Как преодолеть паранойю производительности
На SKOLKOVO Executive Learning Forum Виктория Никольская и эксперты форума дали рекомендации по повышению производительности труда в условиях дефицита кадровСпециалист по подбору middle- и топ-менеджеров — почти 20 лет опыта работы, из них 12 лет в Ward Howell и 6 лет на управленческих должностях в ВЭБ.РФ и Х5 Group.
Рекомендация №1. Отдать приоритет налаживанию бизнес-процессов
На основании запросов клиентов на поиск топ- и middle-менеджеров, акционеры по-прежнему хотят видеть управленцев, которые умеют зарабатывать деньги. Поэтому, прежде чем переходить к экспериментам в любых процессах компании, считаю, что нужно начинать с анализа текущих бизнес-процессов и ответа на вопрос, для чего и как их нужно менять. Ведь источник повышения эффективности и достижения бизнес-результатов — именно порядок в процессах: их четкое описание, согласованность и письменная фиксация для каскадирования на все уровни компании вне зависимости от ее размера.
Взгляд на процессы бизнеса «сверху», чтобы увидеть всю картину целиком, в значительной степени снимает вопрос, какие направления нуждаются в корректировке.
Рекомендация №2. Рассматривать диджитализацию как инструмент, а не цель
Пугающие цифры аналитики от «Яков и Партнеры», которые прогнозируют дефицит кадров в размере 2–4 млн человек в России к 2030 году, подталкивают руководителей как можно скорее автоматизировать процессы и «обезлюдить» цеха. Тем более на это есть спрос:
За последние полгода почти каждый наш клиент хочет видеть в резюме кандидатов опыт цифровизации-диджитализации. Это требование теперь распространяется на всех функциональных руководителей. И действительно, у многих существует иллюзия, что цифровизация всех спасет. Для кандидатов, претендующих на должность топ-менеджеров, это сигнал, что они должны обладать цифровыми компетенциями, должны ориентироваться в инновационных инструментах и предлагать нужные в каждом контексте.
При этом важно понимать: диджитализация процессов — это не панацея. Она может снять часть рутинных задач, ускорить разные этапы производства или обработки документов, высвободить деньги, средства, время, управленческий ресурс. Отмечу, что у управленца всегда должно быть понимание, зачем все эти ускорения и куда перенаправить ресурсы.
Рекомендация №3. Сделать менеджера проводником ценностей компании
Некоторые руководители полагают, что размышления о ценностях компании и результативность на практике — две сложно сочетаемые вещи.
На самом деле, в этом и заключается главная и, пожалуй, самая сложная задача менеджера. Именно он обязан «приземлять» высокие слова из стратегии и миссии компании на показатели эффективности и задачи команде, видеть потенциал в каждом работнике и максимально его задействовать. Ведь основной канал коммуникации сотрудников со своим работодателем — руководитель. Его стиль управления, действия напрямую влияют на то, как будет работать коллектив. Поэтому плохой менеджер — это одна из первых причин увольнения сотрудников.
«Игреки» выгорели, «зумеры» капризничают. Но топ-менеджеру необходимо вовлекать всех этих людей, добиваться от них повышения производительности и результатов. Для этого руководителю надо максимально расширять свой управленческий инструментарий. И цифровизация, и работа с ценностями, и эмпатия — все это теперь необходимые компетенции для успеха.
Рекомендация №4. Сделать HR-процессы человекоцентричными
Модель человекоцентричного HR строится на довольно простом принципе: если сотруднику в организации плохо, то и клиенту тоже будет плохо. Довольный сотрудник — довольный клиент.
При этом отчет Gartner о топ-5 приоритетов HR-лидеров в 2024 году показал тревожные для управленцев цифры: 26% опрошенных сотрудников спорят за право на личное время (удаленная работа, гибридный режим и т. д.), 50% беспокоятся о продуктивности работы, еще 50% не доверяют своим руководителям. В то же время в исследовании НИУ ВШЭ «Новое в менеджменте. Главные идеи 2023» отмечается, что 60% сотрудников дистанцированы от работы, 44% — испытывают стресс каждый день, а 19% и вовсе чувствуют себя несчастными, 53% — считают, что их работа страдает от плохого психологического состояния.
Конечно, в полностью расслабленном состоянии человек физически не может ни работать, ни учиться. Но помимо работы на людей воздействует ряд серьезных отвлекающих и стресс-факторов. В этом случае не учитывать влияние среды означает обречь бизнес на стагнацию. Все эти цифры можно считать «домашним заданием» для топ-менеджеров и эйчаров. Им необходимо сначала помочь себе справиться со стрессом, затем выйти практически психологом в свою команду: где-то поддержать, подбодрить, включить.
В этой сессии SKOLKOVO также приняли участие директор программы SKOLKOVO MBA, сопродюсер программы «Управление бизнесом на данных» Иван Хворов, генеральный директор ООО «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров и директор по компенсациям и льготам АО «Альфа-Банк» Светлана Грайхе. Модератором сессии стала профессор бизнес-практики Елена Витчак.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль