Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Возможен ли бесшовный переход из начальной в основную школу

Начало обучения в школе считается одним из самых волнительных событий. Но есть еще один не менее важный момент – это переход из начальной школы в основную
Возможен ли бесшовный переход из начальной в основную школу
Источник изображения: Пресс-служба школы «Новый взгляд»
Юлия Полянская
Юлия Полянская
Заместитель директора по начальной школе «Новый взгляд»

Награждена грамотой Министерства Образования и науки РФ, дипломант конкурса «Профессиональное признание», финалист конкурса «Учитель года». Участвовала в запуске школ «Летово» и «Хорошкола»

Подробнее про эксперта

Когда ребенок из начальной школы переходит в основную, в его жизни меняется очень многое. Начинается новая глава его жизни, склейка или так называемый шов и, признаемся честно, избежать его в жизненном сценарии попросту невозможно, как невозможно повлиять на смену сезонов в году. А вот сделать его наименее травматичным и плавным вполне в наших силах. Мы заранее покупаем зонтики в ожидании осени, а теплую одежду — в ожидании зимы. Переход происходит для нас без дополнительного стресса от внезапно изменившихся обстоятельств. В идеале также должен быть организован переход из младших классов — с сохранением преемственности в образовательном процессе и минимизацией психологического стресса для детей и родителей. 

Почему надо уделить отдельное внимание этому периоду жизни ребенка? Почему взрослым важно помочь ему включиться в образовательный процесс на новом уровне и легче адаптироваться? Даже при максимально грамотно организованном переходе, меняется очень многое:

  • вместо небольшого количества заботливых преподавателей, появляется множество учителей по разным предметам. В «началке» у ребенка есть несколько значимых для него взрослых, которые проводят с ним много времени. Оставаясь еще ребенком, в 11 лет он сталкивается с большим количеством взрослых, которые спрашивают у него уже только один конкретный предмет;
  • повышаются требования к освоению уже конкретных предметных знаний;
  • расширяется круг общения — классы основной школы формируются подчас из разных школ, разных классов, а на переменах он уже чаще пересекается со старшеклассниками.

И родителям, и учителям в этот момент важно:

  • обеспечить непрерывность образовательного процесса между начальными и основными классами;
  • создать условия для успешной адаптации учеников к новым условиям обучения;
  • поддержать психологическую готовность ребенка к изменениям.

Риски, которые подстерегают учеников при переходе в основную школу:

  • снижение мотивации и академической успеваемости. Хорошо, если у преподавателей есть понятные правила освоения предмета и они информирует родителей именно о динамике академической успеваемости. Индивидуальный фокус в обучении в этот период особенно важен. Сейчас важна именно динамика в получении новых знаний и умений каждого конкретного ребенка. Родителям не надо волноваться, что их ребенок не первый в классе — снижение успеваемости является нормой в этот период. Надо понимать причины и помогать ребенку;
  • повышенная тревожность, «потеря ориентации в пространстве». Тут на помощь придет поддержка классного руководителя в организации графика, по возможности закрепление одного кабинета за классом;
  • нарушение школьных правил, ведь пятиклашка еще только начал осваивать большее для себя пространство. Ему помогут четкое обозначение границ взрослыми, постоянное их проговаривание, понятность и последовательность санкций за нарушения;
  • повышенная утомляемость из-за возросшей нагрузки. Родителям надо следить, чтобы у ребенка была возможность погулять, заняться спортом и реально отдохнуть во время каникул и выходных;
  • появление конфликтных ситуаций в классе, а возможно и параллели. Вместо сформированного постоянного коллектива ребенок знакомится с большим количеством сверстников и старшеклассников. Занятия с психологом, организованные классные события позволяют минимизировать эту проблему;
  • ученическое выгорание из-за появившейся повышенной ответственности. И тут также помогут как психолог, тьютор, так и поддержка родителей.

Как учителя, так и родители могут оказать существенную поддержку ребенку и сделать преодоление этих новых вызов максимально комфортным.

Что могут сделать преподаватели

  • регулярная коммуникация учителей начальных классов с учителями основной школы помогает согласовать подходы к обучению и воспитанию. У каждого ребенка есть свой личный электронный кабинет, например, на сайте mos.ru, где можно посмотреть всю его историю. В этой единой образовательной среде, которую сейчас строят в России, колоссальное количество плюсов, и лучше их использовать;
  • учителям основной школы желательно не допускать обесценивания опыта ребенка фразами: «забудьте, чему вас учили в начальной школе», «уберите ваши игрушки, у вас ЕГЭ на носу». Лучше использовать другие, позитивные конструкции: «Вы выросли и теперь мы будем учиться на новом уровне», «перед вами открылись новые возможности».  У ребенка была целая жизнь, с определенными ценностями, укладом, привычками. Ее не надо обесценивать, но на нее надо опираться. Бережность к среде и ценностям, в которых ребенок рос, преемственность и уважение к опыту ребенка — это, пожалуй, самое важное, что может дать преподаватель пятого класса;
  • проводить совместные события. Проведение совместных уроков, внеклассных занятий и спортивных соревнований способствует знакомству учеников с новыми людьми и подходами. У нас, например, в школе «Новый взгляд», во втором полугодии четвертого класса практикуются совместные уроки учителей начальной школы и учителей-предметников. Это позволяет детям и познакомиться с учителями и заинтересоваться изучением отдельных предметов;
  • оказать эмоциональную поддержку ребенку. Команда всей начальной школы должна заранее готовить детей к предстоящему переходу, рассказывая о преимуществах обучения в основной школе и поддерживая позитивное отношение к учебе. Например, если у нас в школе «Новый взгляд» ученики ездят на выездные мероприятия, то с пятого класса они уже могут участвовать в выездных мероприятиях с ночевкой. Для ребенка это может быть дополнительным плюсом, доказательством того, что он уже «взрослый», даже мечтой. Можно рассказать ему, что с пятого класса, он, например, уже сам сможет покупать еду в школьном буфете. Да, как взрослый;
  • не пугать малышей в начальной школе будущими изменениями: «Вам скоро уже в пятый, а ведете себя как маленькие». Дети пока еще действительно маленькие и ведут себя так, как себя ведут. Все идет своим путем;
  • преподавателям основной школы важно организовать диагностику учебных достижений. Это позволит выявить пробелы в знаниях и своевременно скорректировать образовательный процесс. Очень хорошо, если классный руководитель или преподаватель поинтересуется, что с ребенком происходило в начальной школе, как с ним работали. Это легко сделать, если класс полностью сформирован из учеников той же школы. А вот если есть новички, то помогут как межшкольное общение, так и разговор с родителями. Это очень важно для того, чтобы четко понимать какой ребенок к вам попал и что от него можно ожидать;
  • индивидуальный подход. Пятиклашки — достаточно специфический возраст для учителя. Кажется, что ребята уже почти взрослые и должны сами уметь правильно сесть, быть мотивированными и осознанными. Но это не так! Они еще нуждаются в организации, большей, чем в старшем возрасте, включенности взрослых в их жизнь и с ними еще все-таки хотя бы иногда надо играть и соблюсти баланс между учебой и отдыхом. При этом у них звенят уже первые звоночки пубертатного периода — с его неопределенностями, метаниями, взрослением, в конце концов. Индивидуальные консультации и занятия помогают детям быстрее адаптироваться к новым требованиям и условиям обучения;
  • максимально подробно информировать родителей, уже начиная с августа, о том, что будет происходить с ребенком. Чтобы они не случайно и неожиданно узнавали о, например, каких-нибудь проверочных работах по предмету. Если раньше, в начальной школе, был один преподаватель, который об этом заботился, то сейчас и родителям надо привыкнуть к тому, что им придется, особенно по началу, пристальнее следить за графиком учебной жизни ребенка.

А как могут участвовать родители

  • раннее знакомство с пространством школы и людьми. Особенно, если в пятый класс ребенок пойдет в другую школу или даже здание. Лучше заранее сходить с ним на экскурсию, по возможности познакомиться с преподавателями, условиями обучения;
  • обязательный разговор с учителями. Донесение ценностей, в которых ребенок вырос, его образовательного уровня, возможно каких-то специфических моментов усвоения материалов и обучения;
  • пришло время стать более внимательным к окружению ребенка и его эмоциональным состояниям. В предпубертатном периоде у ребенка наступает время проб и ошибок, поиска себя, и родителю надо быть очень внимательным к его окружению, чтобы ребенок, общаясь с разными детьми, не потерял те ценностные ориентиры, которые уже были в него заложены. Именно семья сейчас играет основную роль. Необходимо очень внимательно смотреть с кем он общается, с кем дружит. Полезно пригласить его новых друзей домой, совместную прогулку или поход в кино и понаблюдать, послушать. Этот период — этакий стресс-тест на доверие между ребенком и родителем. Не потерять доверие, но при этом скорректировать круг общения, чтобы не допустить развития деструктивных ценностей — очень важная задача. Напомню, что родители имеют доступ к электронному журналу посещения школы и туда лучше заглядывать, чтобы сразу увидеть — не выходил ли ребенок за пределы школы, а потом поинтересоваться — почему и куда;
  • постепенно повышать его уровень самостоятельности как в домашних делах, так и в школе. Самостоятельное выполнение домашних заданий, постепенное привыкание к большей ответственности за свою учебную деятельность. Можно также ввести бонусные возможности взросления ребенка: например, его можно записать в какую-нибудь спортивную секцию, о которой он мечтал, или хотя бы уже поговорить об этой возможности серьезно;
  • самим привыкать к большей автономности ребенка. К тому, например, что теперь вы уже вряд ли сможете получить оперативный ответ в школьном чате на вопрос, а что сегодня ребенок ел. Опекающей учительницы «началки» рядом с ним уже нет. 

Все эти сложности, вызовы и вопросы будут сопровождать как родителей, так и преподавателей на протяжении всего первого года основной школы. Но, традиционно, большой путь начинается с первых шагов. И хорошо, если хотя бы формально мы поставим себе своеобразную отсечку по завершению этого шага. Поэтому у нас в школе есть традиционное собрание в конце сентября, когда мы с радость можем сказать — мы запустили корабль в плавание. Удачи нам всем!

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Школа «Новый взгляд»Стала победителем конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства» в 2024 году
Кампус школыПобедитель премии Office Next Awards‘25 в номинации «Лучшее образовательное пространство года»
По национальным стандартамЭкосертификации «Клевер» зданию школы присужден уровень «Золото»

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, 1-й Шибаевский пер., д. 4
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия