РБК Компании

Ответственность для европейских компаний за обход санкций против РФ

Несмотря на давление, многие компании из ЕС не прекратили бизнес с Российской Федерацией. Однако это сотрудничество пройдет новое испытание на прочность
Ответственность для европейских компаний за обход санкций против РФ
Альберт Козлов
Альберт Козлов
Ведущий юрист

Обладатель диплома юриста-международника НГУ и степени LLM университета Гренобль-Альпы. Аспирант МГЮА. Специализация: разрешение коммерческих споров, сопровождение компаний с иностранным участием

Подробнее про эксперта

Товарооборот с так называемыми «недружественными странами», то есть теми государствами, которые ввели санкции против РФ, значительно сократился за последние 2 года. Однако многие компании не прекратили свою деятельность, продолжая как заключать новые контракты, так и исполнять обязательства по ранее заключенным. Если в России подобная активность только приветствуется, то в самих странах — инициаторах санкций ее пытаются всячески сократить. 

Действия Европейского Союза проявляются на двух уровнях:

  1. Внешний – введение санкций против физических и юридических лиц, запрет на ведение с ними бизнеса и заморозка их активов.
  2. Внутренний — установление административной и уголовной ответственности за нарушение санкций для компаний  и физических лиц государств-участников Европейского Союза.

В данном материале хотелось бы проанализировать именно «внутренний» уровень: ответственность физических и юридических лиц  за нарушение санкционного законодательства ЕС, обхода санкций и механизмы контроля такового.

19 мая 2024 г. вступила в силу Директива 2024/1226 от 24.04.2024 «Об Определении уголовных преступлений и наказаниях в случае нарушения ограничительных мер и изменяющая Директиву 2018/1673». Основанием ее принятия послужила неравномерность закрепления  ответственности за нарушение ограничительных мер и обход санкций  в правовых порядках государств-членов  ЕС, отсутствие какого-либо единообразия.

Директива закрепляет понятие нарушения ограничительных мер и понятие их обхода, устанавливает наказания за совершенное нарушение ограничительных мер и обхода санкций, отягчающие и смягчающие обстоятельства, обязательства по осуществлению сотрудничества и координации между наднациональными и национальными институтами,  предусматривает создание электронной базы для регистрации соответствующих правонарушений.

Так среди наказаний для юридических лиц можно выделить:

  1. Исключение из адресатов государственных льгот;
  2. Исключение доступа к государственному финансированию, включая тендеры, субвенции и концессии;
  3. Запрет на осуществление коммерческой деятельности;
  4. Аннулирование разрешения и права на деятельность, которые повлекли  совершение уголовного преступления;
  5. Судебное наблюдение;
  6. Принудительная ликвидация;
  7. Закрытие дочерних предприятий, которые служили инструментыми совершения уголовного преступления;
  8. Публикация соответствующего судебного решения, если это служит общественным интересам;

п.2, ст. 7 Директивы устанавливает максимальные суммы штрафов до 5% годового оборота организации за предыдущий финансовый год.

Директива должна быть трансформирована в национальное законодательство в течение 12 месяцев со дня вступления в силу — до 20 мая 2025 г.

Анализируя Директиву, можно сделать вывод о слишком общих ее формулировках: под действия организаций, которые «косвенно» приведут к получению подсанкционными лицами средств можно подвести практически любую операцию. Проблема для законодателя в ЕС кроется в необходимости доказать с помощью своих механизмов контроля,  механизмов сотрудничества с третьими государствами, что конечным бенефициаром транзакций  действительно стало подсанкционное лицо.

Директива не имеет прямого действия, не устанавливает конкретную ответственность, а дает лишь  понятие правонарушения,  общий перечень наказаний и иных характерных для ответственности  элементов.

В соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности, действующими в ЕС, ответ на вопрос о конкретной ответственности компании-нарушителя раскрывается в  национальном законодательстве государства-участника ЕС, в котором компания зарегистрирована.

Так, например,  в немецком  Законе «О нарушении нормативных актов»  (Act on Regulatory Offences (Ordnungswidrigkeitengesetz) («OWiG»)) Разделом 30 за нарушение законодательства  ЕС, в том числе за нарушение санкционных правил, установлены административные штрафы для юридических лиц — до 10 миллионов евро в случае умышленного нарушения и до 5 миллионов в случае совершения преступления по легкомыслию и небрежности. (Для физических лиц максимальная санкция — до 10 лет лишения свободы и  штраф до пятисот тысяч евро).

Статьей 459 Таможенного Кодекса Франции установлено наказание в виде  5 лет лишения свободы и штрафа в размере совершенного правонарушения или ее двойного размера за нарушение ограничительных мер.

Несмотря на суровые наказания, чтобы их выносить органу государства-участника ЕС сперва нужно доказать вину компании-нарушителя. Именно поэтому интересным представляется рассмотрение механизмов контроля соблюдения санкций.

Механизмы контроля санкций

В Европейском союзе действует система информирования  компетентных органов в случае обнаружения  нарушения санкционного законодательства — whistleblower tool. С его помощью любое физическое лицо, сотрудники организаций могут на условиях анонимности  проинформировать о нарушениях, совершенных своими работодателями или иными лицами, о нарушениях которых им стало известно.

24 июня 2024 г. 14-ый пакет санкций ЕС ввел обязательство головных европейских компаний  проводить комплаенс   и вводить процедуры контроля  для своих дочерних компаний на предмет  экспорта подсанкционных товаров в РФ.

Компетенция Евроюста,  Прокурора ЕС, Европола,Европейской Комиссии

Статья 16 Директивы  2024/1226 от 24.04.2024  устанавливает основания для сотрудничества между агентствами ЕС в области нарушения санкционного режима, она обеспечивает возможностью  компетентный орган государства-члена обращаться к ним за помощью с целью  упрощения раскрытия фактических обстоятельств правонарушений. Помимо этого,  Комиссия  ЕС  предоставляет  экспертов и практиков государствам-участникам ЕС с целью распространения и внедрения существующих  в ЕС практик и методологии.

Директива накладывает на государства-участники обязательство вести реестры преступлений, связанных с нарушением ограничительных мер и обходом санкций. Комиссия ЕС консолидирует данные реестров государств-участников.

Основным механизмом контроля  продолжают выступать органы государств-участников, на которых возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением санкций.

Государства-участники  ЕС в лице своих компетентных органов выпускают Сборники правил должного поведения относительно того как вести себя компании-резиденту в международной торговле, как минимизировать риски и провести необходимы достаточные процедуры контроля контрагентов.

Так во Франции контролем за соблюдением санкций занимается Главное управление казначейства и его Отдел по вопросам санкций.

В Испании «Инспекция по контролю за движением капитала» при Министерстве экономики и предпринимательства.

В Германии  «Центральное управлениепо обеспечению соблюдения санкций(Zentralstelle für Sanktionsdurchsetzung(ZfS))»

Каждая из приведенных выше стран имеет свои реестры замороженных активов и национальные платформы для  «информирования» компетентных национальных органов о соответствующих нарушениях.

Подводя итоги анализа, можно сделать следующий вывод: желающих нарушать санкции не много, а те, кто это делают, делают это профессионально, сохраняя тайну внутри организации, через третьи страны с которыми сотрудничество с ЕС в области уголовного преследования еще не налажено.

В то же время, если российская компания продолжает работу с компаниями из ЕС и находится в «чувствительной» сфере, то есть с подсанкционных секторах, ей следует иметь в виду и учитывать риски привлечения к ответственности как европейских контрагентов, так и работников/учредителей самой компании, если у них есть или могут возникнуть в будущем деловые или личные интересы на территории ЕС. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации28.03.2006
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Преображенское, ул. Электрозаводская, д. 20 стр. 3
ОГРН 1067746421665
ИНН / КПП 7718579806 771801001
Среднесписочная численность1 сотрудник

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия