РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как посчитать доходность сделки

Для оценки выгодности сделки недостаточно выручки. Может оказаться, что самые крупные по сумме продажи приносят минимум реальной прибыли
Как посчитать доходность сделки
Источник изображения: Unsplash.com
Ирина Екимовских
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.

Подробнее про эксперта

Иногда кажется, что мы хорошо зарабатываем на сделке, но на деле за счет условий покупки у поставщика и продажи клиенту можем получать значительно меньше прибыли, чем ожидали. Поэтому просто анализировать маржу недостаточно.

Почему с виду прибыльная сделка может оказаться невыгодной

Допустим, купили за 100 ₽, продали за 150 ₽ — 50 ₽ заработали. Маржинальная рентабельность 33%. Хорошо? А если за закупку мы заплатили вперед, а покупателю продали с отсрочкой 30 дней? Не окажется ли так, что дебиторка «съела» существенную часть нашей прибыли?

Когда мы принимаем решение по сделке — стоит ли заключать договор на определенных условиях, — важно соотносить прибыль со стоимостью капитала, который вкладываем для ее получения. Доходность капитала с учетом его стоимости — это показатель EVA (экономическая добавленная стоимость), который называют более честной чистой прибылью.

EVA по товару рассчитывают таким образом: из маржинальной прибыли вычитаем стоимость капитала, умноженную на размер капитала, инвестированного в клиента / товар.

EVA = NOPAT — IC * WACC

Бизнес инвестирует капитал в активы: остатки товаров на складе, дебиторскую задолженность. А также оплачивает поставщику товар, часто, в предоплату. Все это складывается в капитал, инвестированный в клиента (сделку).

Отрицательный показатель EVA означает неэффективное использование капитала. Наш капитал, вложенный в товар, не обеспечивает желаемую доходность. Проще говоря, мы недостаточно зарабатываем на такой сделке.

Положительное значение EVA означает эффективное использование капитала.

Нулевое — приемлемо, так как мы получаем заданную доходность на вложенный в товар капитал.

Продвинутые компании стараются сближать соотношения товарных остатков и кредиторскую задолженность. Это значит — держать небольшой быстрооборачиваемый склад и стараться платить поставщикам по факту поставки, а лучше с отсрочкой. В крупных розничных и оптовых компаниях оборачиваемость и отсрочка, которую дает поставщик, — важные элементы контроля, которые позволяют минимизировать использование дорогого капитала, то есть, капитала собственника или банковские кредиты.

Важно следить за тем, чтобы все, что было вложено в товар, стоило как можно меньше, а расходы ложились на капитал поставщика. Для вас это — кредиторская задолженность, а для него — дебиторская. Поставщик, кстати, тоже может рассчитывать эффективность и анализировать, насколько выгодно продавать вам товар в рассрочку.

Как работать с товарами

Чтобы максимизировать прибыль, также важно контролировать доходность групп товаров. Для этого необходимо разбить их на категории АВС — по выручке (спросу), и XYZ — по оборачиваемости (как быстро продается и превращается в деньги).

В целом работа со складам будет строиться по принципу: не допускать отсутствия самых востребованных позиций (категория А), снижать количество товара без движения и остатка товаров категории СZ.

Склад продукции — это актив бизнеса, с помощью которого можно регулировать доходность товара. Часто бывает, что у компании есть основной низкомаржинальный продукт, по которому всегда большой остаток. При этом в структуре капитала есть значительная доля платного заемного капитала. И когда мы начинаем рассчитывать доходность товара, получается, что на этой группе теряем из-за остатков. Поэтому при расчете доходности, как минимум, должна быть положительная EVA по товару.

Расчет рентабельности капитала на остаток товара позволит понять, какие группы товара приносят максимальную относительную экономическую добавленную стоимость. Это позволит определять эффективную структуру склада и выбирать поставщиков, с которыми выгоднее работать.

Деньги, вложенные в бизнес, должны работать и приносить прибыль. Чтобы получать доходность капитала на уровне 20-30% и быть финансово эффективной компанией, надо правильно рассчитывать показатели доходности сделок с учетом средств, вложенных в товар.

Именно EVA помогает увидеть необходимость корректирующих мер, принять обоснованные решения по проектам / клиентам и найти, в какие сделки компания неэффективно вкладывает деньги.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации30.05.2002
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Свердловская, г.о. город Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12 стр. 1, офис 504
ОГРН 1026602337068
ИНН / КПП 6658149843 668501001
Среднесписочная численность51 сотрудник

Контакты

Адрес Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон +73433517845

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия