Почему пришло время перейти с карго на белый импорт
Новые реалии рынка электронной коммерции диктуют выход из тени

Более 10 лет в сфере сертификации продукции в России. За это время основал проект «Стандарт-Москва» и вывел его на региональный и международный уровень
Маркетплейсы стали значимой частью российской экономики, вследствие чего внимание регулирующих органов к этой сфере существенно возросло. 31 июля 2025 года Владимир Путин подписал ФЗ от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Документ вступит в силу 1 октября 2026 года. К этому моменту маркетплейсам придется проделать много работы. Селлерам тоже.
Одна из целей нового закона — контроль качества товаров, продаваемых на маркетплейсах. В числе требований к продавцам появится обязанность размещать в карточке товара ссылку на запись о сертификате соответствия или декларации соответствия в реестре.
В октябре этого года Федеральная таможенная служба предложила обязать маркетплейсы также добавлять в карточки импортных товаров таможенные декларации на товар. Это напрямую влияет на бизнес-модели предпринимателей, работающих с импортом. На данный момент это инициатива, а не готовый закон. Но ужесточение контроля на рынке очевидно, а значит, пришло время серьезно пересмотреть свои принципы тем, кто возит карго.
Особенности карго-доставки и ее минусы
Под термином «карго» обычно имеют в виду серую схему доставки через границу, при которой в контейнере едут разные товары, а логисты декларируют их как один. Например, в грузе едут смартфоны, игрушки и стройматериалы, а в декларации на товары указаны только стройматериалы. Остальные товары едут тайком, и, разумеется, при такой схеме никаких деклараций на товары у смартфонов и игрушек не будет — им просто неоткуда взяться.
Обычно это доставка через страны ЕАЭС. Например, закупили товары в Китае, привезли в Казахстан, а уже там переоформили для доставки в Россию. Такая доставка помогает снизить таможенные платежи и налоги, а с 2022 года применяется еще и для того, чтобы скрыть в документах подсанкционные товары. Но она противоречит таможенному и налоговому законодательству, а скоро и продать на маркетплейсе товар, привезенный по схеме карго, станет просто невозможно.
Кроме отсутствия официальных документов и законодательных рисков, есть и другие минусы: товар невозможно отследить, оплачивать придется наличкой, а если груз повредят, никто вам его не возместит.
Зачем ввозить «в белую» с экономической точки зрения
Белый импорт — единственный по-настоящему безопасный путь для любого импортера. Этого уже должно быть достаточно для выбора легального ввоза. Однако есть и плюсы экономического характера:
- Вас не заблокируют на маркетплейсах. Новые правила могут появиться буквально в тот момент, пока ваш груз едет.
- Можно продавать товар в крупных сетях. Торговые сети не будут иметь дело с продукцией без соответствующих документов.
- Доступ к кредитным программам. Банки также предпочитают работать с компаниями, которые ведут прозрачную деятельность.
- Контроль и сохранность товара. В карго-схемах груз практически принадлежит посреднику до момента доставки, и никакой ответственности за него, кроме обещаний на словах, он не несет.
- Прозрачность расчетов и налогов. Бизнес правомерно оформляет НДС, учитывает затраты официально и может вернуть часть налогов при импорте.
Работа на перспективу
Попытки сэкономить, используя различные серые схемы, могут дать какую-то кратковременную прибыль, но в сегодняшних условиях контроля это бомба замедленного действия.
Российская таможенная служба уже стала тщательнее досматривать грузы. К примеру, на границе Казахстана и России стоят целые пробки из фур, причем некоторые зависли с сентября. Таможенники требуют предоставления пакета документов, подтверждающих происхождение товара, его стоимость, цепочку поставщиков.
Многие импортеры сейчас ищут точки входа не через Казахстан или Киргизию, на границе с которой тоже скапливаются пробки. Но надо понимать, что мы наблюдаем не разовую акцию борьбы, а систематическую работу госорганов в этом направлении, поэтому проскользнуть уже не получится. Выбирая карго, в любой момент можно потерять товар, деньги и репутацию.
Переход от карго к легальным перевозчикам неизбежен. Бизнес, который сделает это прямо сейчас, обеспечит себе преимущество на рынке: его товар не застрянет на таможне и всегда сможет быть продан.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании



