Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Врач-исследователь, преподаватель: как меняется роль врача в XXI веке

Как наука меняет медицину и карьеру специалистов — в интервью с Анной Коробейниковой
Врач-исследователь, преподаватель: как меняется роль врача в XXI веке
Источник изображения: Canva.com
Анна Коробейникова
Анна Коробейникова
Руководитель научного отдела инновационной академии профессионального развития «Докстарклаб»

Кандидат медицинских наук, руководитель научного отдела инновационной академии профессионального развития «ДОКСТАРКЛАБ»

Подробнее про эксперта

Наука, клиническая практика и образование — три ключевые составляющие современной медицины, которые традиционно развивались обособленно. Сегодня эта модель быстро устаревает. От врача все чаще ожидается не только следование протоколам, но и участие в исследованиях, разработке новых решений, работе с большими данными.

Почему научный подход становится неотъемлемой частью клинической работы? Как медицинское образование адаптируется к вызовам цифровой трансформации? И почему молодые врачи все чаще рассматривают науку как инструмент карьерного роста, а не формальность?

Об этом — в интервью с руководителем научного направления академии Докстарклаб, где врачей учат не только лечить, но и думать исследовательски.

Анна, как вы оцениваете место научной деятельности в современной российской медицине? Насколько сегодня врач может и должен быть исследователем?

Я бы сказала, что наука в российской медицине сейчас проходит этап переосмысления: меняются задачи, форматы, инструменты. Долгое время существовал разрыв: были «ученые», которые занимались только наукой и фундаментальными исследованиями в институтах, и были «клиницисты», которые работали в учреждениях здравоохранения  и просто лечили пациентов по готовым протоколам. Сегодня этот барьер стирается, происходит ассимиляция науки и практики.

Медицина развивается с сумасшедшей скоростью, все быстро меняется и то, что было актуально сегодня, может быть устаревшим завтра. Поэтому врач, который не следит за научными новостями, не в курсе современных исследований рискует превратиться в механического исполнителя утвержденных инструкций, лечить по шаблону, не задумываясь и не погружаясь глубоко в историю пациента.

Поэтому однозначно врач должен быть исследователем. Сегодня это не равно сидеть в лаборатории с пробирками или ставить эксперименты на животных. Это образ мышления, это умение задавать вопросы и уметь находить ответы. Это критическое мышление, способность анализировать большие массивы информации, видеть закономерности и принимать взвешенные решения.

Как изменяется представление о карьерной траектории врача? Возможна ли сегодня устойчивость в профессии без выхода за рамки клинической практики?

Классическая карьерная лестница «ординатор → врач → заведующий отделением» уходит в прошлое. Сегодня траектория развития  врача становится многогранной и масштабной. И в условиях быстро меняющегося мира, с развитием цифровых технологий, с возрастанием нагрузки на систему основным условием устойчивости становится диверсификация. Врач, который параллельно с приемом пациентов ведет небольшой исследовательский проект, преподает или консультирует стартап, гораздо более защищен от карьерных тупиков и выгорания. Он создает себе «профессиональную подушку безопасности», состоящую из разных, но взаимодополняющих навыков.

Ваша роль в академии Докстарклаб — про науку в образовании. Какую задачу вы решаете в академии как руководитель научного направления?

Моя главная задача — рассказать врачам, что наука — это не скучно, сложно, непонятно и совсем не нужно, а это  практический и увлекательный инструмент для повседневной работы врача.

Мы создаем безопасную среду для первых шагов в науке. Начать — это очень сложно, особенно когда вступаешь в новый непонятный мир. Мы снимаем барьеры перед наукой: показываем, как провести небольшое исследование, написать статью или выступить на конференции. Мы даем понятные алгоритмы и поддерживаем на каждом этапе.

Любой наш курс, будь то по кардиологии или коучингу, основан на принципах доказательной медицины. Мы не просто даем информацию, мы показываем, откуда она взялась, на каких исследованиях основана и какие есть ограничения.

Расскажите о ключевых научных проектах, которые сейчас реализуются внутри академии. На чем вы делаете акцент?

Внутри академии мы развиваем несколько направлений, но ключевой акцент делаем на исследованиях в области медицинского образования. Нам интересно понять, как учить врачей эффективнее. Мы сравниваем, что лучше работает для усвоения навыков: симулированный пациент, разбор клинических случаев или традиционные лекции. Мы собираем данные, анализируем обратную связь и корректируем наши программы.

Другое направление — это цифровизация здравоохранения. Как измерить цифровые компетенции, как определить, что на них влияет? Эти исследования становятся крайне важными в условиях непрерывного внедрения новых IT-решений в медицину.

Акцент мы делаем на прикладных исследованиях. Наша цель — не просто опубликовать статью в журнале, а получить данные, которые помогут нам здесь и сейчас улучшить наши образовательные продукты и сделать обучение врачей более осмысленным и результативным.

Как изменяется статус научной работы среди молодых врачей? Есть ли сдвиг в восприятии — от обязательной формальности к инструменту развития?

Да, и этот сдвиг очень заметен. Если 10-15 лет назад защита диссертации часто воспринималась как формальность для получения категории или должности, то сегодня молодые врачи видят в науке реальный инструмент для карьерного и личного роста.

Одна из главных причин — потребность в конкурентном преимуществе. Сейчас просто быть хорошим клиницистом уже недостаточно. Публикации в международных журналах, выступления на конференциях, участие в грантах — все это становится важной частью профессионального портфолио, которая открывает двери в лучшие клиники и проекты.

Молодое поколение врачей не хочет просто механически выполнять работу. Они хотят понимать глубинные процессы, вносить свой вклад в развитие медицины, быть частью глобального научного сообщества. Наука дает им эту возможность.

Конечно, формальный подход еще встречается. Но тренд очевиден: все больше молодых специалистов приходят в науку не потому, что «надо», а потому, что им интересно. Они видят в этом способ стать настоящим профессионалом, расширить свой кругозор и сделать свою работу более глубокой и значимой.

Какие вызовы вы видите в стыке трех сфер — науки, клинической практики и образования? Где в этой системе наибольшее сопротивление, а где потенциал для роста?

Наверно, это устройство самой системы. У клинициста нет времени на науку, потому что он завален пациентами и отчетностью. У ученого нет времени на преподавание, потому что ему нужно писать заявки на гранты. У преподавателя нет времени на практику, и он отрывается от реальности. Эта система постоянно растаскивает людей по разным углам.

Но потенциал роста огромный. Сегодня в медицине накапливаются огромные массивы данных (электронные карты, результаты анализов). Если мы научимся правильно и этично их анализировать, мы сможем проводить исследования быстрее и дешевле, прямо на рабочем месте. Это идеальный мост между клиникой и наукой.

Кроме того, велика потребность в специалистах, которые могут работать на стыке направлений. Нужны специалисты, которые могут быть и врачами, и исследователями, и преподавателями. И нужны площадки (такие как наша академия), где эти люди могут встречаться, обмениваться идеями и создавать совместные проекты.

Но в конечном счете, и врач, и ученый, и педагог работают ради одной цели — блага пациента. Если выстроить всю систему вокруг этой ценности, то многие противоречия снимаются. Наука должна отвечать на запросы клиники, а образование — транслировать самые передовые и полезные для пациента знания.

Поэтому главный вызов и одновременно главная возможность — это построение экосистемы, в которой эти три сферы не конкурируют за ресурсы, а органично дополняют и обогащают друг друга. Тот, кто сможет решить эту задачу, и будет определять будущее медицины.

Модель врача, ограниченного рамками одной профессиональной функции, постепенно утрачивает актуальность. В условиях цифровизации, роста данных и усложнения клинических задач выигрывают те специалисты, кто готов совмещать роли: исследователя, преподавателя, практика. Именно такие специалисты сегодня формируют контуры медицины будущего.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Топ-100 крупнейших онлайн школВ 2024 году Академия вошла в число крупнейших онлайн школ GetCourse по версии Smart Ranking
Победитель Премии «Здравомыслие»Книга «Быть врачом» стала победителем престижной премии «Здравомыслие» в номинации «Эскулап»
Победитель премии #МЫВМЕСТЕАкадемия стала победителем регионального этапа премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Ответственый бизнес»

Контакты

Адрес
125080, Россия, г. Москва, Волоколамское ш., д. 3, стр. 2
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия