РБК Компании

Какую роль WMS играет для сферы 3PL логистики

Генеральный директор Технологии учета Александр Павлов поделился экспертным мнением по внедрению WMS для оптимизации работы склада ответственного хранения
Какую роль WMS играет для сферы 3PL логистики
Источник изображения: Freepik.com
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Стремительное развитие электронной коммерции диктует свои правила по планированию и стандартизации основных этапов цепочек поставок и оказанию качественных услуг конечным потребителям. По этой причине эффективное управление операционной деятельностью складов ответственного хранения с минимальным количеством потерь и издержек становится приоритетом для поддержания рентабельности бизнеса. По различным классификациям, можно выделить несколько моделей взаимодействия между платформами электронной торговли, поставщиками товаров и складами:

1PL – все операции складской и логистической деятельности осуществляются владельцем склада, например, электронной платформой без привлечения поставщиков услуг;

2PL – компания предоставляет услуги по транспортировке и хранению товаров на складе;

3PL (фулфилмент), помимо стандартных услуг по транспортировке и хранению компания берет на себя управление процессами складирования и может оказывать дополнительные услуги с добавленной стоимостью за счет привлечения подрядчиков на все необходимые этапы операционной деятельности.

4PL – компания занимается управлением основных складских и логистических операций «под ключ»;

5PL – компания осуществляет планирование и управление всеми необходимыми процессами работы склада, а также торговлю товарами.

3PL становится все более популярным типом управления заказами, предлагая оптимальные и экономически выгодные решения владельцам бизнеса. Склад ответственного хранения обеспечивает надежное хранение и управление движением товаров от имени клиента на всех стадиях (транспортировка, прием, хранение, обработка заказов, отгрузка, управление цепочками поставок) и предоставляет ряд существенных преимуществ:

безопасное хранение: склад гарантирует сохранность товаров благодаря современным системам безопасности, включая видеонаблюдение, обеспечение контроля доступа и условий внутренней среды, высокую противопожарную защиту.

управление запасами: склад оснащен автоматизированными системами управления запасами WMS, которые позволяют отслеживать перемещение товаров в режиме реального времени, контролировать остатки, следить за качеством и безопасностью, оптимизировать потери и издержки.

обработка заказов: склад осуществляет приемку и комплектацию заказов клиентов, обеспечивая точность учета и своевременность выполнения отгрузки, также предусматривает дополнительные услуги, такие как сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка и нанесение стикеров.

снижение затрат: оператор позволяет компаниям избежать дополнительных расходов на содержание персонала и оборудования, оптимизирует складские процессы, сокращает время обработки заказов и повышает скорость доставки.

гибкость и масштабируемость: оператор предоставляет выгодные условия аутсорсингa управления всеми процессами склада хранения, что дает возможность масштабировать бизнес и оптимально распределять затраты.

Оказание услуг по ответственному хранению стремительно растет в различных сферах производства и торговли: косметика, игрушки, продукты питания, фармацевтические и ветеринарные препараты, строительные материалы и опасные вещества, одежда и обувь, сантехническое оборудование, мебель. Поэтому в ближайшем будущем такой тип склада будет играть еще более важную роль в развитии отрасли складской логистики. Также прогнозируется рост применения технологий искусственного интеллекта и автоматизации основных этапов операционной деятельности «под ключ» для оказания услуг аренды складских площадей на высоком уровне с использованием экологически чистых технологий.

В этой статье поговорим о том, как WMS системы помогают управлять всеми процессами склада ответственного хранения 3PL и на что владельцам бизнеса следует обратить внимание при выборе поставщика программного обеспечения для автоматизации процессов.

Какую роль WMS играет для сферы 3PL логистики

Типичные проблемы склада ответственного хранения

Компании, которые оказывают услуги по ответственному хранению сталкиваются со следующими сложными операциями, которые требуют четкого алгоритма при выполнении работ:

  • снабжение клиентов разнообразной тарой и упаковкой для хранения товаров (паллеты нескольких видов, коробки разных размеров, мешки и т.п.);
  • прием товаров от клиентов разных габаритов и веса (до 1 кг, до 1000 кг и выше, а так же негабаритного груза);
  • прием товаров от клиентов в разных единицах измерения (кг, м.кв., м.куб.);
  • прием и отгрузка товаров клиента с предоставлением дополнительных услуг, таких как ручная или механизированная обработка грузов, паллетирование продукции, применение различных упаковочных материалов, наклеивание стикеров, крепление стреппинг-лентой и многое другое.
  • оказание услуги кросс-докинга (принимаемые от клиентов товары не распределяются для хранения, а распределяются для отправки потребителям сразу из зоны приемки);
  • маркировка (всем принимаемым товарам на склад присваиваются индивидуальные штрихкоды для осуществления дальнейшего учета, перемещения и отгрузки);
  • управление собственным автопарком, приспособленным для перевозок разнообразных грузов (хрупких, требующих поддержания определенных уровней температуры, с короткими сроками годности и т.п.).
  • управление реверсивной (возвратной) логистикой, все возвраты по причинам несоответствий со стороны производителя, поставщика или со стороны потребителя осуществляются на склад ответственного хранения и дальнейшие решения (повторная обработка и отправка, ремонт, утилизация) принимаются там же.
  • оказание непрерывной информационной поддержки, необходимо быть на связи с клиентами и потребителями, предоставлять оперативные консультации и своевременно разрешать негативные ситуации, обрабатывать претензии и рекламации.

Можно выделить ряд типичных проблем, которые могут негативно сказаться на эффективности работы, таких как:

1. Недостаточная организация пространства 

Отсутствие планировки, нерациональное размещение грузов и непрозрачная система прослеживаемости приводят к большим потерям из-за занижения пропускной способности склада. Это, в свою очередь, сказывается на снижении производительности персонала и рациональности использования погрузочно-разгрузочной техники и оборудования. Чаще всего на складах ответственного хранения при использовании ручного труда адресная система не используется.

2. Несоответствие условий хранения требованиям

Многие товары требуют определенных условий хранения, например, строгого соблюдения температурного режима, влажности и уровня освещенности. Нарушение этих условий может привести к порче и финансовым потерям. Недостаток систематического контроля за внутренними условиями на складе, а также отсутствие документирования и разработки планов действий на случай серьезных несоответствий, представляют собой одну из наиболее распространенных проблем.

3. Отсутствие контроля за движением товаров

Недостаточный контроль за приемкой, хранением и отгрузкой товаров может привести к убыткам, недостачам и ошибкам в учете. Поэтому, если на складе не внедрена система сканирования штрихкодов и процессы учета не автоматизированы, риски финансовых потерь достаточно высоки.

4. Неэффективная система управления персоналом

Недостаточная квалификация сотрудников, отсутствие четкой системы мотивации и слабая коммуникация внутри команды приводят к снижению производительности труда и росту ошибок, отсутствие регулярного обучение персонала, прозрачной системы KPI и элементов развития корпоративной культуры всегда занижают эффективность работы склада.

5. Недостаточная автоматизация процессов

Использование исключительно ручного труда или частичная автоматизация процессов приводит к затруднениям в выполнении заказов, а также вызывает ошибки, связанные с влиянием человеческого фактора, что, в свою очередь, увеличивает дополнительные затраты.

6. Проблемы с IT-инфраструктурой

Нестабильное интернет-соединение и устаревшее ПО могут вызвать сбои в функционировании складов ответственного хранения, что зачастую приводит к утечке данных. Кроме того, отсутствие облачных технологий и регулярных процедур резервного копирования не позволяют обеспечить надежную и бесперебойную работу системы.

Система управления складом WMS представляет собой программное обеспечение, предназначенное для управления всеми аспектами складской деятельности. Она охватывает приемку и хранение товаров, управление запасами, сбор заказов, упаковку и отгрузку, позволяет автоматизировать ручные процессы, повысить точность и эффективность операций, а также обеспечить полную прозрачность движения товаров за счет:

  • управления запасами в режиме реального времени: контроль качества и количества, управление местоположением и состоянием товаров, повышение точности учета за счет автоматизации таких этапов операционной деятельности, как прием, сборка и отгрузка. WMS позволяет 3PL-провайдеру осуществлять полный контроль над движением товаров на складе и оперативно реагировать на изменения в ассортименте, минимизируя риск возникновения дефицита или избытка запасов в случае изменения требований как со стороны клиента, так и законодательства.
  • оптимизации хранения: распределение товаров по складу с учетом частоты использования, срока годности, требований к условиям хранения и других факторов. Данные о запасах, спросе и транспортировке из аналитики WMS помогают прогнозировать потребности спроса по каждой группе товаров исключая риски возникновения пересортицы, а возможность внедрения адресного хранения дает возможность оптимально задействовать рабочие площади и минимизировать издержки при планировании маршрутов движения техники и персонала, чтобы использовать пропускную способность склада по максимуму.
  • автоматизированной обработки заказов: от приема до отгрузки, включая сборку и упаковку, WMS позволяет значительно сократить время на обработку и сборку заказов с учетом разных номенклатур, что в итоге повышает показатели работы персонала: скорость отгрузки, скорость комплектаций, количество ошибок, количество возвратов по вине персонала.
  • управления персоналом: планирование расстановки по бригадам и сменам, отслеживание выполнения ключевых показателей эффективности, автоматизированная система управления складом позволяет планировать и оценивать обучение и формировать базу знаний компании для оперативного вовлечения в рабочие процессы новых и временных сотрудников (например, на период сезонных пиков).
  • генерации отчетов и аналитика: получение исчерпывающих данных о показателях работы склада для принятия решений, основанных на фактах. WMS способна проводить необходимый анализ на основе аналитики и вести электронный документооборот, количество документации на бумажных носителях значительно снижается и в любой момент можно запросить нужную форму отчета.
Какую роль WMS играет для сферы 3PL логистики

Автоматизация склада ответственного хранения

Приведу пример внедрения WMS в компании, в которой основной учет велся в системе «1С: Бухгалтерия Предприятия», и все данные выгружались для анализа и отчетности в Excel (информация по взаиморасчетам с клиентами в части тары и упаковки, номенклатуры, ед. измерения). Система адресного хранения не была внедрена, при том что в компании использовали несколько типов хранения: напольное, консольное и стеллажное, что сказывалось на низкой скорости обработки заказов и сложности проведения инвентаризаций. Установка модуля WMS помогла решить сразу несколько важных задач, которые характерны для всех складов ответственного хранения:

1. Интеграция с 1С

Доработка используемой программы учета под специфику товародвижения с возможностью прослеживать партии и учитывать все типы размещения товаров, а также такие критерии, как срок годности, срок реализации, оборачиваемость.

2. Биллинг

Разработка в 1С системы тарификации и расчета услуг хранения заказов позволила осуществлять биллинг с учетом особенностей продукции каждого клиента. Появилась возможность внедрять индивидуальные программы лояльности, предусматривать скидки и особые цены, вносить корректировки в тарифы и дополнять услуги не только хранения, но и разово выполненных работ.

3. Улучшение показателей

Ключевые показатели эффективности работы склада показали существенный рост. Например, скорость проведения инвентаризации повысилась на 50%, количество ошибок персонала во время выполнения складских операций приблизилось к нулю, а скорость сборки заказов увеличилась до 40%.

4. Аналитика данных

Возможность системы вести непрерывный мониторинг работы автоматизированных операций дало возможность своевременно планировать работу склада, сократить затраты на ФОТ, хранение и транспортировку, повысить уровень соблюдения безопасности и обеспечить полный контроль за доступом. Также количество используемых ранее документов на бумажных носителях снизилось до 30%.

Если говорить в общем, автоматизация склада ответственного хранения с помощью WMS включают в себя несколько важных этапов:

1. Анализ существующей системы управления складом и определение целей:

Первым и самым важным шагом является анализ текущей складской системы. Необходимо оценить текущие процессы и изучить все операции от приема товара до его отгрузки, проанализировать инфраструктуру склада, включая его размер, планировку, тип стеллажей и другого оборудования. Следует собрать в единый реестр все текущие программные и аппаратные решения, используемые в компании. На основе этого анализа необходимо сформулировать четкие цели автоматизации; к ним могут относиться повышение производительности в части «увеличения скорости обработки заказов», «уменьшения времени на инвентаризацию», «повышения количества отгруженных заказов без ошибок», снижение затрат на персонал, управление запасами и повышение точности учета.

2. Выбор WMS и интеграция с существующими системами:

На этом этапе необходимо выбрать систему управления складом, которая будет соответствовать требованиям склада и поставленным целям. При выборе модуля следует обратить внимание на функциональность, масштабируемость, а также на способность к интеграции с ERP, CRM и TMS.

3. Внедрение WMS и обучение персонала:

Автоматизация операционной деятельности склада ответственного хранения — комплексный процесс, который включает в себя настройку системы в соответствии с требованиями склада, обучение персонала и тестовый запуск для внесения окончательных корректировок.

4. Мониторинг и оптимизация:

После внедрения системы необходимо регулярно следить за эффективностью установленного программного обеспечения, проводить анализ собранных данных и вносить изменения или разрабатывать корректирующие мероприятия для устранения «узких мест» в работе склада. Это позволит перейти от текущих процессов «as is» к желаемым результатам «to be».

5. Поддержка и обслуживание:

WMS, как и любая автоматизированная система, требует постоянной поддержки и обслуживания, а также осуществления своевременных обновлений. Поэтому важно выбрать надежного поставщика, который сможет обеспечить оперативную помощь в решении технических проблем в удаленном режиме и дать рекомендации по улучшению работы склада.

WMS для сферы 3PL логистики играет решающую роль в создании эффективной и конкурентоспособной цепочки поставок. Она позволяет оптимизировать складские операции, снизить накладные и операционные расходы, а также привлекать еще больше клиентов за счет репутации надежного поставщика услуг.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации09.06.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН 1116165003008
ИНН / КПП 6165168824 616501001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, оф. 322
Телефон +78632098058

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия