Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Почему пришло время перейти с карго на белый импорт

Новые реалии рынка электронной коммерции диктуют выход из тени
Почему пришло время перейти с карго на белый импорт
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью GigaChat
Алексей Тюльпин
Алексей Тюльпин
Основатель и руководитель проекта «Стандарт-Москва»

Более 10 лет в сфере сертификации продукции в России. За это время основал проект «Стандарт-Москва» и вывел его на региональный и международный уровень

Подробнее про эксперта

Маркетплейсы стали значимой частью российской экономики, вследствие чего внимание регулирующих органов к этой сфере существенно возросло. 31 июля 2025 года Владимир Путин подписал ФЗ от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Документ вступит в силу 1 октября 2026 года. К этому моменту маркетплейсам придется проделать много работы. Селлерам тоже.

Одна из целей нового закона — контроль качества товаров, продаваемых на маркетплейсах. В числе требований к продавцам появится обязанность размещать в карточке товара ссылку на запись о сертификате соответствия или декларации соответствия в реестре.

В октябре этого года Федеральная таможенная служба предложила обязать маркетплейсы также добавлять в карточки импортных товаров таможенные декларации на товар. Это напрямую влияет на бизнес-модели предпринимателей, работающих с импортом. На данный момент это инициатива, а не готовый закон. Но ужесточение контроля на рынке очевидно, а значит, пришло время серьезно пересмотреть свои принципы тем, кто возит карго.

Особенности карго-доставки и ее минусы

Под термином «карго» обычно имеют в виду серую схему доставки через границу, при которой в контейнере едут разные товары, а логисты декларируют их как один. Например, в грузе едут смартфоны, игрушки и стройматериалы, а в декларации на товары указаны только стройматериалы. Остальные товары едут тайком, и, разумеется, при такой схеме никаких деклараций на товары у смартфонов и игрушек не будет — им просто неоткуда взяться.

Обычно это доставка через страны ЕАЭС. Например, закупили товары в Китае, привезли в Казахстан, а уже там переоформили для доставки в Россию. Такая доставка помогает снизить таможенные платежи и налоги, а с 2022 года применяется еще и для того, чтобы скрыть в документах подсанкционные товары. Но она противоречит таможенному и налоговому законодательству, а скоро и продать на маркетплейсе товар, привезенный по схеме карго, станет просто невозможно.

Кроме отсутствия официальных документов и законодательных рисков, есть и другие минусы: товар невозможно отследить, оплачивать придется наличкой, а если груз повредят, никто вам его не возместит.

Зачем ввозить «в белую» с экономической точки зрения

Белый импорт — единственный по-настоящему безопасный путь для любого импортера. Этого уже должно быть достаточно для выбора легального ввоза. Однако есть и плюсы экономического характера:

  • Вас не заблокируют на маркетплейсах. Новые правила могут появиться буквально в тот момент, пока ваш груз едет.
  • Можно продавать товар в крупных сетях. Торговые сети не будут иметь дело с продукцией без соответствующих документов.
  • Доступ к кредитным программам. Банки также предпочитают работать с компаниями, которые ведут прозрачную деятельность.
  • Контроль и сохранность товара. В карго-схемах груз практически принадлежит посреднику до момента доставки, и никакой ответственности за него, кроме обещаний на словах, он не несет.
  • Прозрачность расчетов и налогов. Бизнес правомерно оформляет НДС, учитывает затраты официально и может вернуть часть налогов при импорте.

Работа на перспективу

Попытки сэкономить, используя различные серые схемы, могут дать какую-то кратковременную прибыль, но в сегодняшних условиях контроля это бомба замедленного действия.

Российская таможенная служба уже стала тщательнее досматривать грузы. К примеру, на границе Казахстана и России стоят целые пробки из фур, причем некоторые зависли с сентября. Таможенники требуют предоставления пакета документов, подтверждающих происхождение товара, его стоимость, цепочку поставщиков.

Многие импортеры сейчас ищут точки входа не через Казахстан или Киргизию, на границе с которой тоже скапливаются пробки. Но надо понимать, что мы наблюдаем не разовую акцию борьбы, а систематическую работу госорганов в этом направлении, поэтому проскользнуть уже не получится. Выбирая карго, в любой момент можно потерять товар, деньги и репутацию.

Переход от карго к легальным перевозчикам неизбежен. Бизнес, который сделает это прямо сейчас, обеспечит себе преимущество на рынке: его товар не застрянет на таможне и всегда сможет быть продан. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия