, энергии и желания точно хватит. Ведь я из тех счастливчиков, о которых говорят: «Он выбрал дело по душе, и ему не пришлось работать ни дня в своей жизни».

Блиц-опрос

Кто я?

Архитектор и человек.

Куда я иду?

Вперед к самореализации и воплощению моего творческого потенциала. Считаю, что самореализация — это путь счастья для каждого человека.

С кем я иду?

Одна. У меня, безусловно, есть попутчики: коллеги, друзья, родные, партнеры. Мы идем параллельно, поддерживая друг друга. Однако у каждого своя дорога.

Зачем я иду?

Чтобы создать что-то полезное, прекрасное и оставить свой след на Земле. Не из-за тщеславия, а для людей.

Наталья, благодарим вас за искренность и такой интересный и содержательный разговор. Желаем новых увлекательных и масштабных проектов и реализации всех планов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации25.07.2018
РегионМосковская область
ОГРНИП 318505300082375
ИНН 744409967790
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия