Оптимизм, неудачи и эмпатия: что отличает успешного предпринимателя
Максим Киселев, академический директор школы бизнес СберУниверситета, о том, что отличает успешного предпринимателяОкончил МГУ им. Ломоносова по специальности «Психолог, преподаватель психологии» (1982). Степень доктора философии (социология, социальная психология) Йельского Университета (1996)
Уолт Дисней говорил, что зарабатывает деньги ради фильмов, Томас Эдисон — что нашел 10 000 способов, которые не сработают, а Уоррен Баффет уверяет, что к успеху приходят те, кто занимается любимым делом. Вместе с Максимом Киселевым, профессором и академическим директором школы бизнеса СберУниверситета, разбираемся в психологии успешного предпринимателя.
Можно ли научить быть предпринимателем? Предпринимательству как определенному подходу к себе и миру научить невозможно, а обучать компетенциям — можно и даже нужно. Давайте разбираться по порядку.
Польза для клиента
Ключевой аспект успешного бизнеса — понимание проблемы клиента. Джон Рокфеллер считал, что если человек просто хочет заработать деньги, то он их никогда не заработает. Важно давать клиенту ценность. Бизнесы, ориентированные исключительно на заработок, обычно терпят неудачу, потому что не решают реальные проблемы потребителей.
Предприниматель должен понимать, для кого предоставляет услугу и на какой запрос она отвечает. Чтобы это понимать, нужно общаться со своей аудиторией, а также обладать эмпатией и эмоциональным интеллектом.
Осознание собственных способностей
На пути к успеху важно четко понимать свои желания, сильные стороны и иметь план их реализации. Однако зачастую люди сталкиваются с внутренним сопротивлением, боясь сделать первый шаг. Эта боязнь нередко обусловлена привычкой к стабильности и постоянному доходу. Страх перед неизвестностью и страх неудачи мешает многим решиться на перемены.
Психологи утверждают, что мотивация может проявляться двояко: как стремление к успеху или как страх перед поражением. Для тех, кто действительно стремится к успеху, ключевую роль играет вера в победу. За ней идут уверенность в себе и готовность покидать зону комфорта.
Понимание ответственности
Запуская бизнес, предприниматель берет на себя множество обязательств, прежде всего перед клиентами. Нельзя забывать и о команде, основе любого бизнеса: заботиться о создании благоприятной рабочей атмосферы, поддерживать мотивацию сотрудников и обеспечивать их профессиональное развитие.
Ответственность тесно переплетается с локусом контроля, который бывает внутренним и внешним. При внутреннем локусе контроля человек приписывает свои успехи и неудачи собственным действиям. Внешний же предполагает, что успех зависит от внешних факторов. К сожалению, в нашем обществе преобладает именно внешний локус.
Меня заинтересовали исторические корни этого феномена и я начал его изучение с книги Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В ней рассматриваются истоки современного капитализма и формирование внутреннего локуса контроля. В православной традиции, в отличие от протестантской этики, акцент делается на внешние обстоятельства. Считается, что многие события не подвластны человеку. Это формирует иную мотивацию и отношение к ответственности, при котором трудные жизненные условия могут обещать лучшее будущее после смерти.
Метакомпетенции
В условиях современного рынка предприниматели должны развивать метакомпетенции. Важны все те качества, которые описаны в концепции 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.
Также немаловажным является правильный баланс между критическим и креативным мышлением. Первое помогает выявить возможные риски и избежать ошибок, второе — открывает дорогу к инновационным идеям и новым возможностям. Как отмечает Чарльз Сэвидж в книге «Пятое поколение менеджмента», именно инновационность и креативность становятся основными источниками конкурентного преимущества в современных реалиях.
Эмоциональный интеллект и оптимизм
Оптимизм — один из элементов эмоционального интеллекта, которой свойственен большинству предпринимателей. Известная фраза о том, что стакан может быть либо наполовину пуст, либо наполовину полон, в контексте предпринимательства имеет особое значение: предприниматель всегда должен воспринимать стакан как наполовину полный.
Оптимистичный взгляд помогает увидеть возможности там, где другие видят лишь трудности. Способность сохранять позитивный настрой и находить решения даже в самых сложных ситуациях — это основа для успешного ведения бизнеса.
Готовность к риску
Предпринимательство связано с риском, но не все готовы его принимать. В нашей стране стартапов значительно меньше, чем в США, Финляндии или Израиле, где уровень малого бизнеса гораздо выше. Исследования DuPont Safety Consultants, показывают, что пороги восприятия риска у наших соотечественников довольно высоки из-за фаталистического сознания: со мной этого не может пройти. Это приводит к тому, что многие предприниматели могут неосторожно относиться к реальным угрозам. Однако решиться на запуск собственного дела — это уже другая история.
Принятие неудач
На многих международных инвестиционных встречах с лидерами стартапов часто спрашивают о том, как они справляются с провалами. Это важно, ведь успех — умение идти вперед после каждой неудачи. Инвесторы вкладываются не только в технологии, но и в людей, оценивая их психологическую устойчивость и мотивацию в трудных условиях.
Избавление от страха
Страх перед неизвестностью — одно из самых сильных человеческих переживаний, связанное с инстинктом самосохранения. Когда мы сталкиваемся с неопределенной ситуацией, наша психика начинает готовиться к худшему. Однако, не зная, каких угроз ожидать, остается только принять эту неясность и действовать, несмотря на риск. Этот подход называют embrace uncertainty — принятие неопределенности.
Финский миллиардер Пекка А. Вильякайнен в книге «Без страха. Лидеры бизнеса в цифровую эру» подчеркивает разрушительную силу страха, который способен парализовать инициативу. Чтобы достичь успеха, необходимо воспринимать каждое начинание как эксперимент, не забывая о любви к себе и уважении к окружающим.
Мыслить большими масштабами
Для достижения успеха нужно мыслить масштабно. Даже открыв небольшую парикмахерскую, уже можно думать о создании сети. В сознании наших соотечественников и предпринимателей из Силиконовой долины есть интересные различия. В России многие воспринимают свой проект как нечто личное, требующее постоянного внимания и заботы, и неохотно делятся своим детищем с другими. Это формирует своеобразный барьер: хотя рационально было бы предпочесть владение 10% акций в миллиардной компании вместо 100% в миллионной, такой подход пока не получил широкого распространения в отечественном бизнесе.
Существует и другой ментальный барьер: многие российские предприниматели считают, что реализацию своей идеи должны контролировать лично. Когда инвесторы слышат фразу: «Я сам займусь производством», их интерес резко падает, ведь производство связано с высокими рисками и затратами. Гораздо выгоднее передать разработку инновационной технологии тем, кто уже обладает необходимыми ресурсами и опытом на рынке.
Книги для начинающих предпринимателей:
- Рэй Далио, «Принципы. Жизнь и работа»
- Кавасаки Гай, «Стартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела, Кавасаки Гай»
- Пекка А. Вильякайнен, Марк Мюллер-Эберстайн, «Без страха. Лидеры бизнеса в цифровую эру»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты