Как правильно озвучить open space: технологии и психоакустика
Акустика опенспейса требует грамотного инженерного подхода. Здесь нет универсальных решений, но есть четкие принципы

Эксперт в области Hi-Fi и Hi-End с 30-летним стажем, главный редактор медиаблога Pult.ru, в прошлом главный редактор журналов «АудиоМагазин» и «What HI-FI?»
Современный офис уже давно перестал быть набором отдельных комнат. Open space (открытое пространство) — это архитектурный и операционный стандарт в десятках тысяч компаний, от IT и консалтинга до креативных агентств и стартапов. Однако архитектурная свобода оборачивается новыми проблемами — прежде всего в сфере акустики и озвучивания.
Как добиться качественного, ненавязчивого и при этом функционального звука в опенспейсе? Как акустическая среда становится фактором производительности и что здесь общего с психоакустикой? Ответы — ниже.
Акустические реалии открытых пространств
Офисы открытого типа — это, как правило, помещения со свободной расстановкой рабочих мест, высокими потолками, обилием стекла и минимумом звукопоглощающих поверхностей. Именно эти характеристики создают акустическую проблему: высокий уровень реверберации и повышенный фоновый шум.
По европейским нормативам уровень речевого шума в офисных пространствах класса А не должен превышать 55 дБ для комфортной деятельности. Превышение этого порога даже на 10 дБ снижает когнитивную эффективность сотрудников, а при постоянном интенсивном воздействии вызывает аудиофатиг — усталость слухового анализатора. Конечно, многое зависит и от самого сотрудника — кто-то только рад раствориться в шуме, а кому-то для сложных задач важна максимально комфортная акустическая среда.
Решение этих задач требует не просто установки колонок, а проектирования системной акустической архитектуры, учитывающей как физику распространения звука, так и психоакустические особенности восприятия.

Без обработки даже лучшие колонки бессильны
Даже самая продвинутая акустическая система не решит задачу, если сам офис работает как резонатор. Голые бетонные стены, стеклянные перегородки и подвесные потолки без звукопоглощения превращают open space в камеру с высоким временем реверберации.
Чтобы снизить акустический шлейф речи, необходим комплексный подход к звукорассеиванию и звукопоглощению. Особое внимание следует уделить зонам переговоров и колл-зон. Например, звукопоглощающие перегородки позволяют локализовать звук и исключить «акустические перекрестки» между рабочими группами. Расчет расположения элементов проводится с использованием программного обеспечения, учитывая площадь, геометрию и отражающие свойства помещения.
Изоляция от уличного и инженерного шума: архитектура тоже должна звучать
Звуки улицы, систем вентиляции, лифтов, сантехнических узлов — все это может вносить вклад в акустическую нагрузку офиса. На практике вблизи магистрали или в зданиях со слабой изоляцией уровень шума может достигать 65–70 дБ, а то и превышать эти значения.
Решение — многоуровневая звукоизоляция:
- окна с двухкамерным стеклопакетом обеспечивают снижение внешнего шума на 30–40 дБ;
- акустические панели, плавающие полы и звукоизолированные перегородки препятствуют передаче структурного шума;
- акустические уплотнители и виброразвязка инженерных систем уменьшают передачу низкочастотных колебаний.
Важно помнить: изоляция от внешнего шума — базовый слой акустической среды, без которого вся внутренняя звуковая архитектура теряет эффективность. Особенно это критично в зданиях смешанного назначения, где офисные блоки соседствуют с коммерческими или жилыми помещениями.

Технологии распределенного озвучивания
В крупных офисах нередко возникают задачи голосовой трансляции сообщений, экстренного оповещения, запуска фоновой музыки. И здесь важно, чтобы звук был не просто слышен, а также был и разборчив — особенно при фоновом шуме. По стандарту STIPA, уровень разборчивости речи в рабочих помещениях должен быть не ниже 0.6 (из 1.0), что требует строгого контроля множества параметров. Главный принцип качественного звука в open space — равномерность и направленность.
На практике это означает использование встраиваемой акустики, то есть сетки потолочных или настенных динамиков с малыми размерами и контролируемым углом раскрытия. Расчет плотности размещения зависит от высоты потолка, уровня фонового шума и желаемой громкости на рабочих местах.
Что касается фоновой музыки, то она может стать инструментом повышения продуктивности — но только если она подобрана и озвучена правильно. Согласно ряду исследований, фоновая музыка в стиле ambient или lo-fi может снижать тревожность и улучшать концентрацию. Эффект особенно выражен при умеренной громкости акустики, отсутствии вокала и равномерности по всему частотному спектру. Касаясь данного вопроса, нельзя пройти и мимо понятия sound masking.
Психоакустика как инструмент управления вниманием
Психоакустика — раздел науки, изучающий восприятие звука человеком — все чаще используется при проектировании звуковых решений для офисов. Один из ее ключевых выводов: мозг лучше переносит монотонный нейтральный шум, чем отдельные звуковые пики (например, чужой разговор).
Из этого вытекает концепция маскирующего звука (sound masking) — генерации специально подобранного широкополосного шума, который снижает слышимость речи и нивелирует звуковой дискомфорт. Маскирующий сигнал, как правило, имеет спектральную плотность, близкую к нейтральному шуму с акцентом в диапазоне речевых частот (250–5000 Гц). Sound masking особенно эффективен при сочетании с правильно направленными потолочными колонками.
Аудио — это инфраструктура, а не опция
Акустика опенспейса требует грамотного инженерного подхода. Здесь нет универсальных решений, но есть четкие принципы: равномерность, контроль направленности, работа с психоакустикой и интеграция в единую систему управления. И если раньше акустика считалась второстепенной, то теперь — это часть инфраструктуры комфорта и эффективности.
Источники изображений:
Freepik.com
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



