РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная К2Тех 1 июля 2024

Подведены итоги партнерской сессии К2Тех на ЦИПР-2024

В ходе сессии К2Тех на ЦИПР-2024 «Внедрять нельзя откладывать. Построение ИТ-инфраструктуры» лидеры отрасли поделились мнением о развитии ИТ-рынка
Итоги партнерской сессии К2Тех "Внедрять нельзя откладывать. Построение ИТ-инфраструктуры сегодня" в рамках конференции Цифровая индустрия промышленной России (ЦИПР)

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) состоялась партнерская сессия К2Тех «Внедрять нельзя откладывать. Построение ИТ-инфраструктуры сегодня». К дискуссии присоединились лидеры ИТ-рынка — представители заказчиков и производителей аппаратных и программных решений. В ходе обсуждения были сформированы 5 трендов в построении ИТ-инфраструктуры.

Курс на 100%-ное импортозамещение

Вот уже более двух лет ИТ-отрасль живет в новой реальности, где популярные западные технологии недоступны и привычные подходы к построению ИТ-инфраструктуры более не эффективны. За это время реестр отечественного ПО пополнился более чем на 60% и включает в себя уже более 21 тыс. продуктов от почти 8 тыс. компаний. Все чаще мы слышим о крупных проектах внедрений российских ИТ-решений, а среди их производителей появились лидеры. 

Еще год назад игроки рынка питали надежды на возвращение западных вендоров в том или ином виде и не прекращали попыток продолжать использовать привычные решения. Однако реальность сегодняшнего дня рисует совершенно другую картину. С начала 2024 года западные производители софта (Veeam, Microsoft, Amazon и т.д) один за другим отключают доступы к своим сервисам для корпоративных клиентов из России. Яркий пример — корпорация Microsoft, которая к середине мая отключила подписки на свои облачные сервисы более чем у половины российских организаций. Все это не может не порождать недоверие у отечественных игроков рынка к зарубежным вендорам. Кроме того, законодательные инициативы и требования регуляторов также способствуют выводу задачи импортозамещения в первый приоритет.  

«К2Тех проводил масштабное исследование, согласно которому в 2023 году 68% крупнейших компаний РФ целенаправленно реализовали проекты по миграции на отечественные решения. Безусловно, бизнес еще не полностью перешел на российские технологии, но есть компании, которые в этом достаточно далеко продвинулись. На пленарной сессии ЦИПР-2024 Михаил Мишустин озвучил, что 80% российских компаний должны перейти на отечественное ПО к 2030 году. Кроме того, не стоит забывать про Указ Президента РФ №166, согласно которому с 1 января 2025 года запрещено использование иностранных продуктов на значимых объектах КИИ, а также про постановление Правительства РФ №1912, с 1 сентября 2024 года ограничивающее применение иностранных ПАК (программно-аппаратных комплексов) в отношении значимых объектов КИИ. Для преодоления вставших перед отраслью вызовов по импортозамещению важно объединить усилия участников рынка», — подчеркнул Игорь Зельдец, заместитель генерального директора по развитию бизнеса К2Тех.

Тем не менее, нельзя сказать, что необходимость импортозамещения застала весь рынок врасплох. На самом деле ситуация неоднородна: кто-то еще даже не приступал, кто-то внедрял решение и потом адаптировался, а кто-то уже с 2014 года разработал стратегию импортозамещения и сейчас находится практически на финишной прямой. Лидерами в переходе стали крупнейшие представители энергетической и нефтегазовой отраслей, и, конечно же, государственные компании. И на текущий момент статус импортозамещения у них варьируется на уровне более 70%. Причем не только в части прикладного программного обеспечения, но и в части базового инфраструктурного ПО: операционных систем, СУБД, систем виртуализации, мониторинга, резервного копирования. 

«К началу этого года 79% рабочих мест мы перевели на отечественную операционную систему. Эта работа активно проводилась последние два года. Сейчас по инфраструктуре для общекорпоративного ПО в части, например, коммуникаций и офисного пакета переведено почти 100% техники. Но хочу подчеркнуть, что фундамент процесса по переходу на отечественную инфраструктуру «Газпром нефть» заложила еще в 2014 году» — поделилась Диана Сюняева, начальник управления стратегии, развития ИТ и создания новых продуктов компании «Газпром нефть», заместитель председателя Ассоциации КП ПОО.

«Бум» ИТ-консалтинга: какую роль сейчас играют интеграторы

В последнее время звучит мнение о том, что до 2022 года системные интеграторы играли существенную роль в построении ИТ-инфраструктур российских компаний. А за последние два года их вклад стал менее заметным, по сравнению с производителями отечественных решений и их заказчиками. И действительно, на фоне агрессивно растущего запроса на импортозамещение в информационном пространстве гораздо большее внимание стало уделяться именно вендорам.

Взглядом на ситуацию со стороны интегратора поделился Алексей Зотов, руководитель ИТ-инфраструктуры К2Тех: 

«Сейчас мы фиксируем настоящий «бум» ИТ-консалтинга. Представителей крупных российских компаний все больше интересует комплексный подход к импортозамещению: на какие решения переходить, в каком порядке их внедрять, как построить дорожную карту и т.д. За последний год мы получили сотни таких запросов. Связано это с тем, что раньше в каждом классе ИТ-решений были один-два крупных производителя, и поэтому был распространен моновендерный подход к построению инфраструктуры. То есть в ее основе лежало множество продуктов от одного вендора, которые хорошо интегрировались между собой. Сейчас в некоторых классах есть десятки решений от разных вендоров. Например, операционных систем в реестре ПО — более 70 штук, платформ виртуализации — почти 40. Из всего этого разнообразия заказчикам зачастую сложно выбрать подходящее решение, которое сможет интегрироваться именно в их инфраструктуры и закрыть их потребности»

«Хотелось бы, конечно, чтобы все было моновендорное, как жили раньше с Microsoft, например. Но реальная жизнь богаче, и сейчас на рынке российского ПО альтернатив стало действительно много. Сложившаяся ситуация предполагает, что вендор может поддержку уровня L3 оказывать. Но без серьезного интегратора, который представляет собой единое окно для заказчика, такая кросс-платформенность не получится», — согласился Андрей Климов, директор по работе с ключевыми заказчиками Группы «Астра»

«Успех внедрения ERP-систем зависит от компетенций выбранного ИТ-партнера. У каждого крупного заказчика бизнес-процессы сложные, поэтому львиная доля нагрузки ложится на интегратора. А мы себе не можем позволить срыв проекта внедрения. Если взялись внедрять 1С, то 1С должен заработать. Поэтому роль интегратора крайне важна в наших проектах, и к его выбору мы подходим с особым вниманием»,дополнил Борис Нуралиев, директор фирмы «1С».

Тренд на готовые экосистемы продуктов и программно-аппаратные комплексы

В описанной выше ситуации крупным производителям ПО и оборудования стали очевидны ключевые векторы для развития. Во-первых, это повышение уровня зрелости решений и развитие их функциональных возможностей. Во-вторых — создание готовых экосистем из совместимых друг с другом программных продуктов. И в-третьих, это повышение уровня совместимости между решениями разных производителей. Это необходимо для того, чтобы, условно, обновление софта от одного производителя не приводило к сбоям в другом программном продукте, которое используется в этой же информационной системе. И это применимо не только к программным решениям, но и к аппаратным. Запросы на программно-аппаратные комплексы растут кратно год от года.

Те, кто преуспевают по этим направлениям, получают значительное конкурентное преимущество. И в целом, если говорить про глобальный тренд, то мы сейчас видим стремительный рост количества технологических партнерств и общую консолидацию российских производителей ради совместного развития отечественной ИТ-отрасли.  

«У заказчиков большой запрос на создание программно-аппаратных комплексов. Мы определили для себя в каждой категории ПО ключевых партнеров, с которыми идем в те или иные совместные проекты в области систем виртуализации, резервного копирования, СУБД, операционных систем и так далее. «Группа Астра» и Orion soft входят в этот список, это наши ключевые партнеры в своей категории», — заметил Андрей Андрианов, вице-президент по стратегическому развитию группы компаний «Аквариус».

Повышение уровня зрелости отечественных решений отмечает Игорь Скобелев, генеральный директор «Цифрум» (Госкорпорация «Росатом»). По его наблюдению, ситуация острой нехватки зрелых решений, с которой заказчики столкнулись в 2022 году, более не актуальна. И сейчас на рынке есть все необходимые решения для построения стабильной, импортонезависимой ИТ-инфраструктуры. 

Тезисы коллег о текущем уровне зрелости ИТ-рынка поддержал Андрей Климов, директор по работе с ключевыми заказчиками Группы «Астра»

«Мы уже несколько лет собираем многокомпонентную экосистему и таким образом заполняем ниши ушедших вендоров. Сейчас у нас около 3 млн рабочих станций работает на нашем ПО, десятки-сотни тысяч серверных инсталляций, бэкап петабайтами измеряется. Поэтому ИТ-рынок и отечественные продукты достаточно зрелые. Я бы в формуле «Внедрять нельзя откладывать», точно ставил бы восклицательный знак. «Внедрять!»»

Гибридная инфраструктура, мультиоблако и другие подходы построению ИТ-ландшафта

Необходимость импортозамещения подтолкнула заказчиков к поиску новых путей и подходов к построению ИТ-инфраструктур. Переход с привычных решений на новые должен быть прозрачен, а значит не должен влиять на бизнес-процессы и тем более приводить к длительному простою.

Поэтому за последний год среди заказчиков из российских компаний сформировался тренд на построение гибридных инфраструктур. При таком подходе они не «вырывают с корнем» привычное решение и сразу меняют его на новоеа действуют постепенно. Допустим, ставят рядом с текущим почтовым сервером новый. После чего переводят часть своих пользователей в пилотную зону, чтобы собрать обратную связь и обучить их работе с новыми решениями. И далее работают в таком гибриде. По сути, это такой способ подстелить себе соломку. Некий план «Б» на случай, когда потребуется резко перейти. Так как, когда этот момент настанет, в компании уже будут специально обученные пользователи, администраторы и команда технической поддержки. И далее при необходимости уже можно масштабироваться.

Также в сегменте компаний уровня enterprise сейчас наблюдается тренд на развитие в направлении мультиоблака (multicloud). Это подход, при котором компания использует несколько публичных или частных облаков от разных провайдеров. В том числе, появляются «Гособлака», часто у заказчиков есть собственные инсталляции. Поэтому запросы у них в основном на автоматизацию, оркестрацию и сокращение ручных операций администраторов. А также на удобные инструменты по работе с различными видами инфраструктуры. 

«Еще один ключевой тренд — это микросервисная архитектура. Собственно, это следствие тренда последних нескольких лет на переход от монолитных систем к микросервисам. Рост контейнерной инфраструктуры относительно классической виртуализации где-то в 2-3 раза выше. Поэтому мы сейчас активно вкладываемся в наш продукт по работе с микросервисами, с Kubernetes», — дополнил Евгений Шишков, управляющий директор Orion soft

Нехватка ресурсов и необходимость дополнительного обучения сотрудников

Заказчики, вендоры, интеграторы — так или иначе они сталкиваются со своими уникальными вызовами и имеют свои точки зрения на сложившуюся ситуацию. Однако есть один тезис, с которым безусловно согласен каждый игрок рынка. Это острая нехватка квалифицированных кадров.

«Сложности, с которыми мы сталкиваемся в отрасли, — следствие нехватки инженеров и специалистов с опытом тестирования оборудования, создания комплексных решений. Крупные игроки рынка заняты решением этой проблемы. «Аквариус» в рамках программы «Больше, чем старт!» знакомит учащихся вузов, колледжей и школ с компанией, технологиями и тенденциями. Таким образом мы взращиваем у них интерес к сфере ИТ», — рассказал Андрей Андрианов, вице-президент по стратегическому развитию группы компаний «Аквариус».

Компании сейчас максимально сосредоточены на поиске кадров и разработке программ мотивации для сотрудников. Некоторые забирают в штат командами специалистов из ушедших из России вендоров. Также среди производителей ПО звучит мнение, что в текущих условиях заказная разработка продукта под конкретного заказчика — это не что иное, как отвлечение ресурсов. И гораздо больший экономический эффект для всех заинтересованных сторон имеют проекты, где 80% функциональности продукта работает из «коробки» и только 20% необходимо дописать под заказчика.

Кроме того, заказчики отмечают, что при реализации проектов импортозамещения сталкиваются с неготовностью со стороны своих сотрудников переходить на новые продукты. Ведь это означает необходимость дополнительного обучения.

«Здесь есть очень важный нюанс, что ожидания после работы с привычными, более зрелыми решениями очень высокие. Поэтому мы проводим комплексную работу с сотрудниками, обучаем и показываем, как работать с отечественными решениями. В связи с этим была создана школа российских технологий на базе факультета информационных технологий корпоративного университета «Газпром нефти»», — поделилась Диана Сюняева, начальник управления стратегии, развития ИТ и создания новых продуктов компании «Газпром нефть», заместитель председателя Ассоциации КП ПОО.

Со своей стороны вендоры сейчас также активно вкладываются в обучение сотрудников на стороне своих заказчиков и ИТ-партнеров. Пилотирование, внедрение, сопровождение и прочие этапы проектов влекут за собой довольно большой объем работы. И если персонал оказывается неподготовленным, то эти процессы занимают значительно больше времени. Поэтому российские производители решений сейчас стараются стать для заказчиков и ИТ-партнеров источником информации: предлагают демо-оборудование для изучения, разрабатывают не только собственные программы обучения, но и партнерские, совместно с другими вендорами.

Подводя итог дискуссии, эксперты согласились с тем, что сейчас нет ни одной крупной компании, которая бы не задумывалась о переходе на российские продукты. Вендоры ПО показывают рост, а количество производителей отечественного оборудования уже исчисляется десятками на конференции ЦИПР было представлено множество новых решений и прототипов от ведущих производителей. ИТ-партнеры тоже успели накопить опыт и компетенции, «набив шишки» в первых проектах импортозамещения. И все это выливается в очень важный результат — успешные проекты внедрения и развитие отечественного производства. Это общее достижение слаженной работы всех игроков ИТ-отрасли. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.02.2009
Уставной капитал120 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хамовники, пер. Большой Саввинский, д. 9 стр. 2
ОГРН 1097746072797
ИНН / КПП 7701829110 770401001
Среднесписочная численность40 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия