Ответственность для европейских компаний за обход санкций против РФ
Несмотря на давление, многие компании из ЕС не прекратили бизнес с Российской Федерацией. Однако это сотрудничество пройдет новое испытание на прочностьОбладатель диплома юриста-международника НГУ и степени LLM университета Гренобль-Альпы. Аспирант МГЮА. Специализация: разрешение коммерческих споров, сопровождение компаний с иностранным участием
Товарооборот с так называемыми «недружественными странами», то есть теми государствами, которые ввели санкции против РФ, значительно сократился за последние 2 года. Однако многие компании не прекратили свою деятельность, продолжая как заключать новые контракты, так и исполнять обязательства по ранее заключенным. Если в России подобная активность только приветствуется, то в самих странах — инициаторах санкций ее пытаются всячески сократить.
Действия Европейского Союза проявляются на двух уровнях:
- Внешний – введение санкций против физических и юридических лиц, запрет на ведение с ними бизнеса и заморозка их активов.
- Внутренний — установление административной и уголовной ответственности за нарушение санкций для компаний и физических лиц государств-участников Европейского Союза.
В данном материале хотелось бы проанализировать именно «внутренний» уровень: ответственность физических и юридических лиц за нарушение санкционного законодательства ЕС, обхода санкций и механизмы контроля такового.
19 мая 2024 г. вступила в силу Директива 2024/1226 от 24.04.2024 «Об Определении уголовных преступлений и наказаниях в случае нарушения ограничительных мер и изменяющая Директиву 2018/1673». Основанием ее принятия послужила неравномерность закрепления ответственности за нарушение ограничительных мер и обход санкций в правовых порядках государств-членов ЕС, отсутствие какого-либо единообразия.
Директива закрепляет понятие нарушения ограничительных мер и понятие их обхода, устанавливает наказания за совершенное нарушение ограничительных мер и обхода санкций, отягчающие и смягчающие обстоятельства, обязательства по осуществлению сотрудничества и координации между наднациональными и национальными институтами, предусматривает создание электронной базы для регистрации соответствующих правонарушений.
Так среди наказаний для юридических лиц можно выделить:
- Исключение из адресатов государственных льгот;
- Исключение доступа к государственному финансированию, включая тендеры, субвенции и концессии;
- Запрет на осуществление коммерческой деятельности;
- Аннулирование разрешения и права на деятельность, которые повлекли совершение уголовного преступления;
- Судебное наблюдение;
- Принудительная ликвидация;
- Закрытие дочерних предприятий, которые служили инструментыми совершения уголовного преступления;
- Публикация соответствующего судебного решения, если это служит общественным интересам;
п.2, ст. 7 Директивы устанавливает максимальные суммы штрафов до 5% годового оборота организации за предыдущий финансовый год.
Директива должна быть трансформирована в национальное законодательство в течение 12 месяцев со дня вступления в силу — до 20 мая 2025 г.
Анализируя Директиву, можно сделать вывод о слишком общих ее формулировках: под действия организаций, которые «косвенно» приведут к получению подсанкционными лицами средств можно подвести практически любую операцию. Проблема для законодателя в ЕС кроется в необходимости доказать с помощью своих механизмов контроля, механизмов сотрудничества с третьими государствами, что конечным бенефициаром транзакций действительно стало подсанкционное лицо.
Директива не имеет прямого действия, не устанавливает конкретную ответственность, а дает лишь понятие правонарушения, общий перечень наказаний и иных характерных для ответственности элементов.
В соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности, действующими в ЕС, ответ на вопрос о конкретной ответственности компании-нарушителя раскрывается в национальном законодательстве государства-участника ЕС, в котором компания зарегистрирована.
Так, например, в немецком Законе «О нарушении нормативных актов» (Act on Regulatory Offences (Ordnungswidrigkeitengesetz) («OWiG»)) Разделом 30 за нарушение законодательства ЕС, в том числе за нарушение санкционных правил, установлены административные штрафы для юридических лиц — до 10 миллионов евро в случае умышленного нарушения и до 5 миллионов в случае совершения преступления по легкомыслию и небрежности. (Для физических лиц максимальная санкция — до 10 лет лишения свободы и штраф до пятисот тысяч евро).
Статьей 459 Таможенного Кодекса Франции установлено наказание в виде 5 лет лишения свободы и штрафа в размере совершенного правонарушения или ее двойного размера за нарушение ограничительных мер.
Несмотря на суровые наказания, чтобы их выносить органу государства-участника ЕС сперва нужно доказать вину компании-нарушителя. Именно поэтому интересным представляется рассмотрение механизмов контроля соблюдения санкций.
Механизмы контроля санкций
В Европейском союзе действует система информирования компетентных органов в случае обнаружения нарушения санкционного законодательства — whistleblower tool. С его помощью любое физическое лицо, сотрудники организаций могут на условиях анонимности проинформировать о нарушениях, совершенных своими работодателями или иными лицами, о нарушениях которых им стало известно.
24 июня 2024 г. 14-ый пакет санкций ЕС ввел обязательство головных европейских компаний проводить комплаенс и вводить процедуры контроля для своих дочерних компаний на предмет экспорта подсанкционных товаров в РФ.
Компетенция Евроюста, Прокурора ЕС, Европола,Европейской Комиссии
Статья 16 Директивы 2024/1226 от 24.04.2024 устанавливает основания для сотрудничества между агентствами ЕС в области нарушения санкционного режима, она обеспечивает возможностью компетентный орган государства-члена обращаться к ним за помощью с целью упрощения раскрытия фактических обстоятельств правонарушений. Помимо этого, Комиссия ЕС предоставляет экспертов и практиков государствам-участникам ЕС с целью распространения и внедрения существующих в ЕС практик и методологии.
Директива накладывает на государства-участники обязательство вести реестры преступлений, связанных с нарушением ограничительных мер и обходом санкций. Комиссия ЕС консолидирует данные реестров государств-участников.
Основным механизмом контроля продолжают выступать органы государств-участников, на которых возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением санкций.
Государства-участники ЕС в лице своих компетентных органов выпускают Сборники правил должного поведения относительно того как вести себя компании-резиденту в международной торговле, как минимизировать риски и провести необходимы достаточные процедуры контроля контрагентов.
Так во Франции контролем за соблюдением санкций занимается Главное управление казначейства и его Отдел по вопросам санкций.
В Испании «Инспекция по контролю за движением капитала» при Министерстве экономики и предпринимательства.
В Германии «Центральное управлениепо обеспечению соблюдения санкций(Zentralstelle für Sanktionsdurchsetzung(ZfS))»
Каждая из приведенных выше стран имеет свои реестры замороженных активов и национальные платформы для «информирования» компетентных национальных органов о соответствующих нарушениях.
Подводя итоги анализа, можно сделать следующий вывод: желающих нарушать санкции не много, а те, кто это делают, делают это профессионально, сохраняя тайну внутри организации, через третьи страны с которыми сотрудничество с ЕС в области уголовного преследования еще не налажено.
В то же время, если российская компания продолжает работу с компаниями из ЕС и находится в «чувствительной» сфере, то есть с подсанкционных секторах, ей следует иметь в виду и учитывать риски привлечения к ответственности как европейских контрагентов, так и работников/учредителей самой компании, если у них есть или могут возникнуть в будущем деловые или личные интересы на территории ЕС.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль