Логистика для бизнеса в условиях санкций
Как промышленному предприятию сохранить цепочки поставок в условиях санкций: новые реалии глобальной логистики

Сооснователь логистической компании SIGMA
Международные санкции кардинально изменили правила работы для российского промышленного сектора. Ограничение доступа к финансовым ресурсам, политическое давление, ограничения на перемещение, торговые ограничения создали сложную ситуацию для многих отечественные предприятий. О том, что делать бизнесу в этих условиях, рассуждает Татьяна Патужная, сооснователь логистической компании SIGMA.
В логистике есть такое понятие — архитектура цепочек поставок. В нынешних сложных условиях действующих санкций промышленным предприятиям необходимо менять эту архитектуру. Компаниям приходится принимать меры для сохранения, разумеется, по возможности, старых цепочек поставок сырья, расходных материалов и собственной продукции потребителям и одновременно разрабатывать новые логистические цепочки поставки.
Основные логистические вызовы
Из-за санкций возникли многочисленные запреты на экспорт определенных товаров в Россию и импорт российских товаров, особенно в ключевых отраслях, таких как энергетика и технологии. При этом санкции оказывают значительное негативное влияние не только на экономику нашей страны, но и на экономику стран, которые их применяют.
Изменение или полный разрыв маршрутов и партнерских связей привели к тому, что бизнес оказался вынужден за относительно короткое время налаживать новые транспортные маршруты и искать новые рынки.
Удлинение логистических цепочек и дополнительные административные барьеры вызвали увеличение стоимости транспортных услуг. Логистические компании вынуждены искать обходные маршруты, что нередко увеличивает расходы на транспортировку и затраты на топливо. Кроме того, на рост стоимости влияет и необходимость соблюдения дополнительных таможенных процедур и проверок. Задержки на границе, усиление таможенного контроля, усложнение бюрократических процедур замедляют весь процесс поставки и увеличивают операционные расходы компаний.
Вот несколько основных способов противодействия санкционному влиянию.
Перестройка стратегии снабжения
Ключевым направлением становится диверсификация источников поставок. Предприятиям необходимо активно выходить на рынки стран, не присоединившихся к санкциям, заключать соглашения с поставщиками из Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Параллельно нужно развивать импортозамещение — запускать производство отечественных аналогов критически важных компонентов.
Бороться со сложной ситуацией поможет развитие собственной складской инфраструктуры для обеспечения хранения и перевалки грузов. Если сформировать стратегические запасы на периферийных складах, то получится надежный буфер против возможных сбоев. Компании не потребуется занимать основные склады и инфраструктуру для хранения сырья или расходных материалов. Кроме того, по возможности нужно налаживать, реорганизовывать и развивать собственные производственные мощности для замены импортных комплектующих на отечественные аналоги.
Трансформация логистических маршрутов
Разрыв традиционных грузопотоков потребовал разработки альтернативных маршрутов. Сейчас особое внимание уделяется мультимодальным перевозкам, сочетающим морской, железнодорожный и автомобильный транспорт. Это помогает снизить риски и затраты на перевозку в ситуациях, когда доставка одним видом транспорта по тем или иным причинам дает сбой.
Еще один важный момент — организация перевалочных хабов в дружественных странах. Такие хабы позволяют консолидировать грузы и оптимизировать их дальнейшее распределение. Например, операторы, которые работают с азиатскими рынками, вполне могут расширить сотрудничество с хабами на территории Турции, Казахстана, ОАЭ и КНР. Потоки грузов нужно перераспределять таким образом, чтобы исключить прямые поставки из стран, которые поддерживают санкции или находятся под ними.
Цифровизация управления цепочками
Становится критически важным повышение прозрачности и управляемости логистических процессов становится. Внедрение систем мониторинга в реальном времени позволяет отслеживать местоположение грузов и прогнозировать сроки доставки. Автоматизированные системы проверки контрагентов помогают исключить риски работы с санкционными компаниями. Цифровые платформы документооборота ускоряют взаимодействие со всеми участниками цепочки. Использование цифровых решений в целом снижает зависимость процесса доставки от человеческого фактора и снижает риск задержек и ошибок.
Финансовые и административные решения
Санкционные ограничения в банковской сфере потребовали перехода на альтернативные схемы расчетов. Предприятия активно используют расчеты в юанях, дирхамах и лирах через банки дружественных стран.
Очень полезным может быть взаимодействие с государственными органами для участия в консультациях, рабочих группах и программах поддержки для развития логистической инфраструктуры и получения субсидий на логистические издержки.
Гибкость как конкурентное преимущество
Современные условия требуют от промышленных предприятий принципиально нового уровня адаптивности. Умение быстро перестраивать бизнес-процессы, осваивать новые рынки и внедрять инновационные решения становится ключевым фактором конкурентоспособности. Компании, успешно прошедшие трансформацию, не только сохраняют операционную эффективность, но и формируют более устойчивые бизнес-модели на перспективу.
Чтобы упростить задачу, нужно наладить эффективное взаимодействие с логистическими компаниями. Они вполне способны помочь в решении возникающих вопросов и проблем с доставкой и таможенным оформлением.
Адаптация к санкционным реалиям — сложный, но необходимый процесс. Предприятия, которые смогли выработать комплексный подход к перестройке цепочек поставок, создают прочный фундамент для долгосрочного развития в новых экономических условиях.
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



