РБК Компании

Как WMS помогает управлять несоответствиями на складе

Александр Павлов, генеральный директор «Технологии учета» и эксперт по автоматизации рассказал, как WMS улучшает деятельность склада
Как WMS помогает управлять несоответствиями на складе
Источник изображения: Freepik.com
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Какие типичные нарушения возникают в работе склада

Складская логистика представляет собой систему, включающую множество взаимосвязанных процессов и эффективность этой системы напрямую зависит от согласованности и контроля действий всех отделов компании. Однако, на практике, неизбежно возникают несоответствия, которые могут привести к задержкам, дополнительным расходам и снижению уровня обслуживания клиентов. Управление несоответствиями — это процесс выявления, документирования, анализа и устранения ошибок или отклонений от установленных в компании и законодательством стандартов или процедур.

Несоответствия в складской логистике могут быть значительными и затрагивать различные аспекты деятельности, давайте рассмотрим типичные нарушения на складе:

  • Несоответствие запасов фактическим потребностям.
    Избыток или недостаток товара может быть вызван ошибками в планировании, не верном прогнозировании спроса, отсутствии координации в управлении подразделениями. Проще говоря, это несоответствия количества — разница между фактическим количеством товаров на складе и количеством, зафиксированным в учетной системе. Если работа не автоматизирована, а бизнес растет, появление подобных несоответствий неизбежны.
  • Несоответствие  товаров требованиям по качеству и безопасности.
    Ненадлежащее хранение, транспортировка или обращение с заказами могут привести к повреждениям, что влечет за собой финансовые потери и дополнительные затраты на ремонт, утилизацию или возврат товара поставщикам. Поэтому важно установить четкие процедуры входного контроля и фиксировать данные в записях, вести учет соблюдения параметров влажности и температуры для хранения определенных категорий товаров (пищевые продукты, медицинские товары, лекарства и т.п.), проводить дополнительные осмотры перед отгрузкой, причем не только визуальный осмотр, но и оценка соответствия сопроводительной документации, следить за сроками годности, применять принцип FIFO (First in- First out/Первым пришел-первым ушел), здесь важно установить прозрачную систему прослеживаемости, вручную это сделать крайне сложно. Качественный товар при несоблюдении требований к его хранению и транспортировке может стать не безопасным для потребителя, для определенной категории товаров это критичный фактор.
  • Несоответствие в обработке заказа.
    Неэффективная организация труда, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование или несогласованность процессов могут привести к задержкам в сборке, упаковке и отправке заказов. Отсутствие маркировки, системного подхода к проведению инвентаризаций затрудняют поиск нужного товара, особенно в режиме авралов и сезонных пиков, это снижает эффективность работы склада, как итог задержки в приемке, отгрузке или перемещении товаров, то есть компания неизбежно будет нести дополнительные потери и издержки в виду возникновения несоответствий по времени.

 

Как управлять несоответствиями?

Как управлять несоответствиями

В управлении несоответствиями на складе важно применять системный подход согласно следующего алгоритма:

  1. Идентификация несоответствия, например: ошибочно поставленные, поврежденные, недостающие, просроченные, немаркированные товары идентифицируются по соответствующим группам, далее определяется тип несоответствия  (по качеству, по количеству, по времени).
  2. Документирование несоответствия, заполнение отчета о несоответствии, включая все необходимые данные (дата и время обнаружения, место, тип несоответствия, количество несоответствующих товаров, фотографии или видео как свидетельства). Здесь важно соблюдать стандарт или процедуру, то есть ее нужно разработать. В случае автоматизации система, например, WMS (Warehouse Management System/ Система управления складом) самостоятельно собирает статистику и предоставляет данные за любой период времени в виде нужного отчета, сама ставит задачи персоналу и контролирует ход выполнения, минимизирует возникновение ошибок.
  3. Анализ и классификация несоответствия (например, значительное — опасность для здоровья, безопасности, окружающей среды, влияет на качество продукции, срок годности) и незначительное, которое не оказывает тотального влияния на процесс или конечного потребителя, но является нарушением принятых стандартов и регламентов в компании, ошибки и переделывания в виду человеческого фактора.
  4. Анализ корневых причин возникновения несоответствия, эффективный инструмент для бизнеса это RCA (Root Case Analysis), например: производственный брак, отсутствие входного контроля качества, транспортные повреждения, ошибки в работе персонала — это важнейший этап в рамках процесса управления несоответствиями, потому что недостаточно знать и проблемах, важно понимать откуда они взялись и минимизировать риски повторения в будущем.
  5. Разработка коррекций и корректирующих действий (утилизация, возврат поставщику, исправление, перемещение на изолированную зону, продажа со скидкой). Важно ввести эти процедуры, потому что в случае коррекций (своевременного устранения несоответствия «на месте», без необходимости выделять бюджет или привлекать дополнительные ресурсы для устранения) компания экономит время. В случае возникновения серьезных нарушений потребуются уже корректирующие действия, необходимо предупредить появление этого несоответствия снова, автоматизация позволяет в этом случае собирать статистику и строить прогнозы на основе реальных данных.
  6. Контроль исправления (назначение ответственного сотрудника за разработанные мероприятия по устранению несоответствий, верификация). Какие–то несоответствия можно устранить незамедлительно в рамках коррекций, какие-то потребуют дополнительного времени и ресурсов — это корректирующие действия и важно контролировать выполнение, то есть осуществлять верификацию. Многие компании упускают этот важный пункт и осуществляют «контроль ради контроля», такого быть не должно.

Современные технологии играют важную роль в эффективном управлении несоответствиями склада. Можно использовать доступные инструменты комплексно, например, RFID-метки и автоматизацию процессов, системы видеонаблюдения, чтобы выявлять ошибки и нарушения в работе.

А можно автоматизировать работу склада при помощи WMS и получить результат, потому что несоответствия будут не просто фиксироваться, но и своевременно исправляться, учет и мониторинг всегда будут доступны для принятия эффективных управленческих решений.

Какие бывают ключевые причины возникновения несоответствий  и стратегии их устранения?

Какие бывают ключевые причины возникновения несоответствий  и стратегии их устранения

Система управления складом может отслеживать несоответствия, которые возникают на складе, такие как поврежденные товары, неверно отгруженные товары, ошибки в инвентаризации и т.д., вести записи о каждом несоответствии, включая дату, время, место, тип и описание с указанием ответственного. Важно отметить также следующий этап — WMS будет анализировать данные о несоответствиях, чтобы выявить тенденции и найти причины возникновения ошибок, можно настроить оповещения о несоответствиях, чтобы сотрудники могли быстро реагировать на проблемы и помочь в управлении процессами исправления, например, возврата товаров, замены поврежденных товаров или переупаковки.

Система может создавать отчеты о несоответствиях, чтобы проанализировать их и улучшить процессы на складе.

В качестве примера приведу использование AS WMS для управления несоответствиями:

в части контроля может использоваться для отслеживания и документирования результатов проверок качества товаров, в части управление возвратами может помочь в обработке возвратов товаров, отслеживая их движение по складу и документируя причины возврата. В части управления инвентаризацией — использоваться для обнаружения и исправления ошибок в инвентаризации, например, недостачи или избытка товаров.

Есть несколько ключевых причин возникновения несоответствий:

  1. Влияние человеческого фактора, это самая распространенная причина — ошибки при приемке, инвентаризации, упаковке или маркировке товара. Это происходит вследствие недостаточного уровня стандартизации деятельности, низкой производственной дисциплины и отсутствия корпоративной культуры.
  2. Возникшие технические проблемы: неисправность оборудования в виду отсутствия системного управления техобслуживанием и ремонтом, программные сбои, недостаточная автоматизация процессов. Здесь ключевыми причинами могут выступать такие факторы как отсутствие системного контроля за работой оборудования, отсутствие графиков ППР (планово-предупредительных ремонтов), системы ТОиР (тех.обслуживания и ремонта).
  3. Появление внешних факторов: погодные условия, транспортные задержки, изменения спроса, глобальные изменения в политике и экономике. На эти факторы повлиять никак нельзя, но можно оценить риски и быть готовыми, например, в рамках анализа SWOT (Strengths/сильные стороны, weaknesses/слабые стороны, opportunities/возможности, threats/ угрозы).

Эффективное управление несоответствиями включает в себя, как правило, комплекс следующих мер:

  • профилактика
    Профилактические работы очень важны, потому что это превентивные меры или предупреждающие действия для возникновения несоответствий. Первостепенно это стандартизация — внедрение четких стандартов и процедур для всех складских операций, разработка SOP (Standard Operation Procedure), необходимо регламентировать все процедуры по управлению несоответствиями, далее важно определить роли и обязанности сотрудников в случае возникновения инцидентов, вести записи и мониторинг, связанные с несоответствиями.
    Также соблюдать выполнение регулярной инвентаризации, обновлять требования системы контроля качества, оценивать прозрачность системы прослеживаемости.
  • регулярное обучение и аттестация персонала
    Недостаточно разработать регламенты работы, необходимо вовлекать персонал и периодически оценивать их навыки и компетенции. Необходимо вести мониторинг выполнения ключевых показателей эффективности (KPI) и работать над системой мотивации.
  • анализ причин
    Надо регулярно проводить анализ причин возникновения несоответствий, чтобы своевременно выявлять тенденции и слабые места в системе управления несоответствиями, разрабатывать меры по предотвращению повторения ошибок. Анализ корневых причин нарушений в работе склада играет важную роль, необходимо отметить, что он должен проводиться в рамках системного подхода, учитывая взаимосвязь различных элементов склада, таких как персонал, процессы, технологии, инфраструктура.
  • мониторинг и контроль
    В рамках системного подхода мониторинг и контроль играют важную роль, необходимо вести  статистику несоответствий, отслеживать количество, типы, причины, проводить регулярные проверки и фиксировать эффективность мер по их предотвращению, чтобы своевременно вносить коррективы в работу склада.

Эффективное функционирование склада является ключевым фактором успеха для любой компании, занимающейся производством, торговлей или логистикой. Нарушения в работе склада могут привести к значительным финансовым потерям, задержкам поставок и потере репутации. Поэтому выявление и анализ корневых причин таких нарушений приобретает первостепенное значение для обеспечения бесперебойной работы предприятия.

 

Как WMS помогает управлять несоответствиями на складе

Какие методы можно использовать для анализа причин несоответствий

Анализ причин нарушений в работе склада является сложным, но необходимым процессом для обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия.

Системный подход, использование различных аналитических методов и постоянное совершенствование процессов и технологий позволяют минимизировать риски, повысить эффективность работы склада и обеспечить удовлетворенность клиентов. Управление несоответствиями позволяет повысить точность складских операций, снизить риски и финансовые потери, улучшить уровень обслуживания клиентов, повысить конкурентоспособность компании.

Для выявления и анализа корневых причин нарушений в работе склада можно использовать различные методы, в том числе и из практики бережливого производства:

  • Анализ «5 почему» (проводится рабочей группой, в процессе удается найти корневую причину возникшего несоответствия и найти наиболее оптимальное решение);
  • система «5S» (довольно часто используется в складской логистике и представляет собой «стандарт рабочего места», дисциплинирует персонал и минимизирует потери времени);
  • диаграмма Исикавы (рыбья кость) или визуальное представление возможных причин проблемы, сгруппированных по категориям;
  • SWOT-анализ, анализ сильных и слабых сторон склада, а также возможностей и угроз, которые могут повлиять на его работу в условиях неопределенности.

Важно установить четкие правила и процедуры по управлению несоответствиями, обеспечить доступность информации для всех сотрудников, проводить регулярные обучения по управлению несоответствиями.

Все это — культура качества, где сотрудники заинтересованы в выявлении и исправлении несоответствий, потому что управление несоответствиями на складе — это непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и улучшения. Автоматизация при помощи WMS значительно экономит время и бюджет, потому что ведет аналитику и мониторинг данных, формирует необходимую отчетность, а главное — минимизирует риски возникновения дорогостоящих ошибок.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации09.06.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г.о. город Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН 1116165003008
ИНН / КПП 6165168824 616501001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, оф. 322
Телефон +78632098058

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия